Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Объект исследования - произвольная моторика.
Предметом данного исследования являются особенности развития произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
6
1.1. Физиологический и психофизиологический аспекты изучения произвольной моторики. ………………………….
6
1.2. Развитие произвольной моторики в онтогенезе……………… 18
1.3. Особенности развития произвольной моторики у детей со стертой формой дизартрии……………………………………
23
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………..
30
2.1. Методика изучения состояния произвольной моторики у детей дошкольного возраста………………………………….
30
2.2. Анализ результатов изучения произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией……………………………………………………..
36
2.3. Рекомендации для родителей по развитию произвольной моторики у дошкольников со стертой дизартрией…………
43
Заключение ………………………………………………………………….. 46
Список литературы
……………………
Полученные результаты оцениваются в баллах.
Исследование состояния статической координации:
0 баллов – проба не выполнена (не удается сохранить позу, частое схождение с места);
1 балл
– проба выполнена
2 балл – проба выполнена хорошо (поза удерживается, балансирование минимальное, схождение с места нет);
3 балла – проба выполнена отлично (поза удерживается, балансирования нет, схождения с места нет).
Исследование состояния динамической координации:
0 баллов – не удается выполнить прыжок;
1 балл – прыжок неловкий;
2 балла – прыжок производится легко и свободно;
3 балла – прыжок идеален.
Исследование одновременности движений:
0 б. - не удается выполнить одновременные движения;
1 б. - движения не всегда одновременные;
2 б. – допускаются незначительные ошибки;
3 б. - движения одновременные.
Для того, чтобы оценить состояние общей моторики в целом, результаты, полученные ребенком в процессе проведения проб, суммировались, делились на три, и выводился средний арифметический показатель:
I уровень – низкий – 1 балл;
II уровень – средний – 2 балла;
III
уровень – высокий – 3 балла.
II. Методы изучения состояния
мелкой моторики
Цель: оценить состояние мелкой моторики у детей со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием.
Для подбора данной методики, нами были выдвинуты следующие критерии: координированность, пластичность и ловкость.
Состояние тонкой моторики определяется при проведении следующих проб:
1) соединить
большой палец руки со всеми
остальными поочередно на
2) загнуть каждый палец поочередно на правой и левой руке;
3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой;
4) застегивание и расстегивание пуговиц;
5) завязывание шнурков.
Результаты проб оцениваются в баллах:
0 б. - проба не выполнена;
1 б. - очевидная неловкость при выполнении пробы;
2 б. - нарушения координации движений при выполнении пробы;
3 б. - точное и четкое выполнение пробы.
По результатам выполнения проб также устанавливают ведущую руку.
Для того, чтобы оценить состояние мелкой моторики в целом, результаты, полученные ребенком в процессе проведения проб, суммировались, делились на пять, и выводился средний арифметический показатель:
I уровень – низкий – 1 балл;
II уровень – средний – 2 балла;
III
уровень – высокий – 3 балла.
III. Методы
изучения состояния мимической моторики
Цель: оценить состояние мимической моторики у детей со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием.
Для подбора данной методики, нами были выделены следующие критерии: удержание позы, объем.
Состояние мимической моторики оценивается в пробах:
1) поднять брови;
2) прищурить глаза;
3) сморщить нос;
4) улыбнуться;
5) надуть щеки нос;
6) сделать губы трубочкой.
Результаты проб оцениваются в баллах:
0 б. - пробы не выполнены;
1 б. - мимика вялая, невыразительная, большинство проб не выполнено;
2 б. - мимика недостаточно выразительная, пробы выполнены с ошибками;
3 б. - мимика живая, выразительная.
Затем полученные результаты переводились в качественную оценку:
1 балл - низкий уровень;
2 балла - средний уровень;
3 балла
- высокий уровень.
IV. Методы
изучения артикуляционной моторики
Цель: определить состояние артикуляционной моторики в пробах на статическую и динамическую координацию детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией.
Для подбора данной методики, нами были выдвинуты следующие критерии: точность, переключаемость, пластичность, темп.
Процедура обследования:
При исследовании статической координации – попросить ребенка удержать губы в позе «улыбка», «овал», «трубочка», «лопаточка», «иголочка»; коснуться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта; коснуться кончиком языка верхних и нижних зубов; пощелкать языком.
Пробы на удержание артикуляционных поз проводились под счет логопеда до десяти.
