История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

Университеты противопоставляли схоластике деятельную интеллек­туальную жизнь. Таково было возникновение университетов, и в дальнейшем они активно развивались.

2.5. Иезуитское воспитание и обучение

Кроме городских школ в Центральной Европе были созданы школы иезуитов (ХУ1-ХУП вв.).

Орден иезуитов (основан в 1534 году И. Лойолой) стремился взять на себя воспитание господствую­щих классов и тем самым захватить влияние на политическую и общест­венную жизнь Европы. У иезуитов обучался цвет католического дворян­ства. Во многом от иезуитов идут традиции жесткой централизации и рег­ламентации школьной жизни. Значительное число учебных заведений Лойолы были интернатами.

Цель созданной системы – создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных слоев в католическом духе. Иезуиты стремились к тому, чтобы дети забы­ли своих родителей и перешли под влияние ордена. Главный принцип жизни - слепое подчинение авторитету наставника. Чтобы приобрести та­кой авторитет предлагалось: заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бояться. Педагог должен был убедить ученика в том, что любой его проступок будет известен и будет наказан.

Система учебных заведений иезуитов:

1.       Иезуитские коллегии:

      Младшее отделение включало следующие классы: грамматические (младший, средний, старший), гуманитарный, риторический (2 года). Содержание обучения составляла программа «Семи свободных искусств». В грамматическом классе изучали: грамматику, риторику, диалектику, богословие. В гуманитарном и риторическом классе изучали: арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки, теорию эрудиции (начала географии, истории, археологии, природоведения);

      Старшее отделение (3 года) осуществляло подготовку в объеме артистического (подготовительного) факультета университета.

2.       Семинарии;

3.       Академии осуществляли подготовку теологов, церковных юристов, преподавателей (только выпускников коллегий). Программа подготовки учителей: 2 года – совершенствование полученных знаний и навыков; 3 года – изучение философии; 2 года – педагогическая практика под руководством опытных наставников, ведение педагогического дневника; 4 года – изучение теологии, совершенствование в светских науках.

В учебных заведениях ордена иезуитов заботились о здоровье учащихся: гимнастика, верховая езда, плавание, фехтование, хорошее питание, регулярный отдых. Школьные помещения были просторными, хорошо оборудованными и чистыми. Учебный год - 180 дней, а занятия продолжались не более 5 часов в сутки, при этом обязательными были прогулки, поездки, экскурсии и т.д. Наказания поручались товарищам провинившегося. В колледжах процветала нездоровая обстановка: доносительство, нездоровое соперничество. Усердно осваивались Древние языки и литература. В конце XVII века произошли изменения: при изуче­нии истории, географии стали использовать карты, стали давать сколько-нибудь серьезные естественнонаучные знания. Был популярен лозунг: важнее обоснованность, чем объем знаний.

В рамках процесса обучения организована классно-урочная система при жесткой регламентации деятельности учителя и учащихся, вплоть до интонации, жестов, мимики, освещенности классов и т.д. Широко использовались конкурсы сочинений. Прочность знаний рассматривалась как способ устранения сомнений и дисциплинирования ума. Разработана методика проведения лекции, которая приобрела характер устного последовательного изложения учебного материала в несколько приемов: полное изложение; анализ содержания лекции по частям; дополнение историческими и др. справками; стилистический анализ первоисточников.

Воспитание было направлено на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества. В основе воспитания – подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской веры. Важное место отводилось светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любые темы, завоевывать доверие собеседника.

В учебных заведениях широко применяли методы стимулирования:

1.       групповое и индивидуальное соперничество (соревнование): соревнование групп; старших и младших классов; старост - декурионов и т. д.;

2.       регулярное выделение лучших и отстающих;

3.       ежегодное торжественное проведение экзаменов, сопровождающиеся диспутами, декламациями, театральными представлениями, церемониями награждения лучших учеников;

4.       среди лучших учеников создавался магистрат с присуждением почетных званий, и организовывались «академии» - прообразы школьных кружков;

5.       система поощрений включала: почетные звания, почетные места в классе, занесение на доску почета;

6.       система наказаний включала: скамьи позора, прозвища, колпак с ослиными ушами. Физические наказания применялись за проступки против религии и исполнялись светскими лицами «корректорами».

