Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Объект исследования - произвольная моторика.
Предметом данного исследования являются особенности развития произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
6
1.1. Физиологический и психофизиологический аспекты изучения произвольной моторики. ………………………….
6
1.2. Развитие произвольной моторики в онтогенезе……………… 18
1.3. Особенности развития произвольной моторики у детей со стертой формой дизартрии……………………………………
23
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
30
2.1. Методика изучения состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста………………………………….
30
2.2. Анализ результатов изучения произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией……………………………………………………..
36
2.3. Рекомендации для родителей по развитию произвольной моторики у дошкольников со стертой дизартрией…………
43
Заключение ………………………………………………………………….. 46
Список литературы
……………………
Таким образом, изучив физиологический и психофизиологический аспекты произвольной двигательной сферы, было выявлено, что произвольные движения носят сознательный характер, выполняются в соответствии со стоящей перед субъектом целью.
Решающую роль в формировании и осуществлении произвольных движений играет ориентировочная деятельность, с помощью которой производится обследование ситуации и формируется образ этой ситуации и тех действий, которые должны быть в ней выполнены. От того, как сложится ориентировочная основа произвольных движений, зависит быстрота их образования, совершенство выполнения и широта переноса в новые условия.
Произвольные
движения формируются на основе непроизвольных
движений в результате накопления ребенком
двигательного опыта и
Благодаря
многолетним трудам ученых и психологов,
был накоплен материал об особенностях
и развитии произвольных движений человека,
их физиологических механизмах, характере
психических процессов, с помощью которых
осуществляется управление движениями.
1.2. Развитие
произвольной моторики в онтогенезе
Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости то высшей нервной деятельности и определяется как анатомически дозреванием центрально-нервных субстратов, их и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.
Развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, определяемый положительным созреванием ЦНС, а также многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни; определяющую роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Наиболее интенсивно двигательное развитие происходит на первом году жизни. Развитие двигательных функций продолжается в дошкольном возрасте, а совершенствование функций руки осуществляется практически всю жизнь (12.
В первый год жизни ребенка можно выделить следующие этапы моторного развития ребенка:
На 1 месяце - ребенок следит за предметом без повороты головы. Хорошо выражает эмоции криком, кряхтением, мимикой.
На 2 месяце – хорошо следит за игрушкой с частичным поворотом головы. Осознанно улыбается. Гулит сам и в ответ на обращение.
На 3 месяце - появляется комплекс оживления в ответ на обращение. Самостоятельно играет с подвешенной игрушкой. Певуче гулит и смеется сам по себе и в ответ на обращение. Следит за предметом с полным поворотом.
На
4-5 месяце - появляются зачатки оппозиции
большого пальца, затем и другие пальцы
руки приобретают особые роли в актах
захватывания и удержания предметов. Указательный
и средний - становятся ведущими, они могут
совместно с большим осуществлять самостоятельно
акт хватания (щепотью), в то же время безымянный
и мизинец отодвигаются на задний план,
как второстепенные, подсобные. При этом
движения руки, вследствие образования
соответствующих кинестетическо-тактильно-
На 6 месяце – появляется лепет (первые слоги), ребенок начинает пить из чашки, прислушивается к словам и к музыке, выражает эмоциональную реакцию.
На 7-8 месяце – эмоциональный сложный лепет, ребенок произносит повторяющиеся слоги, стучит, размахивает игрушкой.
На 9 месяце - легко находит части тела, знакомые предметы. По просьбе взрослого делает «ладушки», «пока-пока».
К 1 году - легко находит и показывает знакомые предметы, произносит несколько простых слов (11).
К
концу 1 года жизни произвольные движения,
связанные с ручными
Формы манипулирования предметами ребенок усваивает как путем подражания, так и в результате собственной практики.
