История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

В 1626 году его выпустили на волю, но вскоре опять арестовали. После окончательного помилования, по распоряжению папы Римского Урбана VIII, влюбленного в астрологию, Кампанеллу перевели в Рим, потому что папа хотел иметь под рукой авторитетного знатока этой «науки». Кампанелла, как и множество выдающихся людей того времени, верил, что движение небесных светил воздействует на земные события и человеческие судьбы. Более того, даже писал на эту тему, в частности дал волю своим астрономо-астрологическим знаниям в «Городе Солнца». Добрые отношения с папой быстро испортились. Ортодоксальные круги Ватикана в очередной раз начали преследовать Кампанеллу. Не понравилось им и его смелое выступление в защиту Галилея во время процесса, затеянного церковью в 1632 году. Кроме того, вице-король Неаполя обвинил Кампанеллу в новом заговоре против испанской власти и требовал его выдачи.

Кампанелла, спасаясь от преследований, покинул в 1634 году Италию и нашел дружественное пристанище во Франции, которая в это время враждовала с Испанией. Начиная с 1634 г. Кампанелла живет в Париже. Здесь его возносили и прославляли многие ученые и знатные мужи. Король Людовик XIII назначил ему подобающую пенсию; философ пользовался также расположением могущественного Ришелье. Тут он издал ряд произведений и прожил последние годы своей жизни. Умер Кампанелла 21 мая 1639 года.

В трактате «Город солнца», где представлен образец общества политического и экономического равенства. В трактате из­ложены педагогические идеи, смысл которых заключен в отрицании сле­пого подражания и книжности, в возврате к природе и отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Кампанелла в своем произведении приводит ряд интересных мыслей в области педагогического воспитания детей. Связано это с тем, что для существования и дальнейшего развития общества необходима такая политика в сфере образования, которая позволила бы подготовить достойную смену поколения, уважающее и живущее по тем же законам, что и их «отцы». Эта программа предусматривает последовательное и постепенное воспитание ребенка, начиная с игр и заканчивая осмысленной трудовой деятельностью.

Однако следует отметить, что образование в Городе Солнца носит государственный характер и направленно, прежде всего на удовлетворение нужд общины, а не личных помыслов и желаний человека. Данный факт наряду с контролем за деторождением и отлучением от родителей необходим для того, чтобы Город Солнца продолжал «жить», развиваться, распространяя свое влияние на другие государства острова.

Кампанелла внес совершенно новую для своего времени идею воспитания человека, отвергнув прежде существовавшее схоластическое учение.

К педагогическим идеям Кампанеллы следует отнести, прежде всего, наглядность и легкость усвоения необходимого материала посредством рисунков, изображенных на стенах города. Для этого, согласно пособию «Мудрость», «во всем городе стены, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превосходнейшею живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки.

Обучение всем наукам происходит совместно: мальчики вместе с девочками. С 2 до 3 лет дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, «в которых равномерно развиваются все их члены».

При достижении семилетнего возраста детей водят в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т. д. для выяснения наклонностей каждого.

На восьмом году, после начального обучения основам математики по рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем естественным наукам. Для каждого предмета имеется по четыре лектора; и в течение четырех часов все четыре отряда слушают их по очереди, так что в то время как одни занимаются телесными упражнениями или исполняют общественные обязанности, другие усердно занимаются на лекциях. Затем все они приступают к изучению более отвлеченных наук: математики, медицины и других знаний, постоянно и усердно занимаясь обсуждениями и спорами.

Впоследствии все получают должности в области тех наук или ремесел, где они преуспели больше всего, - каждый по указанию своего вождя или руководителя. Обучение оживляли при помощи наглядных средств, широко применялся принцип соревновательности. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде, где они получат практические навыки и позна­комятся с орудиями труда.

Мальчиков, достигших двенадцатилетнего возраста и уже до этого приучившихся к борьбе, бегу, метанию камней, начинают, под руководством атлета, обучали битве с врагами, конями и слонами, искусству владения мечом, копьем, стрелами, верховой езде, военной тактике, предупреждению нападения врагов.

Женщины также могли обучаются всем этим приемам под руководством собственных начальников и начальниц, дабы при надобности помогать мужчинам при обороне города и охранять его стены при неожиданном нападении и приступе.

