Экспериментальное изучение состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Объект исследования - произвольная моторика.
Предметом данного исследования являются особенности развития произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..

6
1.1. Физиологический и психофизиологический аспекты изучения произвольной моторики. ………………………….
6
1.2. Развитие произвольной моторики в онтогенезе……………… 18
1.3. Особенности развития произвольной моторики у детей со стертой формой дизартрии……………………………………
23
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..


30
2.1. Методика изучения состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста………………………………….
30
2.2. Анализ результатов изучения произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией……………………………………………………..

36
2.3. Рекомендации для родителей по развитию произвольной моторики у дошкольников со стертой дизартрией…………
43
Заключение ………………………………………………………………….. 46
Список литературы
……………………

Файлы: 1 файл

куровая ..doc

— 275.00 Кб (Скачать)

    Полученные  результаты оцениваются в баллах.

      Исследование  состояния статической  координации:

0 баллов – проба не выполнена (не удается сохранить позу, частое схождение с места);

1 балл  – проба выполнена удовлетворительно  (поза удерживается благодаря  сильному балансированию, возможно  схождение с места);

2 балл  – проба выполнена хорошо (поза  удерживается, балансирование минимальное, схождение с места нет);

3 балла  – проба выполнена отлично  (поза удерживается, балансирования  нет, схождения с места нет).

      Исследование  состояния динамической координации:

0 баллов  – не удается выполнить прыжок;

1 балл  – прыжок неловкий;

2 балла  – прыжок производится легко  и свободно;

3 балла  – прыжок идеален.

      Исследование  одновременности движений:

0 б.  - не удается выполнить одновременные движения;

1 б.  - движения не всегда одновременные;

2 б.  – допускаются незначительные ошибки;

3 б. - движения одновременные.

          Для того, чтобы оценить состояние общей моторики в целом, результаты, полученные ребенком в процессе проведения проб, суммировались, делились на три, и выводился средний арифметический показатель:

I уровень – низкий – 1 балл;

II уровень – средний – 2 балла;

III уровень – высокий – 3 балла. 

II. Методы изучения состояния мелкой моторики 

      Цель: оценить состояние мелкой моторики у детей со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием.

      Для подбора данной методики, нами были выдвинуты следующие критерии: координированность, пластичность и ловкость.

Состояние тонкой моторики определяется при проведении следующих проб:

1) соединить  большой палец руки со всеми  остальными поочередно на правой  и левой руке;

2) загнуть каждый палец поочередно на правой и левой руке;

3) соединить  пальцы одной руки с пальцами  другой;

4) застегивание и расстегивание пуговиц;

5) завязывание шнурков.

    Результаты  проб оцениваются в баллах:

0 б.  - проба не выполнена;

1 б.  - очевидная неловкость при выполнении пробы;

2 б.  - нарушения координации движений при выполнении пробы;

3 б.  - точное и четкое выполнение пробы.

    По  результатам выполнения проб также устанавливают ведущую руку.

    Для того, чтобы оценить состояние мелкой моторики в целом, результаты, полученные ребенком в процессе проведения проб, суммировались, делились на пять, и выводился средний арифметический показатель:

I уровень – низкий – 1 балл;

II уровень – средний – 2 балла;

III уровень – высокий – 3 балла. 

III. Методы изучения состояния мимической моторики 

      Цель: оценить состояние мимической моторики у детей со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием.

    Для подбора данной методики, нами были выделены следующие критерии: удержание  позы, объем.

    Состояние мимической моторики оценивается в пробах:

1) поднять  брови; 

2) прищурить  глаза; 

3) сморщить  нос; 

4) улыбнуться;

5) надуть  щеки нос; 

6) сделать  губы трубочкой.

      Результаты  проб оцениваются в баллах:

0 б.  - пробы не выполнены;

1 б.  - мимика вялая, невыразительная, большинство проб не выполнено;

2 б.  - мимика недостаточно выразительная, пробы выполнены с ошибками;

3 б. - мимика живая, выразительная.

      Затем полученные результаты переводились в  качественную оценку:

1 балл  - низкий уровень;

2 балла  - средний уровень;

3 балла - высокий уровень. 

IV. Методы изучения артикуляционной моторики 

    Цель: определить состояние артикуляционной  моторики в пробах на статическую  и динамическую координацию детей  с нормальным речевым развитием  и со стертой дизартрией.

    Для подбора данной методики, нами были выдвинуты следующие критерии: точность, переключаемость, пластичность, темп.

    Процедура обследования:

      При исследовании статической координации  – попросить ребенка удержать губы в позе «улыбка», «овал», «трубочка», «лопаточка», «иголочка»; коснуться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта;  коснуться кончиком языка верхних и нижних зубов; пощелкать языком.

      Пробы на удержание артикуляционных поз  проводились под счет логопеда до десяти.

    При исследовании динамической координации  – предложить ребенку сделать движения нижней челюсти вправо и влево; переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ; кончик языка поочередно приблизить к верхним и нижним зубам с внутренней стороны при средне открытом рте.

