История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

Кроме того, учились развивать письменные положения. В школе читали произведения известных историков, ораторов с комментариями и пояснениями относительно слабых и сильных сторон текста. Для постановки голоса, телодвижения, дыхания использовалась музыка (Квинтилиан).

В школе использовалась «ХЕИРОНОМИА» - танцы, которые сводились к умению держать себя прямо и непринужденно. В школах практиковались конкурсы на лучшее сочинение и др. В рамках образования широко применяли игровые методы, хотя эти игры не всегда имели мирный характер: споры переходили в ссоры, которые принимали вид ожесточенных сражений (Во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем школьники принимали одну из воинствующих сторон и стали воевать друг с другом на улицах, где кулак заменяли мечи и т.д.)

ВЕРШИНОЙ ОБУЧЕНИЯ в риторической школе считалось выполнение «ДЕКЛАМАЦИЙ» - самостоятельная речь ученика, которую он сам подготовил, выверил с учителем и произнес перед коллегами. Декламация состояла из двух частей:

1.       «СУАЗОРИИ» - монолог, где обдумывается какое-либо решение, приводятся аргументы «за» и «против»;

2.       КОНТРВЕРСИИ» - вымышленное судебное дело, где представляется позиция защиты и обвинения.

С 362 года преподаватели общественных школ по закону избирались городом и утверждались императором.

В 370 году выходит эдикт Валентина I относительно вопроса о надзоре за римскими студентами.

Военная подготовка юношей проходила в ЛЕГИОНАХ.

Женщина также не была лишена возможности получить образование, зачастую это проявлялось в нанимании частных учителей, в рамках этого обучения изучались: литература, грамматика, поэзия, музыка.

Но ГЛАВНОЕ, на что обращали внимание – это умение ткать, прясть и т.д. Главное предназначение женщины – дом и семья. Такая судьба ее настигала довольно рано в 15-17 лет – её выдавали замуж.

Марк Фабий Квинтилиан

(около 42 г. н.э. – около 118 г.)

Марк Фабий Квинтилиан родился в городке КАЛАГУРРИСЕ, в Испании, но всю свою жизнь провел в Риме, где его отец имел риторическую школу. Квинтилиан учился не только у своего отца, но и у других великих и знаменитых грамматиков и риторов своего времени: Палемона, Ю. Африкануса и др.

Получив образование, Квинтилиан на некоторое время вернулся на родину, но в 68 году он возвращается в Рим. Здесь он становится одним из выдающихся адвокатов Рима, получив огромную практику. Это побудило его к открытию своей собственной риторической школы, где предоставлялась не только практическая подготовка будущим ораторам, но и всесторонне изучалось литературное наследие Греции и Рима, на основе философского образования.

Своей педагогической деятельностью Квинтилиан снискал расположение к себе римских императоров – римский император Веспасиан предоставил его школе статус государственной (впервые).

Квинтилиан – первый учитель, который получал жалование от императорской казны.

Поэтому Квинтилиан полностью отказался от практики адвоката, посвятив себя педагогической деятельности (около 20 лет).

Император Доминициан поручил Квинтилиану воспитание внуков своей сестры Демитиллы и наградил его знаками консульского звания. Такому званию соответствовала и его материальное положение.

Квинтилиан получал за свою работу 100 тысяч сестерций в перерасчете на начало ХХ века – 20 тысяч франков + по 50 франков в месяц с каждого ученика.

За интенсивной работой зрелых лет последовала одинокая старость – Квинтилиан теряет жену и двух сыновей. И эта старость протекала так незаметно, что мы даже не знаем точной даты его кончины.

Его самый знаменитый трактат в 12 книгах «ОРАТОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» или «НАСТАВЛЕНИЕ В ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ» (до XVI в. трактат претерпел более 100 переизданий; В XVI-XVIII вв. обнаружен полный текст итальянским гуманистом ПАДЖЬО) является в тоже время и единственным трудом, дошедших до наших дней.

1.       КНИГА 1 Домашнее воспитание мальчика, его занятия в грамматической школе;

2.       КНИГА 2 Элементы риторического образования. Данные о сущности риторики;

3.       КНИГА 3-7 Речь идет об «изображении и расположении» содержания;

4.       КНИГА 8-11 Трактуют о возможностях слова и произношения;

5.       КНИГА 12 Указания оратору, связанные с его жизнью и деятельностью.

