Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Объект исследования - произвольная моторика.
Предметом данного исследования являются особенности развития произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
6
1.1. Физиологический и психофизиологический аспекты изучения произвольной моторики. ………………………….
6
1.2. Развитие произвольной моторики в онтогенезе……………… 18
1.3. Особенности развития произвольной моторики у детей со стертой формой дизартрии……………………………………
23
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
30
2.1. Методика изучения состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста………………………………….
30
2.2. Анализ результатов изучения произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией……………………………………………………..
36
2.3. Рекомендации для родителей по развитию произвольной моторики у дошкольников со стертой дизартрией…………
43
Заключение ………………………………………………………………….. 46
Список литературы
……………………
Во многих исследованиях отмечается, что восприятие звуков речи и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, В.И. Бельтюков и др.). Звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, артикуляторном, акустическом. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате которого образуются единицы данной языковой системы. Реализация этого процесса у детей со стертой дизартрией пока недостаточно изучена, что вызывает необходимость изучения, как артикуляторных возможностей ребенка, так и особенностей восприятия и распознавания звуков речи.
Учитывая сложность диагностики стертой дизартрии, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Еще В.М.Бехтерев пришел к выводу о тесной связи моторики руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи (4). Многочисленные исследования М.М. Кольцовой подтвердили данные о том, что движения руки тесно связаны с функцией речи (12). Указанная связь особенно ярко проявляется при дизартрии.
Артикуляторные позиции звуков речи определяют своеобразие их акустических характеристик. Любое, даже незначительное отклонение положения артикуляторных органов приводит к динамическому изменению акустического образа звука (Л.В. Бондаренко, Л.А. Вербицкая, Л.Р. Зиндер и др.).
Нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом:
а) нарушения звукопроизношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков (у 23,3% детей). При этом чаще всего наблюдалось межзубное и боковое произнесение различных групп звуков;
б) нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков (у 33,3% детей), например, межзубный сигматизм и боковой ротацизм;
в) искажения и отсутствие различных групп звуков (у 33,7% детей), например, межзубный сигматизм и отсутствие звуков Р, Л;
г) искажения и замены различных групп звуков (у 6,7% детей), например, межзубный сигматизм и замена звуков Ч звуком Т (19).
Таким образом, наиболее характерным для детей со стертой дизартрией являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следует нарушения произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. Менее распространенными оказываются звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в одновременных искажениях и заменах звуков. В общей сложности искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами) отмечаются у всех детей. Случаи только замен и отсутствия звуков не наблюдались.
Количественная характеристика нарушений произношения различных фонетических групп звуков у детей со стертой дизартрией, по мнению М.А. Александровской не совпадает с количественной характеристикой неправильного произношения звуков речи у дошкольников в целом (1).Если у детей – дошкольников, по данным М. А. Александровской, количество нарушений определяется артикуляторной сложностью звуков, то у детей со стертой дизартрией эти соотношения несколько иные.
Наиболее распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следует нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения соноров Л и Р. Указанные количественные соотношения не объясняются только различной артикуляторной сложностью звуков. Так, указывает В.И. Бельтюков, что свистящие звуки акустически близки между собой в отличие от других групп звуков. Шипящие звуки, хотя и являются сходными акустически, но они все же акустически более противопоставлены, чем свистящие звуки (1). Наиболее яркими, по мнению Н.Х. Швачкина, в акустическом плане являются соноры. Они начинают различаться одними из первых даже тогда, когда еще не усвоены в произношении (30).
Своеобразие количественных дефектов произношения у детей со стертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснять наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи, с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
Одним
из важнейших условий для
Исследование артикуляторной моторики, проведенное Л.В.Лопатиной и Н.В.Серебряковой, показало, что у всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевого, подъязычным и языкоглоточным нервами (17).
При исследовании функции тройничного нерва оказалось, что большинство детей были не в состоянии воспроизвести движения для челюстей в полном объеме. Выполняемые ими движения характеризуются неточностью, приблизительностью, выполняются с наличием синкинезий, выражающихся в дополнительных движениях губ и языка. Часть детей не смогли выполнить движения челюстью из стороны в сторону, заменив их активными движениями губ или языка в ротовой полости. И лишь у незначительного количества детей отмечалось нарушение только объема заданного движения.
