Компьютеризация обучения и информационные технологии в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Учебное занятие в условиях интеграции создает благоприятные условия для продуктивного формирования информационной культуры. В ходе учебного занятия в условиях интеграции решаются задачи изучения содержания дисциплин, направленных на освоение информационной области знаний и содержания других общеобразовательных, общепрофессиональных, специальных и практических дисциплин.

Файлы: 1 файл

курсовая Юрик.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Информационные  технологии прочно вписались в учебный процесс как новое мощное средство. Во многих отечественных и зарубежных источниках подчеркивается, что стремление внедрить информационно-коммуникационные технологии для сбора, получения, накопления, обработки информации основываются на концепции образования, основной целью которого служит накопление знаний, умений и навыков, необходимых для формирования информационной культуры при активном освоении информационной деятельности, необходимой для выполнения профессиональных функций в условиях информационного общества [4], [5].

Необходимо  соблюдение гигиенических требований – соответствующего температурного режима, подлежащих норм освещения и т.п. К гигиеническим требованиям к занятиям при использовании компьютерных средств должны быть добавлены требования в соответствии с современным санитарным законодательством (Сан ПиН “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”): а) с целью уменьшения зрительного утомления студентов и статического напряжения при работе с компьютером рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз и обязательных физкультминуток. Соблюдение перечисленных профилактических мероприятий снижает зрительное и статическое напряжение; б) соблюдение регламентированной длительности непрерывной работы непосредственно за компьютером; в) неукоснительное выполнение правил по технике безопасности при нахождении в компьютерном кабинете при работе с компьютерными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 

    1.  Идеи компьютеризации и информатизации обучения.

Пока наша страна отстает в информатизации своей  жизни от многих государств, причем не только высокоразвитых. В информатизации в целом и в информатизации образования в частности.

Еще в 2000 году как  в Беларуси так и в России один компьютер приходился на 500 учащихся, тогда как в Германии и Италии в то время одним компьютером  пользовались соответственно 22 и 12 школьников, в Великобритании -- 8 школьников. Мировыми лидерами в компьютеризации школ и других учебных заведений были Австралия и США, в этих странах каждый пятый учащийся был обеспечен компьютером.

Заметные изменения  в нашей стране начали происходить  в 2001 -- 2002 годах. По инициативе Президента новая компьютерная техника стала поставляться в наши учебные заведения. В результате к концу 2002 года среднее число учащихся, пользующихся одним компьютером, сократилось примерно до 200 человек на один компьютер. Конечно, это прорыв. Но считать, что компьютеризация образования в Беларуси состоялась, пока, мягко говоря, преждевременно.

Из всех школ республики  по разным данным имеют  доступ в интернет от 10 до 20 процентов. В любом случае мы опять отстаем, причем не только от развитых стран, но и от наших бывших союзников по социалистическому лагерю. Так, 58% школ Венгрии, 40% школ Чехии и 35% школ Польши уже имеют выход в Сеть.

Поставить в  учреждения образования компьютеры, подключить их к интернету не просто (в первую очередь из-за больших  затрат), но вполне возможно. Но ведь это не самоцель. Задача гораздо шире: обновить систему образования, повысить его качество. Значит, необходимо содержание, электронная «начинка». То, что принято называть цифровыми, или электронными, образовательными ресурсами.

Для того чтобы в основном удовлетворить потребности учреждений образования в электронных образовательных изданиях и ресурсах, нужно не менее 250 миллионов долларов, тогда как в федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -- 2005 годы)» на эти цели выделено примерно 100 миллионов долларов.

И, наконец, последний  момент, но отнюдь не по степени значимости. Любые технологии, даже самые высокие, не работают без людей. Для внедрения  и использования информационных технологий в образовании нужны технические специалисты, создающие технологии, их развивающие и поддерживающие, а также педагоги, эти технологии применяющие.