Другие его работы: «О ПРИЧИНАХ ПОРЧИ КРАСНОРЕЧИЯ» исчезли бесследно. Утрачены и лекционные записки учеников Квинтилиана, пущенные в оборот без ведома самого Квинтилиана.

Из 12 книг тракта наиболее известными являются две – «О ДОМАШНЕМ ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ», «О РИТОРИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ».

Квинтилиан в своей работе опирался на Греко-римскую культуру, представленную в трудах: Перикла, Гомера, Софокла, Эсхила, Цицерона, Еврипида и др. Квинтилиан рассматривал воспитание как средство борьбы с дурными наклонностями, для этого необходимо сочетать природные задатки и воспитание.

Квинтилиан выдели пути выявления способностей в человеке:

1.       Развитая память, которая проявляется в двух свойствах – 1) быстрая и легкая восприимчивость; 2) долгое сохранение приобретенного.

2.       Раннее развитие в ребенке стремления к подражанию, в котором обнаруживается острота и переимчивость.

Квинтилиан был убежден в том, что воспитание должно формировать свободных граждан (человека). Ребенок -  это «драгоценный сосуд», с которым следует обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику и не допускать присутствия детей в неблагопристойных местах. Нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо они подавляют стыдливость, развивают рабские качества. Необходимо, чтобы учитель должно заменял ученику отца, приучая его мыслить и действовать САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Квинтилиан настаивал на необходимости такого образования, которое бы было полезно ОБЩЕСТВУ.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – серьёзная подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей.

Квинтилиан отдавал предпочтение организованному обучению перед домашним: «Свет хорошей школы лучше одиночества семьи», «Дух соревнования, честолюбия в учебном процессе бывает зачастую причиной добродетелей».

Квинтилиан выступал за общедоступность школьного образования  - все нормальные дети римских граждан достойны получать образования. В тоже время Квинтилиан был убежден в созидательных возможностях школьного обучения – все «ученики-тупицы» на совести учителя.

В качестве вершины образования Квинтилиан определил «искусство оратора», - подготовка оратора требует многих наук и эта подготовка оратора возможна через определенную СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ:

1.       ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ – следовало для ребенка выбирать кормилицу с правильным произношением, оберегать детей от «учителей-полузнаек». До 7 лет дети должны овладеть началами латинской и греческой грамматики (следовало начинать с изучения иностранного языка, так как он облегчает изучение родного языка). «В ходе домашнего воспитания следует формировать познавательный интерес к знаниям через похвалу, забавами для того, чтобы ребенок не возненавидел учение». При всем этом следует знать МЕРУ. В программу первоначального обучения входил ряд предметов: грамматика и стиль, мораль, музыка, начала математики. При домашнем воспитании следует обеспечивать: 

    Радостное обучение через игру;

    Здоровые внешние условия для детского развития;

    Осторожный выбор товарищей-сверстников и педагогов;

    Систематические занятия греческим и латинским языками;

    Использование принципа наглядности;

    Соблюдение МЕРЫ в нагрузках на детей;

2.       ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ – предоставляла несколько дисциплин, не заботясь об их обязательном усвоении. Здесь главный предмет -  «грамматика», а дополнительно изучали – музыку, геометрию, гимнастику (овладение толом);

3.       РИТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА – в основе лежало изучение «искусства красноречия» - риторики, дополнительно изучали – философию (этику, физику, диалектику), историю, литературу. На занятиях по риторике учителю рекомендовалось, например, читать текст с преднамеренными ошибками, находить и исправлять которые должны были ученики. Обучение следовало вести от простого к сложному на основе работы памяти. Для этого предлагался ряд мнемонические приемы для развития точности памяти «топологический прием – помещение делится на несколько десятков мест для запоминания».

Стадии метода (процесса) обучения:

1.       Подражание;

2.       Теоретическое наставление;

3.       Упражнение.

Требования к учителю:

1.       «Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен»;

2.       «Пусть учитель не будет раздражительным и в тоже время пусть не потворствует тем, кто нуждается в исправлении»;

3.       «Должен служить во всем примером и образцом»;

4.       «Пусть учитель, прежде всего, вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам»;

5.       «Замечать различие умов, узнавать, к чему каждый из них является более способным от природы»;

6.       «На похвалы не скуп и не расточителен»;

7.       «Каждый учитель повышенных школ должен некоторое время преподавать в элементарной школе, вырабатывая методы работы с детьми и изучая их».