Кроме этого были образованы: гимназии, коллежи, грамматические шко­лы, школы иеронимитов, дворянские школы.

 

§3 Педагогические мысль эпохи Возрождения (ХIV-ХVII вв.)

3.1. Общая характеристика

Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего Европейского Средневековья (ХIV-ХVII вв.) прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности. Движение гуманизма возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек должен обращать надежды к БОГУ, то в центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя.

Идеи гуманизма появились во многих государствах. Развитие педагогической мысли тесно связано с интенсивным развитием литературы, искусства, научных знаний. Огром­ную роль сыграли географические открытия ХV-ХVI вв. и изобретенное в середине XV века книгопечатание. Гуманисты, стремясь подражать наро­дам Древней Греции и Рима, называли свое время «Возрождение» - восстановление античных традиций. Гуманистов привлекали свобода, выра­зительность, красота классической литературы. Она превращается в ис­точник идеалов воспитания. В классическом наследии стремились чер­пать, то, что было утеряно, - традицию воспитания физически и эстетиче­ски развитого человека, способного  на самостоятельные и полезные обществу  действия. Отвечая на потребности времени, педагоги-гуманисты предлагали формирование общественно полезной личности.

В результате педагогическая триада Возрождения: классическое воспитание, граж­данское воспитание базировалось на трех слагаемых: античности, сред­невековья, идеях - предвестниках нового общества. Деятели эпохи Возрождения обогатили программу клас­сического образования, дополнив её изучением древнегреческого языка и возродив правильный латинский язык. Колыбелью Европейского Возрож­дения оказалась Италия, где борьба городов за независимость породила духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания (Л.Альберти; В. де Фельтре и др.). Речь шла о формировании члена обще­ства, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесного и духовно, воспитанного в труде.

Л.Альберти (1404-1472) замечал, что это в конечном итоге даст «совершенные добродетели и полное счастье». Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания - освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривали идеи Квинтилиана.

3.2. Педагогические идеи Витторино да Фельтре

К идеям Квинтилиана обратился Витторино Рамбальдони да Фельтре (1378-1446гг.). Родился в семье юриста, учился в Падуе, где слушал педагогов-гуманистов. Увлекался математикой и греческим языком. В 1420 году основал пансион в Падуе для  учащихся, которым преподавал математику, латинский язык. Являлся заведующим кафедрой риторики в Падуанском университете. В 1422 году уехал в Венецию, где занимался частным преподаванием. В 1423 году получил приглашение от герцога Гонзаго из Мантуи стать воспитателем его детей. После долгих уговоров В. да Фельтре согласился. И в Мантуи он остался до конца жизни. Он создал свою специальную школу «Дом радости», организованная в садовом павильоне замка – «место увеселений», отсюда и название школы.

Цель воспитания – заложить фундамент общей культуры через освоение Греко-римского наследия, который позволит в дальнейшем самостоятельно осваивать специальные знания.

В данной школе испове­довался принцип: обучение в радости. В школе могли бесплатно обучаться дети бедняков. Всего училось до 70 человек. В школе ученики изучали: поэзию, историю, философию. Обучение было построено на освоении античного наследия: греческого и латинского языка. Тут широко использовали различ­ные средства наглядности и творческий потенциал детей. Школа эта была хорошо оборудована, расположена в живописном месте. В школе осуществлялось совместное обучние.

География учеников этой школы была достаточно разнообразной – Италия, Франция, Германия и др. Из школы выпускались: общественные деятели, высшие церковные иерархи, военоначальники.

Символом сподвижничества был ПЕЛИКАН: образ преданности делу, саможертвенности и т.д. 

3.3. Педагогические идеи Т. Кампанеллы

Среди итальянских гуманистов выделялся Томазо Кампанелла (1568-1639гг.). Итальянский мыслитель, публицист и поэт Джованни Доменико Кампанелла родился 5 сентября 1568 года в семье бедного сапожника Джеронимо Кампанеллы  в селе Стеньяно возле города Стило, который находится в гористой Калабрии, южной части Италии, которая в то время пребывала под игом испанских оккупантов.

