Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Объект исследования - произвольная моторика.
Предметом данного исследования являются особенности развития произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
6
1.1. Физиологический и психофизиологический аспекты изучения произвольной моторики. ………………………….
6
1.2. Развитие произвольной моторики в онтогенезе……………… 18
1.3. Особенности развития произвольной моторики у детей со стертой формой дизартрии……………………………………
23
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
30
2.1. Методика изучения состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста………………………………….
30
2.2. Анализ результатов изучения произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией……………………………………………………..
36
2.3. Рекомендации для родителей по развитию произвольной моторики у дошкольников со стертой дизартрией…………
43
Заключение ………………………………………………………………….. 46
Список литературы
……………………
Произвольная моторика включает в себя следующие компоненты:
I. Мимическая моторика;
II. Артикуляционная моторика;
III. Мелкая моторика;
IV. Общая моторика.
Одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи у детей дошкольного возраста является стертая дизартрия. По мнению Волковой, стертая дизартрия – это из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения. Несмотря на то, что у детей с легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, что усугубляет нарушения речи при данной патологии.
Результаты проведенного нами исследования подтвердили целесообразность выдвинутой гипотезы о том, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией имеются специфически особенности развитии произвольной моторики. Несформированность общей моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений и операций, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т.д. Более выражено недоразвитие пальцевой моторики выступает при выполнении детьми специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи. Дети менее сосредоточены на своих собственных действиях.
Также исследование показало, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией больше нарушена мимическая моторика, а наилучше развита мелкая моторика. Для коррекции нарушений произвольной моторики нами были составлены рекомендации для родителей детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Таким
образом, цель данной курсовой работы
достигнута: подтверждена гипотеза исследования,
задачи выполнены, определен круг проблем,
требующих дальнейшего разрешения и являющихся
актуальными с точки зрения современной
педагогической практики.
Литература