Исследование функции лицевого нерва показало, что у всех детей имелись движения мышц артикуляторной мускулатуры, иннервируемых этим нервом. Однако для части детей характерно выполнение движений не в полном объеме, неточно, с пониженным мышечным тонусом, при наличии синкинезий. Во всех случаях отмечалось и трудность удержания артикуляторной позы. Нарушение функции лицевого нерва проявлялось в невозможности или трудности выполнения и мимических движений.
Исследование функции подъязычного нерва показало, что не все дети имеют движения мышц, иннервируемых этим нервом. Значительные трудности вызывают такие движения, как высовывание языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом, наличием синкинезий, трудностью удержания заданной позы.
Исследование функции языкоглоточного нерва показало, что в большинстве случаев для детей со стертой дизартрией характерно недостаточное поднятие мягкого неба, в ряде случаев с отклонением маленького язычка в сторону. Задания, связанные с переключением движения совершались с трудом, при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, медленном темпе, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности, с возникновением персевераций и перестановок. В значительной степени нарушенной оказалась возможность одновременного выполнения движений. В большинстве случаев совершались быстрые, беспорядочные движения языком, иногда движения языка заменялись движениями головы вперед.
Таким образом, у детей со стертой дизартрией оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, динамической координации – воспроизведение одновременных движений. Нужно отметить, что прослеживается взаимосвязь между динамической организацией двигательного акта артикуляторных органов и кистей и пальцев рук. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаев характеризуется трудностью или невозможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, персевераций, перестановок, нарушений оптико-пространственной координации (17).
Таким
образом, проанализировав теоретический
аспект изучения особенностей произвольной
моторики у детей дошкольного
возраста со стертой дизартрией, можно
сделать вывод, что, несмотря на то, что
у детей с легкой формой дизартрии не наблюдается
выраженных параличей и парезов, моторика
их отличается общей неловкостью, недостаточной
координированностью, они отстают от сверстников
в ловкости и точности движений, что усугубляет
нарушения речи при данной патологии.
Нарушенное звукопроизношение с трудом
поддается коррекции, отрицательно влияет
на формирование фонематических процессов
и лексико-грамматической стороны речи,
что в дальнейшем затрудняет процесс школьного
обучения детей.
Глава
2. Экспериментальное изучение состояния
произвольной моторики у детей дошкольного
возраста со стертой дизартрией
2.1.Методика изучения
состояния произвольной
Эксперимент был направлен на изучение состояния и особенностей произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и дизартрией. При проведении экспериментальной работы мы опирались на основные методологические принципы анализа речевой патологии, сформулированные В. И. Лубовским, Р. Е. Левиной; на тесты по исследованию двигательных функций, рекомендованные Н. И. Озерецким, А. Р. Лурия, Г.В.Чиркиной, Л.С. Волковой (15;19;24).
Для эффективного проведения экспериментального исследования было необходимо реализовать следующие задачи:
Экспериментальной базой данного исследования явилось МДОУ ЦРР д/с №39 «Радуница». В эксперименте участвовало 7 детей старшей логопедической группы с диагнозом «стертая дизартрия» (по заключению КПМПК) и 7 детей старшей массовой группы с нормальным речевым развитием.
Исследование
состояния произвольной моторики у детей
старшего дошкольного возраста включало
в себя следующие компоненты: исследование
состояния общей моторики, исследование
состояния мелкой моторики, исследование
состояния мимической моторики, исследование
состояния артикуляционной моторики.
I. Методы
изучения состояния общей моторики
Цель:
оценить состояние общей
Для подбора данной методики были выдвинуты следующие критерии: удержание позы, темп, ловкость, одновременность.
Проба № 1 – исследование статической координации.
При исследовании статической координации предложить ребенку:
1) постоять попеременно на каждой ноге;
2) постоять на «цыпочках».
Проба № 2 - исследование динамической координации.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
1) прыжки попеременно на правой и левой ноге (руки на бедрах);
2) прыжки через веревку на высоте 20 см от пола.
Проба № 3 – исследование одновременности движений.
Одновременность движений исследуется в заданиях на выполнение:
1) одновременных
движений двумя руками по
2) одновременных движений конечностями (во время маршировки ребенок сматывает с катушки нитку, наматывая ее на указательный палец).