Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
В 1874 году ему был поставлен памятник в городе Прерове, там, где началась его педагогическая деятельность.
Великий педагог видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Огромное значение придавал воспитанию и образованию, которые должны формировать человека способного служить обществу. Считал, что познание должно приносить пользу в практической деятельности и провозглашал обязательность реального общественно полезного обучения. Он уделял особое значение развитию системы органов чувств ребенка.
Я.А.Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой, следовательно, необходима самостоятельность учащихся в освоении мира. Эта идея развита в работе «Выход из школьных лабиринтов». Аргументация этого принципа стала громадным шагом вперед в генезисе педагогической науки. Природосообразность означала признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно полном умственном и нравственном воспитании, так как это принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но Коменский не отрицал наличия индивидуальных задатков. Считал, что ребенку присуща склонность к деятельности. Коменский ставил цель воспитания: посредством развития чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, усваивают образцы окружающего мира, учатся активно действовать.
Принцип природосообразности представлен идеей подражания природе (естественный метод образования) - приведение в соответствие законов педагогической науки и законов природы. Коменский разрабатывает четыре стадии этих законов:
Автопия (самостоятельное наблюдение)
Автопраксия (практическое осуществление)
Автохресия (применение знаний и умений в новых условиях)
Автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности).
Коменский провозглашал волю, деятельность, понимание воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Педагогическая система в его «Великой дидактике», а применена в труде «Мир чувственных вещей в картинках», в котором наглядно изображено все, что может занимать и питать детский мир: как мир небесный, раскрываемый человеку религией, так и мир земной - достояние науки. Здесь впервые положены философские основания не только воспитательному обучению, но и начертана вся система физического, умственного, нравственного, эстетического, религиозного воспитания. Здесь положено первое начало народному, женскому образованию на основе демократизма, гуманизма, природосообразности. Подобающее место отводилось родному языку.
При обучении требуется соблюдение правил:
1. Обучать только тому, знание чего есть долг человека;
2. При обучении каждый предмет обозревать как данный налицо, познавая его со стороны пользы;
3. Знание должно быть непосредственным и реальным;
4. Все изучаемое изучать, как оно есть и бывает (в связи с причиной и следствием);
5. Каждый предмет нужно брать прежде в целом, а потом уже дробить на части;
6. Все даже мельчайшие части предмета, располагать в системе относительно их порядка, положения, взаимосвязи и др.;
7. Держаться строгой последовательности, переходя от одного к другому;
8. Останавливаться на каждом предмете до тех пор, пока он не уяснится у ученика смотря по возрасту и степени развития;
9. Обращать внимание на различие признаков предмета, так как это содействует ясности об отчетливости знания. Когда все условия: типичный обзор, материал, орудия - уже даны, теория каждого искусства требует далее правильного употребления, внимательного руководства и частого упражнения.
Кроме этого:
1. Каждое дело должно изучаться на самом деле;
2. Учить следует не словами, но примером;
3. Упражнение должно начинаться с простейшего;
4. Первые упражнения должны опираться на более знакомый материал;
5. Вначале упражнений все ограничивается простым подражанием образцу, свобода действий является впоследствии;
6. При выполнении упражнений следует добиваться максимального приближения к образцу;
7. Ошибки должны быть немедленно устранены, на основе известных правил.
Положения, касающиеся нравственного воспитания:
1. В душе юноши следует насаждать все добродетели без исключения;
2. Но сначала следует, позаботься о главном; благоразумие, умеренность, твердость, справедливость;
3. Благоразумие приобретается от хорошего обучения;
4. Умеренность приобретается в: еде, питье, во сне, в бодрствовании; труде, играх, поступках - в поведении;
5. Твердость приобретается через самообладание;
6. Справедливость проявляется в отказе от оскорблений, лжи и коварства, но в признании прав человека;
7. Развивать добродетели следует ранее, чем разовьются пороки;
8. Добродетели усваиваются в деятельности, при этом важен личный пример;
9. Удалять детей от дурного общества, в котором они могут заразиться;
10. Держать строгую дисциплину, дабы не было недостатка в надлежащем противодействии.
Таким образом, можно говорить о том, что к средствам нравственного воспитания относят: пример родителей, учителей, друзей, товарищей; наставления, беседы; упражнения.
Соблюдение дисциплины (сознательное соблюдение школьных законов, норм социального поведения, своего долга), дабы не было недостатка в надлежащем противодействии злым влечениям: избегание противоречий в своих требованиях, их последовательность.
Стержневой идеей педагогики Я.А.Коменского является - пансофизм - обобщение добытых цивилизацией знаний и донесение этого знания через школу на родном языке до всех людей. Ученый мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии. «Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям». Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного мышления, способность к разнообразному труду. Он отстаивал гуманистическую программу школьного дела. «Идеальная школа - лаборатория подготовки гуманных людей обученных эффективно действовать на поприще труда».
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - поощрение склонности к деятельности с учетом задатков человека; познания себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни.
Эта цель требует следующей последовательности обучения:
1. Посредством развития органов чувств знакомство с окружающими предметами и явлениями;
2. Усвоение образцов природы;
3. Активная деятельность на основе ЗУНов.
Задачи воспитания: познание самого себя, управление самим собой, стремление к богу (подготовка к жизни загробной).