При исследовании динамической координации – предложить ребенку сделать движения нижней челюсти вправо и влево; переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ; кончик языка поочередно приблизить к верхним и нижним зубам с внутренней стороны при средне открытом рте.
Результаты проб оцениваются в баллах:
0 б. - пробы не выполнены;
1 б. - отсутствие удержания поз, выраженные изменение объема, точности и переключаемости артикуляционных движений;
2 б. - позы удерживаются, движения не в полном объеме, недостаточно точные, переключаемость нарушена незначительно;
3 б. - позы удерживаются хорошо, движения в полном объеме, точные, переключаемость не нарушена.
Затем делалось заключение об уровне состояния артикуляционной моторики:
1 балл - низкий уровень;
2 балла - средний уровень;
3 балла - высокий уровень.
Количественные
результаты проведенных проб отражены
в протоколах обследования (см. приложения
№1 и №2).
2.2. Анализ результатов произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией
Следующим
этапом нашего исследования было проведение
констатирующего эксперимента. Основной
задачей констатирующего
Экспериментальной базой исследования является МДОУ ЦРР д/с №39 «Радуница». В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией (по МППК) 5 -6 лет – 7 человек, а также дети с нормальным речевым развитием 5 – 6 лет – 7 человек. Дети, имеющие диагноз «стертая дизартрия» составили экспериментальную группу, дети с нормальным речевым развитием – контрольную.
Исследование
произвольной моторики у детей экспериментальной
и контрольной групп
Результаты проведенного нами исследования были занесены в протоколы (см. приложение 1,2).
Затем
мы приступили к обработке и анализу
полученных нами результатов. Для этого
нами выводился средний балл сформированности
каждого компонента произвольной моторики
у детей контрольной и
- до 35 % - низкий уровень развития;
- от 36% - до 70% - средний уровень развития;
- свыше 70% - высокий уровень развития.
Результаты диагностического исследования экспериментальной группы представлены в таблице №1.
Результаты диагностики произвольной моторики у детей в экспериментальной группе (в процентах) | ||||
Имя ребенка | Общая моторика | Мелкая моторика | Мимическая моторика | Артикуляционная моторика |
Артем З. | 56% | 47% | 44% | 44% |
Артем Р. | 56% | 60% | 44% | 44% |
Денис Б. | 56% | 60% | 44% | 44% |
Катя И. | 44% | 53% | 44% | 44% |
Полина Г. | 56% | 60% | 44% | 44% |
Саша Б. | 33% | 53% | 22% | 44% |
Соня К. | 56% | 60% | 44% | 44% |
Таблица №1 наглядно демонстрирует, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией отмечаются нарушения всех компонентов произвольной моторики. В результате исследования уровня развития общей моторики было выявлено, что средний показатель сформированности данного компонента произвольной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией составляет 51%. У 5 человек экспериментальной группы полученный результат составляет 56%, у 1 ребенка - это 44%, что соответствует среднему уровню сформированности общей моторики. Еще один ребенок с предложенными заданиями не справился и показал низкий уровень (33%). Высокого уровня развития общей моторики в экспериментальной группе не выявлено.
В ходе проведения качественного анализа общей моторики было выявлено, что дети испытывали трудности при выполнении заданий на динамическую координацию, поскольку у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией нарушена координация движений в пространстве. Меньше трудностей он испытали при выполнении движений одновременно. Статическая координация у детей данной категории находится на среднем уровне. Основной проблемой у них было удержать свое равновесие.
По методике определения уровня развития мелкой моторики все дети экспериментальной группы показали средний уровень развития мелкой моторики. Нами были получены следующие результаты:
- у 6 человек мелкая моторика сформирована на 60%;
- у 2 детей на 53%;
-у 1 ребенка полученный результат составил 47%.
Высокого уровня сформированности мелкой моторики не показал ни один ребенок экспериментальной группы. Особые трудности дети испытывали при выполнении следующих заданий: соединение большого пальца; поочередность загибания пальцев; также соединение пальцев одной руки с другой. В процессе выполнения задания у них было нарушены: координированность, пластичность, ловкость.
По методике изучения уровня развития мимической моторики, большинство детей экспериментальной группы показали одинаковый результат (44%), т.е. средний уровень развития данного компонента произвольной моторики. Низкий уровень развития мимической моторики наблюдается у одного ребенка (22%). Высокого уровня у детей экспериментальной группы в развитии мимической моторики нет.
В ходе обследования мимической моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией было выявлено, что детям было легче воспринять и воспроизвести задания данной методике по инструкции, чем угадать различные мимические образы.