Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Объект исследования - произвольная моторика.
Предметом данного исследования являются особенности развития произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
6
1.1. Физиологический и психофизиологический аспекты изучения произвольной моторики. ………………………….
6
1.2. Развитие произвольной моторики в онтогенезе……………… 18
1.3. Особенности развития произвольной моторики у детей со стертой формой дизартрии……………………………………
23
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
30
2.1. Методика изучения состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста………………………………….
30
2.2. Анализ результатов изучения произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией……………………………………………………..
36
2.3. Рекомендации для родителей по развитию произвольной моторики у дошкольников со стертой дизартрией…………
43
Заключение ………………………………………………………………….. 46
Список литературы
……………………
Содержание
Введение | ………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. | Теоретические
основы изучения произвольной моторики
у детей дошкольного возраста со стертой
дизартрией…………………………………………………… |
6 |
1.1. | Физиологический и психофизиологический аспекты изучения произвольной моторики. …………………………. | 6 |
1.2. | Развитие произвольной моторики в онтогенезе……………… | 18 |
1.3. | Особенности развития произвольной моторики у детей со стертой формой дизартрии…………………………………… | 23 |
Глава 2. | Экспериментальное
изучение состояния произвольной моторики
у детей дошкольного возраста со стертой
дизартрией…………………………………………………… |
30 |
2.1. | Методика изучения состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста…………………………………. | 30 |
2.2. | Анализ результатов
изучения произвольной моторики у детей
с нормальным речевым развитием и со стертой
дизартрией…………………………………………………… |
36 |
2.3. | Рекомендации для родителей по развитию произвольной моторики у дошкольников со стертой дизартрией………… | 43 |
Заключение | ………………………………………………………………….. | 46 |
Список литературы | ………………………………………………………………….. |
48 |
Приложения | ………………………………………………………………….. | 50 |
стр
Введение
Выявление категории детей дошкольного возраста с клиническим диагнозом «дизартрия» и повышение эффективности коррекционно-логопедической работы с ними является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.
По данным ученых, количество детей, страдающих дизартрией, увеличивается (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская и др.). Особенно это касается детей, страдающих стертой формой дизартрии. Тем не менее, успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации в школе (Б. Н. Алмазов, Н. М. Трубникова, Е. М. Мастюкова, Л. Т. Журба, R. Merton, Т. Parsons и др.).
При любой форме дизартрии у детей дошкольного возраста отмечаются нарушения произвольной моторики, которые влияют на речевое и социальное развитие. Исследованием произвольной моторики занимались такие выдающиеся ученые, как Л.С. Рубинштейн, А.В. Запорожец, И.М. Сеченов, П.Я. Гальперин.
В настоящее время накоплен большой теоретический материал по проблемам этнологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при стертой дизартрии. Стертую дизартрию раскрыли в своих трудах Л.В. Лопатина, П.Б. Карелина, Л.В. Мелехова, И.И. Танченко, О.А. Токарева. В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии, описываются и анализируются нарушения ручной моторики, речедвигательной сферы. Вопросы общего моторного развития, характер формирования произвольных двигательных навыков у этой категории детей освещены фрагментарно. Чаще всего лишь констатируется факт недостаточности моторного развития, отмечаются нарушения точности и координации выполняемых движений.
Это и определило актуальность нашего исследования.
Целью данного исследования является изучение произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Объект исследования - произвольная моторика.
Предметом данного исследования являются особенности развития произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Исходя из вышеизложенного, нами была выдвинута гипотеза, что у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии будут выявлены специфические особенности в развитии произвольной моторики, по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования:
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР д/с № 39 «Радуница» г. Ставрополя.
Этапы исследования:
I. Поисковый:
II. Констатирующий:
III. Обобщающий:
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы, приложений.
Глава
I. Теоретические основы изучения произвольной
моторики у детей дошкольного возраста
со стертой дизартрией
Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем, двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов.
Моторное развитие – это процесс формирования движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон.
Моторное развитие делится на непроизвольную и произвольную моторику.
Праксис
– способность производить
Непроизвольные и произвольные движения отличаются друг от друга тем, что первые (непроизвольные движения) совершаются бессознательно или автоматически, а вторые (произвольные движения) носят сознательный характер, выполняются в соответствие со стоящей перед субъектом целью. Движение человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата. Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражения действия, посредством которых осуществляется поведение, поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты лишь исходя из этих действий.
Вопрос
о принципах классификации
И.М.Сеченов указал, что «воле могут подчиняться только движения, которые сопровождаются какими – нибудь ясными признаками для сознания» (26, с 448.). В пояснение и подтверждение этого принципа И.М.Сеченов пишет: «С этой точки зрения движение рук, ног, туловища, рта, глаз и прочее, как акты, сопровождающиеся для сознания ясными ощущениями (смесь кожных с мышечными), притом как движения, доступные видению, могут подчиняться воле. С этой точки зрения может быть объяснена подчиненность ей мочевого пузыря, различные состояния которого отражаются в сознании ясными ощущениями; далее – подчиненность воле голосовых связок, так как их состоянием соответствует различные характеры голосовых звуков и прочее, - одним словом, все движения, недоступные непосредственному наблюдению через органы чувств, но сопровождающиеся косвенно ясными ощущениями» (26, с.449)
Свой физиологический анализ произвольных движений И.М. Сеченов резюмирует в следующих положениях:
1. Все элементарные формы движений рук, ног, головы и туловища, равно как комбинированные движения, «заучаемые» в детстве, ходьба, беганье, речь, движения глаз при смотрении и прочее, становятся подчиненными воле уже после того, как они заучены.
2. Чем заученнее движение, тем легче подчиняется оно воле, и наоборот.
3. Но власть воли во всех случаях касается только начала или импульса к акту и конца его, равно как усиления или ослабления движения; самое же движение происходит без всякого дальнейшего вмешательства воли, будучи реально повторением того, что, делалось уже тысячи рез в детстве, когда о вмешательстве воли в акт не может быть и речи (26).
Сама физиология двигательного аппарата того или иного животного может быть генетически понята и объяснена лишь из его поведения, на основе его биологии. С.Л.Рубинштейн указывает, что специфические особенности движений человека обусловлены тем, что его моторика вырабатывалась в процессе труда, в целесообразных действиях, направленных на предмет и приспособленных к воздействиям на него посредством орудий. Труд, в процессе которого человек стал пользоваться орудиями, внес в моторику человека коренные изменения. В труде при использовании орудиями человеческая рука должна быть включена в систему движений, которые определяются функциями и закономерностью движения орудия. «Производственная логика» движений, идущая от предметов, подчиняет себе и преобразует «естественную логику» движений, идущую от моторных функций организма, от естественной игры мышц. Орудия является не только продолжением, удлинением или дополнением естественных органов человека; в процессе действия орудиями изменяются сами закономерности, которым подчинится движения. Когда человек работает, пользуясь орудиями, он непросто включает дополнительное средство в систему движений своих органов; он в известной мере включает движения своих органов, своей руки и систему движений орудия. Первоначальная детерминированность естественными природными взаимоотношениями собственного тела и окружающих вещей преобразуется в сложную зависимость, опосредованную взаимоотношениями предметов, на которые направлена деятельность. Органическое движение превращается в предметно организованное движение. Как компоненты действий, движения становятся функцией от очень сложных психических процессов – восприятия ситуации, осмысливания действий, предвидения результатов и т.д. – и зависимой составной частью направленного на предмет и им обусловленного действия (23).