Методические рекомендации:

1.       Школьные занятия должны быть построены в условиях маленьких групп учащихся, которые приходятся на одного преподавателя;

2.       Для большего успеха учения – продолжительные перерывы между занятиями;

3.       Не надо прибегать к физическим наказаниям. «Наказание кажется мне подлым… Дурной ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкает к побоям и станет с рабским упрямством их терпеть»;

4.       Предпосылкой успешных занятий будет соответствующее развитие памяти как устной, так и письменной;

5.       Ученик должен быть поставлен в такие условия работы, которые обеспечат ему возможность самостоятельного и творческого отношения к изучаемому материалу;

6.       Одновременно надо изучать если не все, то, по крайней мере, несколько предметов, из подлежащих обучению.

1.7. Начальный период развития христианства

Первые христианские общины возникли в I веке и распространились по всей Римской империи. Воспитание было ориентировано на Библии - собрание канонических сочинений: Ветхого Завета (XI в. до н.э.) откуда берутся традиции христианского воспитания, и Нового Завета (I-II вв.), где обосновывались цели и содержание воспитания. Новый Завет написан рядом авторов, в основе лежит любовь ко всем людям, идея самосовершенствования для спасения. Для христианского воспитания характерны: приоритет веры над сознанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, утверждение высокого значения трудового воспитания. Христианское учение исходит из постулата: «Что справедли­во, то должно быть сделано». Таким образом, в центр ставятся вечные общечеловеческие ценности. Идеалы: взаимопомощь, смирение, духовная независимость и т.д.

В отличие от античных идеалов: культ образованности, самоутвер­ждения и т.д. В христианском учении основу воспитания составляют нравственные ориентиры: «Не убий, Не укради, Возлюби ближнего своего» и др. Вместе с тем христианские методы формирования личности строились с учетом античного опыта. Так, Иоанн Златоуст рекомендовал бесе­ды и наставление. Аврелий Августин признавал отдельные успехи античной педагогики (семь свободных искусств), но главное, по его мнению, изучение Библии и христианской догматики, а светское образование второстепенно. В I веке были организованы  школы - школы Катехуменов. Они носили демократический характер. Сюда принимали тех, кто хотел стать членом христианской общины, но не познал христианского учения. Главное – изучение Библии. Тут также давали музыкальное образование и нравственные наставления. Далее открываются школы КАТЕХИЗИСА (подготовка священнослужителей). Изучали христианские и античные традиции. Впоследствии эта школа преобразуется в кафедральные и епископальные школы. С III века растет число учителей-христиан (грам­матики, философии, риторики). А в начале IV века христианство стало го­сударственной религией Римской империи.

 

§2 Обучение и воспитание в период Средневековья

2.1. Общая характеристика

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось к XVII в. Период Средневековья охватывает время с V в. по XVI в. Выделя­ют: раннее Средневековье (V-IX вв.), Средневековье (Х-ХIII вв.), Эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.).

В это время действовали факторы, которые цементировали европейское общество и определяли специфику обучения и воспитания. Это, прежде всего,  христианская традиция, это влияние античной традиции и, наконец, ментальность личности.

Средневековья нельзя представить без варварской, дохристианской (человека следует интегрировать в определенный клан), античной, христианской традиций. Особую роль играла триединая система разделение труда сложившиеся к XI в.: духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане. Каждое сословие имело свой имидж. Добродете­лью крестьянина считалось трудолюбие; лучшей чертой аристократа – доблесть; главное качество духовенства - благочестие и пр. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта сле­дующему поколению корпорации. Философско-педагогическая мысль Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души.

Носи­телями христианской педагогики были служители католической церкви. Идеалом выступала верующая личность. Образец воспитания должно бы­ло давать монашество. Идеалом монашеского воспитания было нравст­венное воспитание (чистота сердца путем постов), устранения от земных благ, самоконтроля над желаниями, усердного чтения религиозных текстов, но это не исключало необходимости приобретения светских знаний. Важную роль в раннем Средневековье играла схоластика. 

Информация о работе История зарубежной педагогики