Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
Естественное равенство неизбежно нарушается в силу существования неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и внешних условий, все это приводит к тому, что человек добивается разных результатов – По Локку имущественное и социальное неравенство обычное явление. Следовательно, воспитание ограничено индивидуальным потенциалом и условиями жизни (средой).
В записке «Рабочие школы» от 1696 года предлагалось создавать учебные заведения для детей бедноты (рабочих) от 3 до 14 лет, где обучали началам ремесла, приучали к трудолюбию, благонравному поведению. В данных учебных заведениях детский труд должен был использоваться для возмещения затрат на его содержание.
Можно говорить о том, что Дж. Локк заложил психологические основы педагогики, где отвергается унижение личности ученика.
Идеи Дж. Локка нашли отражения в педагогических воззрениях Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, а также русских просветителях XVIII века.
§5 Педагогическая мысль и образование эпохи Просвещения
5.1. Общая характеристика
Наиболее заметна роль в критике сословной школы и разработке новых педагогических идей принадлежит представителям позднего Возрождения и возникшего движения Просвещения (последняя треть XVII - конец XVIII вв.). Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к меняющимся социальным условиям, учитывая природу человека.
Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями и традициями.
Главным центром идей Просвещения оказалась Франция. Предшественниками этого движения во французской педагогике были, прежде всего: Франсуа Фенелон и Шарль Голлен.
Одной из сторон деятельности представителей французского Просвещения была борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования. Её начало связано с публикацией «Духа законов» (1748г.) Шарля Луи Монтескье (1689-1755 гг.).
Он выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятие деспотии абсолютной монархии, замена сословной школы системой демократического национального образования.
5.2. Педагогические взгляды Ж.Ж. Руссо
Но среди французского Просвещения особенно ярко выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.). Ж.Ж. Руссо родился в Женеве в 1712 году и уже при рождении потерял свою мать. Отец его был небогатым часовщиком.
У отца Ж.Ж. Руссо произошло столкновение с одним французским капитаном, который из мести обвинил его в том, что он обнажил шпагу в пределах города. Отца хотели посадить в тюрьму, он требовал, чтобы обвинителя посадили вместе с ним, как того требовал закон, но не добившись этого, он вынужден был покинуть Женеву. Когда он был вынужден покинуть Женеву, сам Ж.Ж. Руссо поступает на попечение пастора, а затем стал учеником гравера. Однажды Ж. Ж. Руссо бежит от своего хозяина, боясь быть наказанным за позднее возвращение. И он попадает к католическому пастору, последний его отправляет к даме Фон – Варенс, после чего Руссо отправляется в Турин, где принимает католицизм в 16 лет. После четырех лет скитаний Ж.Ж. Руссо в 1738 году возвращается к даме Фон – Варенс, затем посещает Шамбре и Леон.
В 1741 году Ж.Ж. Руссо отправляется в Париж для реализации карьеры ученого. За его плечами остались Италия, Швейцария.
В 1749 году он узнает о задании на премию Дижонской Академии «Содействуют ли успехи наук и искусств улучшению нравов?». По совету Д. Дидро Ж.Ж. Руссо начинает работу над трактатом и он был создан. Ответ Ж.Ж. Руссо на этот сложный вопрос был отрицательным, он показал, что прогресс общества только ухудшает нравы. Науки процветают, а люди становятся все более безнравственными. Этот трактат принес автору славу философа, за работу присуждена первая премия. Ж.Ж. Руссо было 37 лет.
Творческий взлет Ж.Ж. Руссо пришелся на период с 1756 по 1762 гг., когда в 1758 году в работе «Письма о морали» поставлен вопрос о сущности человеческой личности.
В том же 1758 году Ж.Ж. Руссо завершает работу над трактатом «Юлия или Новая Элоиза», где осуществляется осуждение существующих пороков и предрассудков общественного уклада, высказываются идеи о развитии чувств.
В работе «Об общественном договоре» от 1760 (1762) года рассмотрены вопросы сущности гражданственности, государственности, суверенитета народа, гармонии природного и социального, социальной справедливости, отстаивал идею республиканской власти. По мнению Ж.Ж. Руссо к государству равества, свободы, братства ведут два пути: 1) революция и 2) просвещение.
