История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

В 1874 году ему был поставлен памятник в городе Прерове, там, где началась его педагогическая деятельность.

Великий педагог видел в каждой личности совершенное тво­рение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Огромное значение придавал воспитанию и образованию, которые должны формировать человека способного служить обществу. Считал, что познание должно приносить пользу в практической дея­тельности и провозглашал обязательность реального общественно по­лезного обучения. Он уделял особое значение развитию системы орга­нов чувств ребенка.

Я.А.Коменский был первым из педагогов, после­довательно обосновавшим принцип природосообразности в воспи­тании. Природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижу­щей силой, следовательно, необходима самостоятельность учащихся в освоении мира. Эта идея развита в работе «Выход из школьных лаби­ринтов». Аргументация этого принципа стала громадным шагом впе­ред в генезисе педагогической науки. Природосообразность означала признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно полном умственном и нравственном воспитании, так как это принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но Коменский не отрицал наличия индивидуальных задатков. Считал, что ребенку присуща склонность к деятельности. Коменский ставил цель воспитания: посредством развития чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, усваивают образцы окружаю­щего мира, учатся активно действовать.

Принцип природосообразности представлен идеей подражания природе (естественный метод образования) - приведение в соответствие законов педагогической науки и законов природы. Коменский разрабатывает четыре стадии этих законов:

      Автопия (самостоятельное наблюдение)

      Автопраксия (практическое осуществление)

      Автохресия (применение знаний и умений в новых условиях)

      Автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности).

Коменский провозглашал волю, деятельность, понимание воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Педагогическая система в его «Великой ди­дактике», а применена в труде «Мир чувственных вещей в картинках», в котором наглядно изображено все, что может занимать и питать детский мир: как мир небесный, раскрываемый человеку религией, так и мир земной - достояние науки. Здесь впервые положены философские основания не только воспитательному обучению, но и начертана вся система физического, умственного, нравственного, эстетического, ре­лигиозного воспитания. Здесь положено первое начало народному, женскому образованию на основе демократизма, гуманизма, природосообразности. Подобающее место отводилось родному языку.

При обучении требуется соблюдение правил:

1.      Обучать только тому, знание чего есть долг человека;   

2.      При обучении каждый предмет обозревать как данный налицо, по­знавая его со стороны пользы;

3.      Знание должно быть непосредственным и реальным;

4.      Все изучаемое изучать, как оно есть и бывает (в связи с причиной и следствием);

5.      Каждый предмет нужно брать прежде в целом, а потом уже дробить на части;

6.      Все даже мельчайшие части предмета, располагать в системе относительно их порядка, положения, взаимосвязи и др.;

7.      Держаться строгой последовательности, переходя от одного к дру­гому;

8.      Останавливаться на каждом предмете до тех пор, пока он не уяснит­ся у ученика смотря по возрасту и степени развития;

9.      Обращать внимание на различие признаков предмета, так как это содействует ясности об отчетливости знания. Когда все условия: ти­пичный обзор, материал, орудия - уже даны, теория каждого искус­ства требует далее правильного употребления, внимательного руко­водства и частого упражнения.

Кроме этого:

1.       Каждое дело должно изучаться на самом деле;

2.       Учить следует не словами, но примером;

3.       Упражнение должно начинаться с простейшего;

4.       Первые упражнения должны опираться на более знакомый материал;

5.       Вначале упражнений все ограничивается простым подражанием образцу, свобода действий является впоследствии;

6.       При выполнении упражнений следует добиваться максимального приближения к образцу;

7.       Ошибки должны быть немедленно устранены, на основе известных правил.

Положения, касающиеся нравственного воспитания:

1.      В душе юноши следует насаждать все добродетели без исключения;

2.      Но сначала следует, позаботься о главном; благоразумие, умеренность, твердость, справедливость;

3.      Благоразумие приобретается от хорошего обучения;

4.      Умеренность приобретается в: еде, питье, во сне, в бодрствовании; труде, играх, поступках - в поведении;

5.      Твердость приобретается через самообладание;

6.      Справедливость проявляется в отказе от оскорблений, лжи и коварства, но в признании прав человека;

7.      Развивать добродетели следует ранее, чем разовьются пороки;

8.      Добродетели усваиваются в деятельности, при этом важен личный пример;

9.      Удалять детей от дурного общества, в котором они могут заразиться;

10.  Держать строгую дисциплину, дабы не было недостатка в надлежащем противодействии.

Таким образом, можно говорить о том, что к средствам нравственного воспитания относят: пример родителей, учителей, друзей, товарищей; наставления, беседы; упражнения.

Соблюдение дисциплины (сознательное соблюдение школьных законов, норм социального поведения, своего долга), дабы не было недостатка в надлежащем противодействии злым влечениям: избегание противоречий в своих требованиях, их последовательность.

Стержневой идеей педагогики Я.А.Коменского является - пансофизм - обобщение добытых цивилизацией знаний и донесение этого зна­ния через школу на родном языке до всех людей. Ученый мечтал о при­общении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии. «Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготов­лен ко всем случайностям». Коменский стремился к формированию бла­гочестия, самостоятельного мышления, способность к разнообразному труду. Он отстаивал гуманистическую программу школьного дела. «Идеальная школа - лаборатория подготовки гуманных людей обученных эф­фективно действовать на поприще труда».

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ -  поощрение склонности к деятельности с учетом задатков человека; познания себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни.

Эта цель требует следующей последовательности обучения:

1.       Посредством развития органов чувств знакомство с окружающими предметами и явлениями;

2.       Усвоение образцов природы;

3.       Активная деятельность на основе ЗУНов.