Сегодня многие преподаватели имеют весьма общее  представление об этих технологиях, образовательных возможностях интернета, много и тех, кто никогда не работал с компьютером. Известен термин «цифровой разрыв» между странами. В нашем образовании обыденным, к сожалению, явлением стал разрыв между преподавателями и учащимися  в уровне знания компьютера и интернета. И разрыв этот не в пользу педагогов. В этом нет вины учительства. Всякая проблема имеет свою историю. А история -- это опыт. И опыт показывает, что подавляющее большинство педагогов высоко мотивированы к освоению нового, даже если это «новое» поначалу пугает обилием «железа», проводов и другими непривычными вещами.

Для достижения качественных изменений обучение в  ближайшие два-три года должны пройти не менее 50 тысяч человек. Это примерно половина педагогического корпуса. При этом нужно не забывать о необходимости периодического повышения квалификации преподавателей. И повышать квалификацию нужно, учитывая стремительное развитие и обновление информационных технологий, хотя бы раз в два года, а лучше ежегодно. При этом не стоит забывать, что все это требует материальных средств. Опять затраты, опять деньги...

Давайте оставим  на время финансовую сторону проблемы и зададим себе вопрос: информатизация образования - это процесс эволюционный или революционный? Система образования -- это прежде всего (извините за тавтологию) система. И как любая система она консервативна. В этом есть свои плюсы и минусы. Консервативность системы образования помогла ей устоять в самые тяжелые после распада СССР годы - и в этом ее плюс. В то же время система образования трудно реформируется. Ее преобразование, как и любой системы, требует больших временных и материальных затрат, серьезных организационных усилий.

Система образования  медленно создает новые образовательные  возможности, которые в современном  мире дают прежде всего информационные технологии. Поэтому в наших условиях информатизация образования должна идти в «революционном» варианте - не на догоняющих, а на опережающих скоростях.

Важно, что за последние два года произошел  перелом в сознании педагогического  сообщества: появилось понимание, что информационные технологии в образовании это не научная фантастика, а реальность.

Школа отстает  от эволюции общества, - считает Сеймур Поперт, профессор научно-исследовательской  лаборатории методов и средств  обучения Массачуссетского технологического института, США. В результате ученики теряют к ней уважение. Школа не только не обращена в будущее. Сегодня она делает даже меньше того, что ей удавалось в прошлом. Приверженность устаревшей идее использования компьютерного класса или единичных выходов в Интернет в такой школе отражает неспособность человечества понять, что означает существование цифровой техники для жизни в двадцать первом веке, а следовательно, и для процесса обучения в двадцать первом веке. (Недавние исследования показали, что только 53% всех учителей государственных школ США используют возможности компьютеров и Интернета для образовательного процесса.)

Программа развития современной системы образования  у Сеймура Поперта выглядит следующим  образом:

1. Примем в  качестве платформы программы представление об учебном заведении, в котором каждый учащийся имеет собственный портативный персональный компьютер. Будем рассчитывать, что реализация проекта займет 4-6 лет.

2. В каждом  регионе страны нужно создать  экспериментальные учебные заведения, оснащенные передовой технологией. (В дополнение к программе компьютеризации  (E-rate), федеральное правительство США потратило в 2000 г. 766 млн. долл. только на программы по техническому обеспечению учебных заведений, разработанные по закону о начальном и среднем образовании.)

3. Необходимо  создать научные центры для  разработки новых учебных планов  и методических материалов для  обучения и преподавания.

4. Подготовку  педагогов необходимо осуществлять  с учетом основных положений  данной программы так, чтобы будущие преподаватели свободно овладели достижениями передовых технологий. (Повышение компьютерных знаний у преподавателей - это часть проблемы повышения общего профессионального уровня учителей. Федеральным правительством США разработана программа, направленная на обучение преподавателей работе с компьютерами (Preparing Tomorrow's Teachers to Use Technology), сегодня она реализуется в 352 образовательных учреждениях.)

5. Для достижения  поставленных целей нужно уделить  серьезное внимание психологическому, познавательному, социальному и личностному аспектам программы с учетом достижений технологии.

Вернемся к  вопросу, который был задан вначале: что нужно для повышения эффективности  всех усилий по информатизации образования?