Таким образом, мы наблюдаем последовательное обучение, в котором удачно сочетается физическое, духовное и моральное воспитание, направленное на «создание» гармоничной личности. Кампанелла считает, что нарисованное им общество наиболее близко естественной природе человека, чья главная потребность – труд. Поэтому не удивительно, что в общем случае, все образование в Городе Солнца направлено на подготовку человека к трудовой деятельности и воспитанию патриота своей общины.

Идеи Возрождения из Италии проникают во Францию. Парижский университет стал важным очагом идей гуманизма эпохи Возрождения.

3.4. Педагогические идеи Франсуа Рабле

Среди представителей французского Возрождения очень ярко выделяется Франсуа Рабле (1494-1553гг). Родившись в Шиноне в семье адвоката, он в детстве много скитался по монастырям пока в 25 лет он не постригся в монахи. Но уже в в 1527 году Ф.Рабле оставил монастырь и ушел учиться. В университете Момпелье он получил в 1530 году степень бакалавра, а в 1537 году – доктора медицины. Ф. Рабле работал врачом в Лионском госпитале. В конце жизни при помощи своего покровителя кардинала Жанна дю Белле, он получает церковный приход в Медоне, где он и заканчивает свои дни.

Ф. Рабле известен публикацией «Афоризмов Гиппократа», но главный его труд – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» в пяти книгах, над которыми он работал более 20 лет. Роман стал выходить в 1532 году и пятая книга, которую Рабле не закончил, вышла уже после его смерти. Он обличал пороки средневекового образования и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность, неэффек­тивность обучения в школе. Выдвигается идея разносторонне воспитан­ной личности. Предлагалось изучение латыни, арифметики, географии, астрономии, музыки. Предлагается идея игрового обучения, сочетания умственных занятий с играми, физическими упражнениями, гимнастикой. Приветствуется занятия: верховой ездой, фехтованием, борьбой, плава­нием, поднятием тяжестей, трудом.

Гаргантюа - герой одноименного романа Рабле, забывает все, чему его учили богословы. Воспитатель заботится о том, чтобы сделать из Гаргантюа физически крепкого, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Счету он учится, играя в карты. Умственные занятия чередуются с физическими упражне­ниями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы об изучении жизни: о хлеба,  воде, соли,  вине и т.д. Вечерами Гаргантюа изучает звездное небо. В дождливые вечера он пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей, порой целые дни прово­дит на лоне природы.

3.5. Педагогические идеи Мишеля Монтеня

Мишель Монтень (1533-1592 гг.) происходит из богатой купеческой семьи, получившей позднее дворянство. Его отец заботился об основательном обучении сына древним языкам в раннем детстве. Затем М. Монтень учился в коллеже в Бордо. Позже получил юридическое образование. Являлся советником бордоского парламента и дважды избирался мэром Бордо. Во время религиозных войн (протестанты против католиков) он проявил веротерпимость, старался смягчить вражду между боровшимися группировками. М. Монтень много путешествовал по Европе: Германия, Италия, Швейцария, путевые заметки путешествия вошли в дневник путешествия, многое из него взято в «Опыты». Для наблюдения за изданием «опытов» (1580-1588 гг.) М. Монтень едет в Париж, но в дороге был ограблен лигистами. Позже он был арестован и посажен в Бастилию. Вскоре он был освобожден по ходатайству королевы. До конца своих дней М. Монтень продолжал работать над книгой своей жизни, он внес изменения и дополнения в издание 1588 года, которые были учтены в последующих, посмертных изданиях.

«Опыты» написаны в манере ЭССЕ – свободного рассуждения на самые разнообразные темы.

В своем труде «Опыты» Монтень критикует схоластику, рассматривает человека как высшую ценность и предлагает обучение через практику. Монтень видит в ребенке природную индивиду­альность. Подвергал критике словесное обучение, средневековую школу. «Знать наизусть – не значит еще знать». Была предложена концепция нового человека – широко образованного, критически мыслящего.

Человек (ребенок) становится личностью не столько полученным знаниям, сколько способностям к критическим суждениям. Был убежден, что традиционное обучение не приносит большой пользы. Он советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Монтень предостерегал оттого, чтобы давали эн­циклопедическое образование.

