Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
Первое, что шумеры возводили в своем городе, - храм. Для его строительства выбиралось самое возвышенное место. Если же по близости не было холма, для храма специально возводили ступенчатую платформу, поднимавшую святилище над всеми другими постройками в городе. Храм являлся центром всей шумерской жизни. Главный жрец – энси (жрец-правитель, дословно «жрец, закладывающий краеугольный камень храма») – являлся одновременно и городским правителем.
Храмы владели всей землей и всеми угодьями в округе. Поначалу жрецы сами осуществляли контроль за работами, но с течением времени начали передавать управление в руки богатых горожан, которые арендовали или покупали участки земли. Энси почти каждое утро выходил к народу и объявлял волю богов и сообщал божественные указания о том, как должны работать жители города и какие жертвы приносить. Круг обязанностей Энси был весьма широк и включал в себя самые разнообразные хозяйственные вопросы (строительство и ремонт каналов, работа на полях, строительство храма и тд.).
С самого раннего утра жители города выходили работать. Кто-то трудился на строительстве каналов, кто-то обрабатывал поля вокруг города, кто-то отправлялся на рыбалку и охоту и тд. Причем работали все вместе, невзирая на титулы. Вечером все возвращались в город, где храмовые служащие выдавали каждому зерно, хлеб, пиво и тд. Шли годы и в храмовых амбарах накапливались немалые богатства, и город мог уже позволить себе передавать часть запасов в обмен на то, чего жители не могли добыть сами. Месопотамия бедна полезными ископаемыми, в ней нет и запасов металлов, и драгоценных камней. Однако все это шумеры выменивали на хлеб, торгуя даже с далекими странами. Караваны купцов – тамкаров (торговец) отправлялись во все стороны, увозя на продажу зерно и возвращаясь с металлами, драгоценностями, деревом.
Постепенно Энси стали освобождаться от подчиненности храму и править городом вполне самостоятельно. Порой городскими правителями становились военные вожди или знатные богачи. Таких правителей называют лугалями (военный вождь или светский правитель города, слабо связанный с городским храмом). Лугаль и энси могли править вместе.
Город богател, и храмовым служителям становилось все труднее вести устный учет богатств, хранившихся в амбарах. Так как окрестности изобиловали мягкой глиной, то из нее стали лепить плоские таблички или небольшие цилиндры. На влажной поверхности таблички выдавливались рисунки, обозначавшие те или иные предметы или продукты. Затем табличку высушивали на солнце и помещали для сохранности в «глиняный конверт». Так зародилась письменность – изобретенный шумерами способ фиксировать факты и события, главный дар этого народа последующим культурам.
История Шумера на протяжении большей части существования этой культуры являет собой историю развития, возвышения и падения отдельных городов. В отличие от египтян шумеры не вели подробных хроник правителей. Только в конце III тысячелетия до нашей эры было составлено некое подобие хронологических таблиц – «Царский список». В нем перечислены цари различных династий крупнейших городов Шумера, сроки и очередность их правления. Однако историческая ценность этого списка изначально считалась не очень высокой. Прежде всего, правители самой далекой древности, легендарной для самих писцов, согласно этому списку правили по несколько тысяч лет. Даже правителям более близкого времени приписывались сроки правления до нескольких веков, а уж наличие в списке мифологических героев, и вовсе, лишало этот документ историчности. Со временем однако, ряд археологических находок подтвердил полную историчность некоторых полумифических шумерских правителей, а громадные сроки правления объясняли тем что: вероятно, в распоряжении авторов этого списка находились плохо сохранившиеся таблички с хронологией правителей, и когда писец не мог прочесть имя того или иного правителя, он добавлял соответствующее количество лет правления предыдущему или последующему правителю.
Более или менее определенной история Шумера становится с III тысячелетия до нашей эры, когда правителем Лагаша становится реформатор Уруинимгина. К этому же времени относится первая попытка объединить Древний Шумер. Он покоряет практически все крупные города. Созданное им Шумерское Царство просуществовало около ста лет, после чего в середине XXIII века до нашей эры, на историческую арену поднялся Саргон Древний или Великий.