Задачи воспитания: познание самого себя, управление самим собой, стремление к богу (подготовка к жизни загробной).

Главная цель в обучении – обеспечение легкого, основательного, прочного обучения. Он отвергал вербализм, предлагая идти в преподавании от реального.

Вся дидактическая система строится на принципах: природосообразности, гуманизма,  демократизма.

Я.А. Коменским была предложена возрастная периодизация и система  воспитания:

    До 6 лет: воспитание в семье – «Материнская школа», где главная задача – развитие органов чувств, развитие речи, первоначальных ручных умений и тд. Именно Я.А. Коменский родоначальник теории дошкольного обучения;

    От 6 до 12 лет – «Школа родного языка» для мальчиков и девочек, где сообщались систематические знания по математике, физике, грамматике, диалектике, риторике (обязательные предметы), а также истории, географии, обучение ремеслам (для развития воображения, памяти, речи и тд.);

    От 12 до 18 лет – «Латинская школа», где изучались латинский язык, математику, естествознание, историю, этику, разнообразные языки (понимание причинно-следственных связей, способность к самостоятельным рассуждением);

    От 18 до 24 лет – «Академии или Университеты», для развития воли, умственных способностей. Три факультета университета: 1) богословский, 2) юридический; 3) медицинский.

Дидактические принципы:

1.       Природосообразности.

2.       Последовательности.

3.       Наглядности.

4.       Систематичности.

5.       Сознательности.

6.       Посильности.

7.       Прочности.

Золотое правило дидактики: Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами.

Требования к учителю:

1.       Должен увлекать учеников благим примером.

2.       Должен быть честным.

3.       Дыть деятельным, настойчивым, высоконравственным.

4.       Должен безгранично любить свое дело.

5.       Учитывать и развивать интерес учеников к учению.

Я.А.Коменский - основоположник системы традиционного обуче­ния. В рамках классно- урочной системы учебный предмет делился на учебные единицы – УРОК.

Коменский исповедовал свободный урок, определил границы учебного года, ввел четверти и промежуточные испытания, определил количество учащихся в классе (300 человек), открыл дифференцированный подход. Был убежден в том, что в классе должен быть одновозрастной состав учащихся. Главное - четко ставить цель. Коменский был убежден, что следует обеспечивать: 1) знание; 2) деятельность; 3)речевое развитие.

Я.А.Коменский разработал структуру урока:

      организационный момент;

      предметное наблюдение;

      разъяснение учителя;

      упражнения;

      домашнее задание.

Сегодня идеи, предложенные А.Я.Коменским, нашли свое развитие, а классно-урочная система существует по сей день.

 

4.5. Анализ работы Я.А. Коменского «Выход из школьных лабиринтов»

В работе «Выход из школьных лабиринтов» показано, что многие школы не имеют четких и твердых целей, средств, и, наконец, для приме­нения средств - никаких определенных правил. Отсюда видна необходи­мость нового метода - естественного метода: основанного на человече­ской природе.

Тогда целью школы должно быть то, чтобы человек соот­ветствовал своему назначению, то есть он должен получить такое образо­вание, которое совершенствует человеческую природу. Важно, что школы движимые и исполненные потребностями природы, должны учить:  тео­рии; практике; употреблению всех хороших и полезных вещей.

Естественный метод - исследовать все достойное изучения, осуществлять по­пытки сделать, то, что должно быть сделано достойное, применять все подлежащие применению. Следовательно, школы будут хорошо снабже­ны средствами, если будут иметь для исследования образцы всею подле­жащего познанию, орудия для всего, чем выполняется данная работа, и если, относительно правильного употребления всех вещей они будут снабжены указаниями во избежание злоупотреблений. У учеников следу­ет развивать самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике, в при­менении, как единственную основу прочного знания, добродетели и бла­женства.

Этот метод освобождает умы от всяких лабиринтов и предлагает им немногое, но необходимое для жизни, немногое, но прочно усвоенное посредством упражнений, немногое, но такое, что обеспечивает примене­ние его на деле. Кроме того, нужно желать, чтобы метод стал механиче­ским, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать, учиться и что будут делать, не могло не иметь успеха. Вся­кий ребенок, принимаемый в мастерскую гуманности должен выйти оттуда человеком - истинным господином вещей, настоящим властелином са­мого себя и своих дел.

При механической структуре какой-либо машины необходимо обращать внимание:

1.      На имеющуюся цель - ту работу, кото­рую машина должна произвести;

2.      На средства - на то, что машина в со­стоянии произвести;

3.      На способы упорядочения и распределения этих средств, чтобы желаемый результат последовал как бы сам собой.

И для «дидактической машины» необходимо отыскать: 1) Твердо установленные цели; 2) Средства, точно приспособленные для достижения этих целей; З) Твердые правила использования этих средств для достижения целей.

Твердо установленная цель механического метода троякая: 1) Знание; 2) Деятельность; 3) Речь. Все правильно познавать, все хорошее уметь правильно исполнять и то, что необходимо, уметь сообщать другому. Механический метод требует так поставить дело, чтобы все подлежащее изучению изучалось: легко, скоро, основательно.

Средства, могущие привести нас к этому, суть; три универсальных объекта, созерцая, которые мы потом открываем в себе мудрость, суть: Бог, мир, человек.

Важно, что три стороны особо должны подлежать в нас образованию: ум, воля, способности к действию. Орудий для этого образования тоже три: чувства, разум, изложение. В работе показан механизм применения этих средств для достижения целей метода.

В работе сформулированы дидактические законы чрезвычайной прочности:

1.      Он хочет знать многое? Предлагай ему многое и не обманывай его незначительным количеством предметов.

Информация о работе История зарубежной педагогики