Начальное образование способный мальчик получил у монаха-доминиканца, который вопреки воле отца, желающего видеть сына юристом, уговорил его вступить в монастырь ордена доминиканцев в городе Плаканици, где он получил имя Томмазо, то есть Фома, в честь святого Фомы Аквинского, известного теолога католической церкви. В монастыре Кампанелла настойчиво углублял свое общее образование и особенно – знания по философии, основательно ознакомившись с трактатами Платона, Аристотеля, Альберта Великого и Фомы Аквинского. Неудовлетворенный аристотелизмом и томизмом, Кампанелла перечел сочинения многих философов (как древних, так и современных) Запада и Востока. Отсутствие строгой дисциплины в доминиканских монастырях юга Италии позволило ему посещать в Неаполе лекции Джамбатгиста делла Порта, магистра магии. Там же он встречает еврейского астролога Авраама (Абрахама), который ознакомил Томмазо с астрологической наукой и связанными с ней дисциплинами. Большое впечатление оказали на молодого Кампанеллу философские взгляды вольнодумного итальянского мыслителя Телезия, который выступал против мертвой средневековой схоластики, на изучение природы, в исследовании которой он видел первоисточник научных знаний. В 1591 году в Неаполе увидел свет первый философский трактат Кампанеллы «Философия, основанная на ощущениях», в котором он утверждал, что природу надо объяснять на основе собственных ощущений, и отстаивал право человека на свободное мышление.

После опубликования этого произведения инквизиция арестовала автора, так как внимательные глаза охранников «чистоты» католической церкви, незыблемости ее догматики и философских основ, увидели в трактате опасные проявления вольнодумства и еретического уклона. Освобожденный из тюрьмы в 1592 году, он уже не вернулся в монастырь. Во время длительных путешествий по Италии (Рим, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция, Неаполь) Кампанелла, которого все время обвиняли в вольнодумстве и ереси, опять попадал в тюрьму. В Падуе он познакомился с Галилеем.

Вернувшись в 1598 г. в родную Калабрию, он вместе со своим другом Маурицио де Ринальди и другими патриотами начал готовить восстание с целью скинуть ненавистное ярмо испанских Габсбургов и установить республику, где господствовала бы социальная справедливость. Кроме Маурицио де Ринальди, были еще два друга по заговору, с которыми вместе они выбрали срок восстания - 10 сентября. Но в результате их предательства руководителей запланированного восстания и других участников заговора арестовали. Маурицио де Ринальди был схвачен на глазах Томмазо, идя к условленному месту встречи с ним. Испанские солдаты скрутили ему руки, сорвали шпагу, били его алебардами, не считаясь с тем, что он дворянин. Затем Кампанелла, переодетый в крестьянское платье, пробирается к морю, чтобы бежать в Сицилию. Уже из рыбачьей лодки вытащили его испанские солдаты и, избивая, поволокли к городу. Жуткими вставали дни суда, сулившего Маурицио и Томмазо и всем другим участникам заговора немедленную казнь.

Но Томмазо Кампанелла удалось избежать уготованной ему кары, доказав суду, что он ему неподсуден, ибо еретик. Он объяснил свои действия заговорщика так кощунственно, что у судей, верных католиков, волосы встали дыбом. И греховного Томмазо тотчас выделяют из числа обвиняемых, как заклятого еретика, подлежащего папскому суду, неизмеримо более жестокому, чем военный суд испанской короны.

Его спас епископ Антонио, приехавший из Рима по велению папы, чтобы познакомиться с показаниями еретика-доминиканца, и не узревший в них деяний колдуна, ибо распространял еретик бога на всю природу, как бы растворяя его в ней, что не противоречило истинной вере, хоть и расходилось с церковными канонами. А потому Томмазо был приговорен не к сожжению, подобно другому мыслителю того времени, Джордано Бруно, а «к пожизненному заключению».

Он побывал в тюрьмах разных городов Италии, подвергаясь пыткам и тяжелым унижениям. Про это он сам в дальнейшем вспоминал так: «Я прошел заключение в пятидесяти разных камерах и семь раз был жесточайше пытан. Последний раз пытки продолжались сорок часов подряд». Но это не сломило его дух. В тюрьме Кампанеллы написал все свои главные работы, в частности «Город Солнца» (1602 год) – проект идеального общества.

Информация о работе История зарубежной педагогики