Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:08, доклад
Цель информатизации общества - создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна быть системой опережающей. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий.
Информационные технологии в образовании
Цель информатизации общества - создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна быть системой опережающей. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий.
Вхождение России в единое мировое информационное пространство ставит серьезные проблемы перед отечественным образованием. Начиная с 80-х годов, сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые 2 года. Изменится и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшится с 70 до 40%, прагматических - с 15 до 10%, но возрастет доля новых знаний - с 5 до 15% и знаний, направленных на развитие творческих способностей личности - с 3 до 25%. Современное образование является поддерживающим, перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим.
Такое развитие информационного
пространства требует обеспечения
как психологической, так и профессиональной
подготовленности всех участников образовательного
процесса. В условиях радикального
усложнения жизни общества, его технической
и социальной инфраструктуры решающим
оказывается изменение
По существу, речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства) обитания российского образования в сопряжении с отечественной наукой и общественной практикой, а также в сопряжении с мировой высшей школой и мировой наукой. Решение этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека в системе образования и для роста качества совокупного общественного интеллекта, что в перспективе окажет свое положительное влияние на все стороны общественной жизни России.
Эффективность процесса информатизации
непосредственно зависит от эффективности
процессов создания и использования
информационного ресурса, т.е. всего
информационного потенциала общества.
Информационный ресурс фактически есть
совокупность информации о прошлом
и настоящем опыте
По развитию информационного общества Россия отстала от многих западных стран. Это можно легко пронаблюдать на примере общего индекса зрелости информационного общества (Information Imperative Index). Он состоит из 20 четко сформулированных показателей из трех областей: социальной, информационной и компьютерной. Социальные показатели состоят из законодательной базы, регулирующих норм и политических факторов. Информационный показатель состоит в основном из сектора информатики и информационного бизнеса (программное обеспечение, мультимедиа и т.д.). Компьютерный показатель отражает объем и насыщенность рынка оборудования, такого как РС, Интернет, мобильные телефоны и пр. Россия находится на 34 месте из 54 стран, т.е. в группе III. Наилучшие показатели в России достигнуты в социальной сфере (20 место), затем идет информационная сфера (32 место), и наихудший уровень наблюдается в компьютерной сфере (46 место). Все это вместе составляет ясную картину, демонстрируя, что телекоммуникационная инфраструктура и аппаратное обеспечение требуют в целом большего развития, чем законодательная база.
В процессе информатизации образования необходимо выделить следующие аспекты:
методологический;
экономический;
технический;
технологический;
методический.
Проанализируем состояние и развитие каждого аспекта.
Методологический аспект.
Здесь главной проблемой
является выработка основных принципов
образовательного процесса, соответствующих
современному уровню информационных технологий.
К сожалению, на данном этапе новые
технологии искусственно накладываются
на традиционные образовательные формы.
Поэтому необходимо найти новые
подходы к формированию основных
требований к каждому уровню образования.
Например, как сочетать традиционные
требования умения грамотно писать и
считать с возможностями
Экономический аспект.
Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса.
К сожалению, наша страна активно не участвует в информационной индустрии, что во многом приводит к навязыванию западных стандартов в образовании.
Технический аспект.
В настоящее время создано
и внедрено достаточно большое число
программных и технических
Отсутствие единой политики
в области оснащения
Поэтому необходима интеграция
усилий участников образовательного процесса
в рамках формирования единого информационного
пространства общероссийского и
регионального образования на единых
концептуальных, методологических и
технологических принципах. В связи
с этим новизной данного проекта
является разработка типовой модели
информатизации со всеми компонентами
компьютеризации и видами обеспечения.
Научно-технический уровень
При этом, как показывает анализ, огромные средства затрачиваются во всем мире на разработку многочисленных конкретных прикладных систем и уделяется совершенно недостаточное внимание методическим вопросам.
Технологический аспект.
Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, они порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.
Методический аспект.
Основные преимущества современных
информационных технологий (наглядность,
возможность использования
Усиление роли самостоятельной работы обучаемого позволяет внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения, активизировать мотивацию познавательной деятельности в процессе обучения.
Основные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе:
Информационная перегрузка - это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;
Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:
доступ к большому объему учебной информации;
образная наглядная форма представления изучаемого материала;
поддержка активных методов обучения;
возможность вложенного модульного представления информации.
Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет:
большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
самоконтроля;
доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;
поддержки активных методов обучения;
образной наглядной формы представления изучаемого материала;
модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
развития самостоятельного обучения.
Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:
психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;
культурные, угрожающие самобытности обучаемых;
социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;
политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;
этические и правовые, приводящие
к бесконтрольному копированию
и использованию чужой
В этих условиях информатизация образования должна быть управляемой.
Наиболее важным при использовании компьютерных технологий являются следующие дидактические требования:
целесообразность
достаточность, наглядность,
полнота, современность и
многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
своевременность и полнота контрольных вопросов;
протоколирование действий во время работы;
интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом.
В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий:
Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой:
компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;
диагностические или тестовые
системы, предназначенные для
тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;
лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;
экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;
базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;
прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (об работку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).
Системы на базе мультимедиа-технологии,
построенные с применением
Интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях.
Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.
Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.
Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.