По происхождению Саргон не был Шумером. Он принадлежал к племенам кочевников-семитов, обитавших севернее Шумера. Воспитали Саргона в семитском городе Аккаде, откуда он и начал завоевание Шумера, искусно сочетая политическую интригу с решительными безжалостными военными действиями, он довольно скоро объединил под своей властью большую часть Месопотамии, основав «Царство Аккада и Шумера». От названия родины Саргона пошло самоназвание семитского народа властвовавшего в Шумере и положившего начала Ассирии и Вавилону.
После Саргона «Царство Аккада и Шумера» то распадалось на отдельные части, то вновь оказывалось объединенным. Однако расцвет Шумера уже остались позади. Непрерывные войны и набеги разрушали главную ценность месопотамской земли, опору ее экономики – ирригационные каналы, делавшие возможным ведение сельского хозяйства. Постепенно земля пришла в упадок, ослабла власть городов и новый подъем Месопотамии довелось пережить лишь в эпоху крупных деспотий – Ассирии и Вавилона.
Именно в Шумерах зародилась письменность, причем примечательно, что первоначально шумерская письменность состояла из ИДЕОГРАММ – рисунков, каждый из которых обозначал тот или иной предмет и связанные с ними понятиями (Идеографическая система письма). Сначала на глиняные таблички наносились условные обозначения животных, городов, растений и др. По мере развития городов эти обозначения усложнялись и приобретали большую степень условности. Довольно быстро шумеры осознали необходимость единообразия рисунков (пиктограмм). Первоначально «набор» знаков, которые должен был знать шумерский писец доходил до двух тысяч рисунков-пиктограмм, обозначавших число и связанное с ним понятие. Система письма усложнялась и постепенно рисунок стал обозначать не число или понятие, а слог, группу слогов, тем самым означился переход к фонетическому письму, при письме стало возможным передавать различные грамматические особенности (род, число, время) и количество таких знаков уменьшилось до шестисот.
Археологи и историки, изучая находки на древней земле Шумера обнаружили, что школы появились еще в начале III тысячелетия до н.э. Обнаружились и первые «учебники» - глиняные таблички, на которых записывались имена богов, перечни животных, растений, названий городов и храмов, храмовых должностей и званий.
Мальчиков отдавали в школ в раннем возрасте, и занятия продолжались с утра до вечера. Шумерские писцы называют школу ЭДДУБА – в переводе «Дом табличек». Главой школы был наставник – «УММИА» - буквально «отец школы», директор. Ему помогали несколько учителей и надзиратель, следивший за дисциплиной в классе. Школьное обучение было растянуто на много лет.
В одной из найденных табличке говорится о распорядке шумерских школ: Три дня отдыха каждый месяц, три дня праздников каждый месяц, двадцать четыре в месяц дня в школе. Ученик по аккадски «TALMIDU». Школа готовила писцов для административных или хозяйственных нужд. Идеалом образования считалось полное владение письмом, искусством певца, музыканта, умением выносить законные и разумные решения, умением разбираться в жертвоприношениях богам.
На глиняные дощечки наносили клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой дощечке, которую затем обжигали. Первые такие дома появились в семьях писцов, затем - при храмах и дворцах. Главную роль в воспитании детей играла семья. Позднее эти «дома» превратились в центры просвещения, они приобрели некоторую автономию. В них возникают крупные библиотеки.
Первые дома были небольшими, с одним учителем, который управлял школой и изготовлял таблички - модели. В крупных домах имелись особые учителя письма, счета, рисования. Обучение было платным. Основным методом являлся пример старших.
Быт и учеба в школе были построены в унисон семейных традиций. Обучение было направлено на подготовку писца (изготовление табличек, освоение системы клинописи). Учащиеся много заучивали и переписывали. Учащиеся жили дома, учились в школе от восхода до заката, утром, прибыв в школу, ученик изучал табличку, которую изготовил накануне, затем помощник учителя готовил новую табличку, которую затем ученик копировал и изучал, затем уммиа просматривал копию таблички ученика.
В основе методики лежало многократное повторение, механическое запоминание столбцов слов, терминов, текстов, пример старших и т.д. Учитель разъяснял отдельные тексты, формулы, устно комментируя их. Записанная табличка многократно копировалась до тех пор пока техника и содержание не запоминались. Использовали беседы, разъяснения, диалог-спор. В начале ученики учились писать, читать, затем они заучивали различные тексты. Программа была по преимуществу светской. Ученики также получали знания из области астрономии, грамматики, математики. В школах изучали «Законы Хаммурапи».