В главном педагогическом труде Ж.Ж. Руссо «Эмиль» от 1762 года подвергаются критике существующая организация воспитания, показана кастовость, ограниченность, неестественность обучения, критиковалась католическая церковь заявлено об антигуманном характере воспитания в аристократическом обществе, ответственность за воспитание детей возлагалась на родителей, а не на деятельность различных пансионов.
«Эмиль» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Особую ярость церкви вызвала четвертая книга «Эмиля», где Ж.Ж. Руссо выступает за отсутствие всяких догматов религии, церковных организаций. «Эмиль» был запрещен, приговорен к сожжению, а сам Ж.Ж. Руссо предан АНАФЕМЕ (Клементий III). Спасаясь от расправы Ж.Ж. Руссо бежит в Швецию, затем в Англию.
Лишь в 1767 году под чужим именем он возвращается во Францию. Завершает труд «Исповедь», существует только за счет переписки нот.
В 1775 году вышел его труд «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», где корнем всего зла признавалась частная собственность. «Идеалом выступало первобытнообщинное общество»
В 1778 году Ж.Ж. Руссо умер у своего из своих покровителей в окрестностях Парижа, по одним сведениям от болезни (удар), по другим от самоубийства.
Противники Ж.Ж. Руссо избрали два направления критики:
1. Признавая ценность идей, утверждали, что в них нет СИСТЕМЫ;
2. Все наиболее привлекательные идеи Ж.Ж. Руссо заимствованы у других.
В основе взглядов Ж.Ж. Руссо лежит теория естественного права (право человека на свободу и собственность, быть свободным и равным). Частная собственность привела к социальному неравенству. Следовательно, современное общество порочно.
Ж.Ж. Руссо предлагал сделать воспитание ЕСТЕСТВЕННЫМ (природосообразным), где главное – это право человека на свободу – свободное воспитание.
Естественное воспитание – развитие ребенка с учетом его возраста и психики. При этом отказываются от ограничений установленных наставником, на смену этому приходят ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ неверных действий детей (метод естественных последствий). Полностью отрицается воспитание, базирующиеся на ограничениях и наказаниях в педагогическом процессе.
Свободное воспитание с одной стороны признает необходимость учитывать склонности и интересы ученика, а с другой стороны признается необходимость готовить ребенка к общественным обязанностям.
Средством нового воспитания выступает свободная природная жизнь вдали от искусственной культуры!!! – в деревне. Парадокс – человек для общества воспитывается вне самого общества.
Главное в искусстве воспитателя – умение ничего не делать с ребенком – парадокс свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.
Формирование личности человека по Ж.Ж. Руссо происходит под влиянием трех факторов воспитания:
1. ПРИРОДЫ – наследственность, развитие чувств и способностей;
2. ЛЮДЕЙ – учат ими пользоваться;
3. ВЕЩЕЙ – в широком смысле это среда, окружающая человека.
Идеальная система воспитания – это та система, при которой все три фактора дополняют друг друга, действуя в одном направлении. Главный из которых – это природа. Вещи и люди создают лишь возможность для воспитания.
Идеальный воспитатель – тот, который представляет полную свободу в самостоятельном накоплении опыта (25 лет) – лучшее воспитание.
В вопросе о познании окружающего мира (действительности) Ж.Ж. Руссо был представителем сенсуализма.
Ж.Ж. Руссо отрицал официальную религию и признавал «религию разума» - каждый волен верить по своему. Такая позиция приближена к представлениям ДЕИСТОВ (учение согласно которому, БОГ, сотворив мир, не принимает никакого участия и не вмешивается в закономерное течение его событий). Для мировоззрения Ж.Ж. Руссо характерен ДУАЛИЗМ (признание двух первопричин всего, первоначал – материи и духа).
Цель воспитания – воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, которой бы ни от кого не зависел, а жил бы плодами своего труда, ценил бы и умел бы защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде (детей тружеников воспитывать не надо – они воспитаны самой жизнью).