Необходимо воспитывать привычку исследовать окружающий мир, чтобы ученики все проверяли на практике. В основу знаний закладывался ОПЫТ. Чтобы человек был способен к самостоятельному мышлению, ему необходимо помочь научиться:

      наблюдать;

      сопоставлять;

      сравнивать;

      делать выводы.

В процессе обучения следует  знакомить детей с духовными ценностями, которые, прежде всего, заключены в античном наследии.

Цель образования – знание себя, а также того, что может научить хорошо жить и хорошо умереть, выработка собственных суждений. Задача образования и воспитания – обретение моральных качеств.

М.Монтень выступал за науки, которые изучают не книги, но вещи, за полезное образование в жизни. Считал, что образование должно быть, прежде всего, направлено на развитие ума учащихся, формирование привычки к самостоятельным рассуждениям, критическому отношению к любым взглядам авторитетов. При обучении необходимо прививать ученикам бережное отношение ко всему живому. Огромное значение отдавал воспитанию гражданских чувств. Главный враг – узость кругозора.

В программу теоретического образования включал: физику, геометрию, историю. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. М.Монтень считал, что моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум. Выдвигал принцип свободы совести и религиозной терпимости. Считал, что образование повредит «естественным прелестям женщины».

Из Италии и Франции педагогическое движение гуманистов перекинулось в остальные страны Европы. Среди представителей этого движе­ния такие крупные деятели как:  Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Рудольф Агрикола, Ульрих фон Гуттен и др.   

3.6. Педагогические идеи Т. Мора

Томас Мор (1478-1533гг.) родился в Лондоне в семье потомственных лондонских юристов. Отец Мора (Джон Мор) был королевским судьей и даже удостоился дворянского титула. Первоначальное образование Томас получил в грамматической школе при госпитале св. Антония, которая считалась одной из лучших начальных школ Лондона. Затем в 1492 г. Джон Мор определил сына в Оксфордский университет. Томас Мор учился в Кентерберийском колледже Оксфордского университета, основанном бенедиктинцами.

В Оксфорде Мор пробыл неполных два года, в течение которых он с увлечением занимался изуче­нием греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский). В 1494 г. по настоянию отца Томас Мор покидает Оксфорд и возвращается в Лондон, где изучает юриспруденцию в специальных школах Лондона. В 1502 г. становится «полным» адвокатом.  Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.

В 1504 г. 26-летний Мор избирается в парламент в качестве члена палаты общин. Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI в. - это время напряженных духовных исканий и упорного труда. Сочинения Платона и Аристотеля, Лукиана и отцов церкви - таков круг научных интересов молодого адвоката.

Прославился Мор своим произведением «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (изданным в 1516 году), в котором он рисует идеальное государство, где господствуют гуманность законодательства, общность собственности и обязательный труд для всех.

В 1518 г. Мор становится одним из членов королевского совета и докладчиком прошений, поступавших на имя короля. Эта должность обязывала не только докладывать прошения, но и разбираться во всех тонкостях дела и предлагать на рассмотрение короля обдуманные решения.

В мае 1521 г. Мор назначается на должность помощника казначея. Вместе с этой должностью он получает звание рыцаря. Одновременно Мор участвует в дипломатических миссиях, сопровождая канцлера Уолси в его поездках в Кале и Брюгге. Служебная и придворная карьера Мора развивалась столь успешно, что в 1522 и 1525 гг. ему были пожалованы королем в награду за службу земли в графствах Оксфордшир и Кент. Генрих VIII не мог не ценить Мора за его глубокий ум и обширные познания. В 1525 г. Мор получает высокий пост канцлера герцогства Ланкастерского.  25 октября 1529 г. Мору была вручена большая печать лорд-канцлера Англии. 

Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сох­раняя верность своим убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномо­чия лорд-канцлера. 6 июля 1535 г.  был казнен на эшафоте по обвинению в государственной измене (отказ от присяги королю как «верховному главе» английской церкви). Спустя несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга, канони­зировала Томаса Мора. Томас Мор - писатель-гуманист, поэт, мечтатель и мыслитель, юрист, политик и богослов, друг Эразма Роттердамского и лорд-канцлер королевства.

Информация о работе История зарубежной педагогики