Ответ для нас  очевиден -- необходимы объединение и координация этих действий. Необходима консолидация финансовых и организационных усилий правительства, областей, бизнеса и общественности.

Одной из негативных сторон информатизации является появление  у некоторых людей (и не только пользователей) компьютерной тревожности. В настоящее время не существует четкого определения, этого понятия, нет и общепризнанных методов профилактики и лечения компьютерной тревожности. Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать успешность обучения работе на компьютере. Г.Маркулидес показал, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере Люди, испытывающие высокую тревогу при выполнении какого либо задания на ЭВМ, как правило имеют отрицательное отношение к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, отрицательные эмоции в некоторых случаях могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятельности.

У учащихся и  студентов компьютерная тревожность  возникает зачастую как реакция  на страх получить плохую отметку, показаться неспособным или глупым по сравнению с другими обучающимися. Преподаватели и школьные учителя также зачастую сталкиваются с серьезными трудностями в процессе освоения навыков работы на компьютере. У них может иметь место опасение, что их рабочие места займут компьютеры или педагоги, лучше владеющие компьютером. Одним из важным факторов тревожности является также осознание ими того, что их ученики владеют компьютером намного лучше, чем они сами.

Одной из разновидностей компьютерной тревожности является «компьютерный стресс». В работе А.М. Боковикова изучается стресс, связанный с компьютеризацией профессиональной деятельности, определяются факторы стрессоустойчивости в процессе адаптации человека к работе на компьютере. Основным стрессогенным фактором при работе на компьютере он считает утрату контроля над деятельностью, когда ситуация взаимодействия с компьютером выходит из-под контроля. Стрессоустойчивость определяется в первую очередь свойствами личности. При этом активность, инициативность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность.

 

 

    1. Новые технические средства обучения

 

Общий взгляд

В 50-х годах  начался новый важный этап внедрения в школе технических средств, являвшихся плодом научно-технической, а затем технологической революции.

Первыми ласточками были магнитофон, телевизор, обучающие машины механического типа. Магнитофон и телевидение позволили по-новому организовывать наглядное обучение, активизировали учащихся. Обучающие машины помогали контролировать степень формальных знаний. Эти устройства были сравнительно несложными: учащиеся сами читали программу, фиксировали ответы, манипулировали с механизмом.

В 60-х годах  школы некоторых ведущих стран  мира, прежде всего США, стали использовать электронное оборудование. Тогда же специалисты во главе с Дж. Кеме (США) разработали применительно для школы сравнительно несложный компьютерный язык.

Сторонники  применения компьютерной техники в  образовании опирались на определенные дидактические идеи. Среди них упомянем концепцию программированного обучения американца Б. Скиннера. Он предложил повышать эффективность учебного процесса посредством составления и выполнения алгоритмических программ — предписаний последовательности учения. Электронное устройство, настроенное на такую программу, заставляет учащегося последовательно выполнять те или иные предписания. Выполнив их, т.е. усвоив некий учебный материал, учащийся может перейти к очередным темам и вопросам. При этом программа ЭВМ составляется так, чтобы помогать отыскивать верные решения.

Иначе трактовал  использование ЭВМ другой американский педагог — Г.А. Кроудер. По его представлению, компьютер должен обеспечить не только индивидуальный ритм освоения учебного материала, но и предлагать персональные программы образования.

В мировой педагогике активно обсуждаются перспективы  применения новой техники в образовании. Сторонники технического детерминизма надеются, что электронное обеспечение поможет решать проблемы неуспеваемости, взаимодействия учащихся и учителей, индивидуализации преподавания и учения, экономии средств на школу. С целенаправленным и систематическим внедрением и использованием новейших технических средств многие педагоги связывают надежды увидеть свет в конце тоннеля — выйти из застоя в школьном деле.

К насыщению  школы новейшей техникой подталкивает экономическая перспектива. Прогнозируется, что в ведущих странах мира до 60—70% занятого населения к 2000 г. будут пользоваться электронным оборудованием. Школе, следовательно, надлежит готовиться к такому недалекому будущему.

Информация о работе Компьютеризация обучения и информационные технологии в образовании