Задачи воспитания:
1. Основа – это физическое воспитание. Физическое воспитание – средство установления гармонии между человеком, природой и обществом – ручной труд (столярное дело, огородничество).
2. Развивать внешние чувства ребенка, укреплять здоровье ребенка.
3. Осуществлять умственное и трудовое воспитание.
4. Воспитание добрых чувств.
5. Воспитание добрых суждений;
6. Воспитание доброй воли.
Средства воспитания:
1. Не следует отнимать у ребенка свободу, мешать природу.
2. Велика роль примера.
3. Выбор дисциплин на основе интереса.
4. Изучение биографий великих людей, наблюдение картин страданий человечества.
5. Совершение добрых дел.
Основываясь на принципе природосообразности, Ж.Ж. Руссо утверждает, что воспитание:
1. Раскрывает внутренние, природные силы детей: ничего нельзя вносить извне, надо помогать ребенку раскрывать внутренние качества (педагогический централизм, при котором на первом месте сам ребенок, развитие его качеств);
2. Главный воспитатель – природа, люди лишь создают условия, воспитатель косвенно влияет через создание условий, не прибегая к насилию, главная его функция – так руководить интересами ребенка, чтобы ребенок этого не замечал.
Руководствуясь идеями свободного, естественного воспитания Ж.Ж. Руссо, с целью воспитания нового человека, разработал свою возрастную периодизацию, подробно разрабатывая содержание на каждый из периодов.
Возрастная периодизация:
1. до 2 лет, где главное – это свобода. Рекомендовалось не пеленать, придерживаться отсутствия всякого режима, никаких привычек, следовало предупреждать капризность. Вредно искусственно стимулировать развитие природных сил ребенка, пусть ходит и говорит когда захочет, приоритет отдавался физическому развитию, здоровью; словарный запас должен совпадать с накопленными представлениями.
2. от 2 до 12 лет – этот период связан с развитием ощущений. На этом этапе осваиваются понятия собственности и дисциплины (как идее естественных последствий). Отсутствует специальное обучение грамоте. Происходит включение в жизненные ситуации, позволяющие понять смысл дисциплины и собственности. Создание условий для освоения более широкого круга представлений. Весь акцент на практику, без книг.
3. от 12 до 15 лет – период систематического умственного (физика, астрономия, география, математика, природоведение) и трудового обучения (ремесло: плотницкое, кузнечное, сельскохозяйственные, столярное). Ж.Ж. Руссо резко выступал против классно-урочной системы обучения. Важнее умение приобретать знания, искать их. Такой поиск знаний возможен, только если знание включено в зону интереса ребенка.
Таким образом, движущей силой процесса обучения выступает – интерес: «Сильный человек – тот человек, который имеет меньше потребностей, чем возможностей их реализовать».
По Ж.Ж. Руссо весь процесс обучения можно свести к поиску, умению искать, думать, решать проблемы, но это сложная задача.
Мудрость руководителя – заключается в том, что воспитаннику кажется, что он делает то, что ему хочется, а на самом деле он делает только то, что хочется его руководителю.
4. от 15 до 25 лет – происходит включение ученика в систему общественных отношений, формирование нравственности. Ж.Ж. Руссо выделил этапы формирования нравственности:
формирование доброго чувства (чувства формируются опытным путем);
воспитание добрых суждений и воли (умение сопереживать, правильно оценивать ситуацию).
Для формирования нравственности требовалось знание литературы и истории. Воспитание воли связано с правильными поступками (помощь людям). Таким образом – нравственное воспитание можно дать только в обществе. В этот период происходит половое воспитание Эмиля. Свободное вероисповедование. Предлагал активные обучения: исследовательский; поисковый; практические работы.
Относительно женского образования Ж.Ж. Руссо оставался в рамках традиций прошлого. Женщина должна была воспитываться дома (никаких серьезных умственных занятий). Главное приспособление к мнению других, подчинение чужой воле.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что для всей педагогической теории Ж.Ж. Руссо характерно:
резкое, критичное отношение к средневековой системе обучения и воспитания;
утверждение прогрессивного идеала воспитания, при котором в единстве выступают умственное и физическое воспитание;