Главная цель в обучении – обеспечение легкого, основательного, прочного обучения. Он отвергал вербализм, предлагая идти в преподавании от реального.
Вся дидактическая система строится на принципах: природосообразности, гуманизма, демократизма.
Я.А. Коменским была предложена возрастная периодизация и система воспитания:
До 6 лет: воспитание в семье – «Материнская школа», где главная задача – развитие органов чувств, развитие речи, первоначальных ручных умений и тд. Именно Я.А. Коменский родоначальник теории дошкольного обучения;
От 6 до 12 лет – «Школа родного языка» для мальчиков и девочек, где сообщались систематические знания по математике, физике, грамматике, диалектике, риторике (обязательные предметы), а также истории, географии, обучение ремеслам (для развития воображения, памяти, речи и тд.);
От 12 до 18 лет – «Латинская школа», где изучались латинский язык, математику, естествознание, историю, этику, разнообразные языки (понимание причинно-следственных связей, способность к самостоятельным рассуждением);
От 18 до 24 лет – «Академии или Университеты», для развития воли, умственных способностей. Три факультета университета: 1) богословский, 2) юридический; 3) медицинский.
Дидактические принципы:
1. Природосообразности.
2. Последовательности.
3. Наглядности.
4. Систематичности.
5. Сознательности.
6. Посильности.
7. Прочности.
Золотое правило дидактики: Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами.
Требования к учителю:
1. Должен увлекать учеников благим примером.
2. Должен быть честным.
3. Дыть деятельным, настойчивым, высоконравственным.
4. Должен безгранично любить свое дело.
5. Учитывать и развивать интерес учеников к учению.
Я.А.Коменский - основоположник системы традиционного обучения. В рамках классно- урочной системы учебный предмет делился на учебные единицы – УРОК.
Коменский исповедовал свободный урок, определил границы учебного года, ввел четверти и промежуточные испытания, определил количество учащихся в классе (300 человек), открыл дифференцированный подход. Был убежден в том, что в классе должен быть одновозрастной состав учащихся. Главное - четко ставить цель. Коменский был убежден, что следует обеспечивать: 1) знание; 2) деятельность; 3)речевое развитие.
Я.А.Коменский разработал структуру урока:
организационный момент;
предметное наблюдение;
разъяснение учителя;
упражнения;
домашнее задание.
Сегодня идеи, предложенные А.Я.Коменским, нашли свое развитие, а классно-урочная система существует по сей день.
4.5. Анализ работы Я.А. Коменского «Выход из школьных лабиринтов»
В работе «Выход из школьных лабиринтов» показано, что многие школы не имеют четких и твердых целей, средств, и, наконец, для применения средств - никаких определенных правил. Отсюда видна необходимость нового метода - естественного метода: основанного на человеческой природе.
Тогда целью школы должно быть то, чтобы человек соответствовал своему назначению, то есть он должен получить такое образование, которое совершенствует человеческую природу. Важно, что школы движимые и исполненные потребностями природы, должны учить: теории; практике; употреблению всех хороших и полезных вещей.
Естественный метод - исследовать все достойное изучения, осуществлять попытки сделать, то, что должно быть сделано достойное, применять все подлежащие применению. Следовательно, школы будут хорошо снабжены средствами, если будут иметь для исследования образцы всею подлежащего познанию, орудия для всего, чем выполняется данная работа, и если, относительно правильного употребления всех вещей они будут снабжены указаниями во избежание злоупотреблений. У учеников следует развивать самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике, в применении, как единственную основу прочного знания, добродетели и блаженства.
Этот метод освобождает умы от всяких лабиринтов и предлагает им немногое, но необходимое для жизни, немногое, но прочно усвоенное посредством упражнений, немногое, но такое, что обеспечивает применение его на деле. Кроме того, нужно желать, чтобы метод стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать, учиться и что будут делать, не могло не иметь успеха. Всякий ребенок, принимаемый в мастерскую гуманности должен выйти оттуда человеком - истинным господином вещей, настоящим властелином самого себя и своих дел.
При механической структуре какой-либо машины необходимо обращать внимание:
1. На имеющуюся цель - ту работу, которую машина должна произвести;
2. На средства - на то, что машина в состоянии произвести;
3. На способы упорядочения и распределения этих средств, чтобы желаемый результат последовал как бы сам собой.
И для «дидактической машины» необходимо отыскать: 1) Твердо установленные цели; 2) Средства, точно приспособленные для достижения этих целей; З) Твердые правила использования этих средств для достижения целей.
Твердо установленная цель механического метода троякая: 1) Знание; 2) Деятельность; 3) Речь. Все правильно познавать, все хорошее уметь правильно исполнять и то, что необходимо, уметь сообщать другому. Механический метод требует так поставить дело, чтобы все подлежащее изучению изучалось: легко, скоро, основательно.
Средства, могущие привести нас к этому, суть; три универсальных объекта, созерцая, которые мы потом открываем в себе мудрость, суть: Бог, мир, человек.
Важно, что три стороны особо должны подлежать в нас образованию: ум, воля, способности к действию. Орудий для этого образования тоже три: чувства, разум, изложение. В работе показан механизм применения этих средств для достижения целей метода.
В работе сформулированы дидактические законы чрезвычайной прочности:
1. Он хочет знать многое? Предлагай ему многое и не обманывай его незначительным количеством предметов.