На 2 году жизни дети начинают пользоваться ложкой, чашкой, миской, полотенцем. Но движения руки ещё не подчинены логике предметов. У младших дошкольников воспроизведение движений в соответствии со связанными с ними предметами или при наличии их игровых заместителей достигает довольно высокого уровня и составляет необходимый компонент большинства детских игр. Дети 3-5 лет изображают не способ действия и связанные с ним движения, а результат, который с помощью этого достигается.
В 6-7 лет произвольность движений достигает высокой степени развития. Ребенок может воспроизвести предложенное движение по словесной инструкции в отсутствие предмета, в связи которым оно формировалось.
Таким образом, произвольные движения формируются в составе операций (как ручные, так и орудийных), производимых субъектом в отношении окружающих предметов.
Характерным
признаком произвольности движений,
формирующихся в системе
Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов. Её движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия, именно П.Я. Гальперин наметил стадии овладения орудийными операциями:
1
стадия - повторение однотипных движений,
«целенаправленные пробы».
Дети настойчиво «охотятся» за одной какой-либо
игрушкой.
2
стадия - стадия подстерегание. Ребенок
как бы «стережет» появление
определенных положений орудия, хотя еще
не владеет приемами, которых
могли бы к ним уверенности.
3
стадия - стадия навязчивое вмешательство.
Ребенок делает активные
попытки создать удачные положения предмета.
Ребенок активно и настойчиво
вмешивается в процесс поисков.
4 стадия - стадия объективная регуляция. Ребенок в своем поведении как бы руководствуется правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи (8).
Полученные в исследованиях П.Я. Гальперина факты показывают, как при переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребенка происходят зарождение интеллектуальных реакций, наглядно-действенного мышления в его наиболее простых и первичных формах.
Ф.И. Фрадкина изучала развитие действий с игрушками. Она выделила три этапа их развития:
На первом этапе дети усваивают действия в ходе совместных действий с взрослыми, которые производят и показывают их ребенку. Характерная черта первого этапа - связь только с тем предметом, на котором действия были показаны и усвоены.
На втором этапе возникает перенос усвоенных действий на другие предметы.
На третьем этапе появляются действия с игрушками как с «настоящими» предметами , «действия с воображаемыми предметами» (8).
В свою очередь Э. Франус различает три вида подражательных реакций:
В конце первого - начале второго года ребенок начинает внимательно следить за действиями взрослого, которые являются новыми для него, а затем пытается проделать это то же самое.
Вначале произвольные движения не точны, часто хаотичны. По мере роста ребенка движения становятся все более координированными и четкими.
Естественный онтогенез складывается из двух разновременных фаз.
1) Первая фаза есть анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов двигательных функций, запаздывающее к моменту рождения и заканчивающееся к 2-2,5 годам.
2) Вторая фаза, затягивающаяся иногда довольно далеко за возраст полового созревания, и есть фаза окончательного функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней.
До 6 лет интенсивно формируется и развивается уровни В и уровень регуляции движений собственного тела С1.
С 6-7 лет интенсивно развивается уровень регуляции произвольных движений во внешнем пространстве (С2). Движения приобретают силу и точность.
С 3-го года развития постепенно растет успешность действий, обеспеченная уровнем D.
Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.
Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.
Развитие произвольных двигательных функций ребенка - сложный процесс, определяемый положительным созреванием ЦНС, а также многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни; определяющую роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Наиболее интенсивно двигательное развитие происходит на первом году жизни.
Развитие двигательных функций продолжается в дошкольном возрасте, а совершенствование функций руки осуществляется практически всю жизнь.
Развитие речевой функции неотделимо от организации центральных механизмов моторных функций в целом.
1.3.
Особенности развития произвольной моторики
у детей со стертой
Стертая
дизартрия – одно из наиболее часто
встречающихся в детском
Стертая дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонетического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.
Особенности
фонетических нарушений у детей
со стертой дизартрией учитывают
следующие теоретические
Наиболее стойкими, выраженными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи, имеющие свой специфический механизм, отличающийся от механизмов дислалии. Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют на формирование фонетической, а также лексико-грамматической сторон речи (Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева).