Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Объект исследования - произвольная моторика.
Предметом данного исследования являются особенности развития произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
6
1.1. Физиологический и психофизиологический аспекты изучения произвольной моторики. ………………………….
6
1.2. Развитие произвольной моторики в онтогенезе……………… 18
1.3. Особенности развития произвольной моторики у детей со стертой формой дизартрии……………………………………
23
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
30
2.1. Методика изучения состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста………………………………….
30
2.2. Анализ результатов изучения произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией……………………………………………………..
36
2.3. Рекомендации для родителей по развитию произвольной моторики у дошкольников со стертой дизартрией…………
43
Заключение ………………………………………………………………….. 46
Список литературы
……………………
В результате диагностики артикуляционной моторики все дети экспериментальной группы показали одинаковый уровень развития данного компонента произвольной моторики (44%). Однородность полученных результатов мы связываем с проводимой с детьми экспериментальной группы работы учителя-логопеда по развитию артикуляционной моторики.
При
обследовании у детей данной
категории артикуляционной
Результаты диагностического обследования произвольной моторики у детей контрольной группы представлены в таблице №2.
Результаты диагностики произвольной моторики у детей в контрольной группе (в процентах) | ||||
Имя ребенка | Общая моторика | Мелкая моторика | Мимическая моторика | Артикуляционная моторика |
Анжела П. | 100% | 100% | 100% | 100% |
Ваня Х. | 100% | 100% | 100% | 100% |
Виталий Т. | 78% | 93% | 100% | 100% |
Миша М. | 100% | 80% | 83% | 100% |
Мурад Г. | 100% | 100% | 100% | 100% |
Саша Ч. | 89% | 80% | 67% | 100% |
Софико К. | 100% | 80% | 83% | 83% |
Таблица №2 наглядно демонстрирует, что у всех детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием диагностируется высокий уровень произвольной моторики, и полученные результаты количественно и качественно отличаются от результатов детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
При проведении исследования по методике определения уровня развития общей моторики в контрольной группе 5 детей выполнили задания без каких – либо затруднений (100%), и лишь 2 человека - с небольшими недочетами.
При выполнении заданий общей моторики большинство детей показали высокий уровень. Но у 2 детей вызвали затруднения при выполнении упражнений на динамическую координацию, и лишь 1 ребенок выполнил одновременность движений на среднем уровне.
При определении уровня развития мелкой моторки в контрольной группе полученные результаты ниже, чем при диагностики общей моторики. Так, только 3 человека справились с предложенными заданиями без ошибок (100%), у остальных детей контрольной группы наблюдались недочеты в виде.
В ходе обследования мелкой моторики детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием было выявлено, что они при выполнении заданий на данный вид произвольной моторики особых трудностей не испытывали. У них хорошо развита координированность, пластичность и ловкость.
При исследовании уровня развития мимической моторики в контрольной группе выявлено, что у 1 ребенка определен средний уровень развития данного компонента произвольной моторики (67%), остальные дети показали высокий уровень:
- 3 человека
выполнили предложенные
- 4 человека
выполнили предложенные
При проведении качественного анализа результаты показали, что для детей контрольной группы наиболее сложным видом произвольной моторики оказалась мимическая моторика, поскольку детям было сложно определить те или иные мимические образы.
Исследование артикуляционной моторики в контрольной группе показало высокий уровень развития данного компонента произвольной моторики. Из 7 детей всего лишь 1 человек выполнил предложенные задания с небольшими ошибками (83%), а остальные дети справились с заданиями правильно, без ошибок и недочетов (100%). Отметим также, что в процессе общения при проведении диагностики, у всех детей контрольной группы отмечается правильное звукопроизношение, что также свидетельствует о высоком уровне развития у них артикуляционной моторики.
Самые высокие показатели были при выполнении упражнений на развитие артикуляционной моторики. Здесь все дети показали высокий уровень развития данного вида произвольной моторики.
Общий результат диагностического исследования компонентов произвольной моторики в экспериментальной и контрольной группах, представлен в таблице №3.
Таблица №3
Сравнительный анализ состояния произвольной моторики у детей старшего дошкольного возраста (в процентах) | ||
Компоненты произвольной моторики | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Общая моторика | 51% | 95% |
Мелкая моторика | 56% | 91% |
Мимическая моторика | 41% | 90% |
Артикуляционная моторика | 44% | 98% |
Таблица №3 наглядно показывает, что произвольная моторика у детей со стертой дизартрией (экспериментальная группа) развита хуже, чем у детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа). Результаты, полученные при исследовании общей моторики, у детей экспериментальной группы на 44% ниже, чем у детей контрольной группы. Результаты диагностики мелкой моторики показали, данный компонент произвольной моторики у детей контрольной группы сформирован на 35% лучше. Результаты исследования мимической моторики у детей экспериментальной группы на 49% ниже, чем у детей контрольной группы, а артикуляционной моторики на 54%.
Таким
образом, специфические особенности развития
произвольной моторики у детей со стертой
дизартрией заключается в том, что у них
нарушено скорость выполнения задания,
темп, ритм, координированность, точность,
переключаемость, ловкость и пластичность.
У этих детей в большей степени страдает
артикуляционная моторика и мимическая
моторика.
2.3.
Рекомендации для родителей
по развитию произвольной
В
результате исследования было выявлено,
что у детей дошкольного
Для развития произвольной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни. Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны", т. е. по очереди обеими руками.
Родителям детей со стертой формой дизартрии мы можем рекомендовать следующие упражнения для развития произвольной моторики:
I. Для развития общей моторики:
III. Для развития мимической моторики:
IV.Для развития артикуляционной моторики:
Для
того чтобы выполнять эти
Заключение
Моторное развитие - это процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон.
Моторное развитие делится на непроизвольную и произвольную моторику. Непроизвольные и произвольные движения – движения человека, отличающиеся друг от друга тем, что первые непроизвольные движения совершаются бессознательно и автоматически, а вторые непроизвольные движения носят сознательный характер, выполняются в соответствии со стоящей перед субъектом целью.
Произвольные движения формируются на основе непроизвольных движений, в результате накопления ребенком двигательные опытом и специального обучения – формируются двигательные навыки и умения.