    Результаты  проб оцениваются в баллах:

0 б.  - пробы не выполнены;

1 б. - отсутствие удержания поз, выраженные изменение объема, точности и переключаемости артикуляционных движений;

2 б.  - позы удерживаются, движения не в полном объеме, недостаточно точные, переключаемость нарушена незначительно;

3 б.  - позы удерживаются хорошо, движения в полном объеме, точные, переключаемость не нарушена.

      Затем делалось заключение об уровне состояния  артикуляционной моторики:

1 балл  - низкий уровень;

2 балла  - средний уровень;

3 балла - высокий уровень.

    Количественные  результаты проведенных проб отражены в протоколах обследования (см. приложения №1 и №2).  
 
 
 

        

                            

                 
 
 
 
 

2.2. Анализ результатов произвольной моторики у детей с нормальным речевым  развитием и со стертой дизартрией

  

      Следующим этапом нашего исследования было проведение констатирующего эксперимента. Основной задачей констатирующего эксперимента явилось определение особенностей произвольной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

      Экспериментальной базой исследования является МДОУ ЦРР  д/с №39 «Радуница». В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного  возраста со стертой дизартрией (по МППК) 5 -6 лет – 7 человек, а также  дети с нормальным речевым развитием  5 – 6 лет – 7 человек. Дети, имеющие диагноз «стертая дизартрия» составили экспериментальную группу, дети с нормальным речевым развитием – контрольную.

      Исследование  произвольной моторики у детей экспериментальной  и контрольной групп проводилось по выделенным компонентам: общая моторика, мелкая моторика, мимическая моторика, артикуляционная моторика, с использованием подобранных нами методик (см.§ 2.1.)

      Результаты  проведенного нами исследования были занесены в протоколы (см. приложение 1,2).

    Затем мы приступили к обработке и анализу  полученных нами результатов. Для этого  нами выводился средний балл сформированности каждого компонента произвольной моторики у детей контрольной и экспериментальной  групп (см. приложение 3). После этого, полученные показатели по каждому компоненту произвольной моторики переводились в процентное соотношение и распределялись по уровням развития:

- до 35 % - низкий уровень развития;

- от 36% - до 70% - средний уровень развития;

- свыше  70% - высокий уровень развития.

    Результаты  диагностического исследования экспериментальной  группы представлены в таблице №1.

                                                                                            Таблица№1

Результаты  диагностики произвольной моторики у детей в экспериментальной группе (в процентах)
Имя ребенка Общая моторика Мелкая моторика Мимическая  моторика Артикуляционная моторика
Артем З. 56% 47% 44% 44%
Артем Р. 56% 60% 44% 44%
Денис Б. 56% 60% 44% 44%
Катя  И. 44% 53% 44% 44%
Полина  Г. 56% 60% 44% 44%
Саша Б. 33% 53% 22% 44%
Соня  К. 56% 60% 44% 44%
 

    Таблица №1 наглядно демонстрирует, что у  детей дошкольного возраста со стертой  дизартрией отмечаются нарушения всех компонентов произвольной моторики. В результате исследования уровня развития общей моторики было выявлено, что средний показатель сформированности данного компонента произвольной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией составляет 51%. У 5 человек экспериментальной группы полученный результат составляет 56%, у 1 ребенка - это 44%, что соответствует среднему уровню сформированности общей моторики. Еще один  ребенок с предложенными заданиями не справился и показал низкий уровень (33%). Высокого уровня развития общей моторики в экспериментальной группе не выявлено.

    В ходе проведения качественного анализа общей моторики было выявлено, что дети испытывали трудности при выполнении заданий на динамическую координацию, поскольку у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией нарушена координация движений в пространстве. Меньше трудностей он испытали при выполнении движений одновременно. Статическая координация у детей данной категории находится на среднем уровне. Основной  проблемой у них было удержать свое равновесие.

    По  методике определения уровня развития мелкой моторики все дети экспериментальной группы показали средний уровень развития мелкой моторики. Нами были получены следующие  результаты:

- у 6 человек мелкая моторика сформирована на 60%;

- у 2 детей на 53%;

-у 1 ребенка полученный результат  составил 47%.

    Высокого уровня сформированности мелкой моторики не показал ни один ребенок экспериментальной группы. Особые трудности дети испытывали при выполнении следующих заданий: соединение большого пальца; поочередность загибания пальцев; также соединение пальцев одной руки с другой. В процессе выполнения задания у них было нарушены: координированность, пластичность, ловкость. 

    По методике изучения уровня развития мимической моторики, большинство детей экспериментальной группы показали одинаковый результат (44%), т.е. средний уровень развития данного компонента произвольной моторики. Низкий уровень развития мимической моторики наблюдается у одного ребенка (22%). Высокого уровня у детей экспериментальной группы в развитии мимической моторики нет.

    В ходе обследования мимической моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией  было выявлено, что детям было легче воспринять и воспроизвести  задания данной методике по инструкции, чем угадать  различные мимические образы.

Информация о работе Экспериментальное изучение состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией