Информационные технологии в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:55, доклад

Краткое описание

Современный этап развития общества характеризует процесс информатизации. Это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Файлы: 1 файл

Информационные технологии в образовании.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

  Залян Е.Г.,

студ. 1 курса ТНУ им. Вернадского

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

Современный этап развития общества характеризует процесс информатизации. Это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

          Повсеместное использование информационных ресурсов определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва.  По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию информационно-коммуникативных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач как учебных, так и практических.

   Не менее важна задача обеспечения психолого—педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования ИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества [2].

Целью данной работы является раскрытие особенностей использования информационных технологий в образовании.

К средствам новых информационных технологий (СНИТ) относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода—вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ и т.д. [3].

Компьютерная (информационная) технология может осуществляться в  трех вариантах:

I - как "проникающая"  технология - применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач;

II - "основная" - определяющая  наиболее значимые из используемых  в данной технологии частей;

III - "монотехнология" - когда все обучение, все управление  учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинга, опираются на применение компьютерной техники [4].

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает  предпосылки для небывалой интенсификации образовательного процесса, а также  создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

• незамедлительная обратная связь между пользователем и  СНИТ;

• компьютерная визуализация учебной информации об объектах или  закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";

• архивное хранение достаточно больших объемов информации с  возможностью ее передачи, а также  легкого доступа и обращения  пользователя к центральному банку  данных;

• автоматизация процессов  вычислительной информационно—поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

• автоматизация  процессов информационно-методического  обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения [1].

Реализация  вышеперечисленных возможностей позволяет  организовать такие виды деятельности как:

• регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

• управление реальными  объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

• управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе  и реально протекающих;

• автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Исходя из всего  вышеизложенного, можно подвести итог о положительном влиянии ИТ в  образовании. Можно сказать, что  они оказали свое воздействие  на:

- создание представления у учителей-предметников о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе;

- обучение педагогов основам компьютерной грамотности;

- создание экспериментальной площадки по ИКТ;

- определение круга педагогов, которые будут работать по проблеме использования ИКТ в учебном процессе;

- создание творческих групп учащихся, руководителями которых станут педагоги экспериментальной группы [4].

Также можно  отметить, что в настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершенно необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

Система образования  в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся  новым пониманием целей и ценностей  образования, осознанием необходимости  перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.

Литература

1.Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные  методы. / О.Б. Воронкова // – М.: Феникс, 2010. – 53-54с.

2. Петров В.Н. Информационные системы : учебник. / В.Н. Петров. // - СПб. : Питер, 2002. – 115с.

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании:

дидактические проблемы; перспективы использования. / И.В. Роберт// – М.: ИИО РАО, 2010. – 82с.

4. Советов Б.Я. Информационные технологии : учебник для студентов вузов  / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский.// - М.: Высш. шк., 2003. – 34-35с.

 


Информация о работе Информационные технологии в образовании