В школе царила палочная дисциплина. Учеников били по любому поводу или причине: за разговоры на занятиях, за вставание с места без разрешения, за плохой почерк и т.д.
Выпускник должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь обосновывать свои суждения, уметь измерять земельные участки, делить имущество, уметь запечатывать документы разбираться в тканях, растениях, металлах, знать геометрию и пр. Ученик должен был знать терминологию нескольких профессиональных групп: жрецов, ювелиров, пастухов, юристов и т.д. Появляется методическая литература для школ.
В первой половине 2-го тысяч. до н.э ведущую роль играли дворцовые и храмные дома табличек - дома знаний. Нередко эти заведения располагались в «ЗИККУРАТАХ» и имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий – «ДОМА ЗНАНИЙ». Возникают частные учебные заведения для торговцев и ремесленников. В программу обучения домов табличек добавилось изучение философии, литературы, истории, геометрии, права, географии. Обучали врачеванию. Появились дома для девушек из знати. Их обучали письму, религии, истории, математике. Женщины не могли получать образование в школах, известные случаи получения женщинами образования связаны с домашним обучением.
Древний Египет
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходит к 3-му тысяч. до н.э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. Идеалом древних египтян считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В соответствии с этим идеалом и шло обучение и воспитание. Семейное воспитание опиралось на равноправное отношение между мужчиной и женщиной, вследствии чего обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Все поступки человека определял «кодекс поведения – «МААТ».
Ученику надлежало, прежде всего, слушать и слушаться. «Повиновение – это лучшее в человеке». Повиновение достигалось путем физических наказаний. Наказание рассматривалось как естественное и необходимое средство. На ученика постоянно «сыпались» удары буквально за малейшую провинность. Для того чтобы ученик лучше слышал, его били по ушам. В Древнем Египте абсолютно и безоговорочно признавался авторитет наставника. Нравственное воспитание осуществлялось путем заучивания морализованных текстов.
Цель обучения: подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи. Только военная подготовка находилась вне соблюдения строгого сословно-профессионального обучения. В рамках военного дела учили владению оружием, ловкости, выносливости и т.д. Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. Неуспевающих учеников жестоко наказывали. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. В ходу были суровые наказания. «Ученик слушает только тогда, когда его бьют», а били палками, плетьми из кожи гиппопотама, заковывали в колодки на три месяца, назначали на неквалифицированную работу, что сказывалось на будущей карьере. Для достижения успехов в учебе ученик должен был жертвовать мирскими радостями.
Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Курс обучения был долог, сложен и стоил дорого. Обучение было индивидуальным, начиналось оно с того момента, когда ученик приходил первый раз, и завершалось для каждого в зависимости от его способностей, трудолюбия, прилежания и материальных возможностей. Обучение начиналось с пяти лет. Сначала ученик должен был научиться правильно, быстро и красиво писать, считать: «Только тот – настоящий писец, - чья рука не отстает от уст», затем - составлять деловые бумаги (стили), изучали стилистику, грамматику, литературу, музыку, ученики сами становились авторами разнообразных текстов, должен был усвоить более 700 иероглифов и деловых стилей для светских нужд и уставных стилей религиозных текстов. Другие – овладевали математикой и посвящали себя строительству зданий, пирамид, храмов и т.д. Третьи – знакомились с основами ведения хозяйства и законодательства.
Школа Древнего Египта была небольшой по размерам (несколько десятков учеников) и учились в основном мальчики. Девочки редко посещали школу. Они достигали брачного возраста в 12–14 лет. Их учили дома, и многие из них владели грамотой. Примечательно, что замужняя женщина Древнего Египта эпохи Нового царства чаще всего постоянно не работала, а в городах – даже не стирала и мало занималась приготовлением пищи. Стиркой занимались мужчины-прачечники, каждый из которых должен был ежедневно обстирать по три дома. Стирали белье в едком натре. Основным занятием женщины являлось ткачество, ведение дел дома. Холостякам за работу платили вдвое, впятеро меньше. Незамужние женщины обязаны были работать. Женщины могли участвовать в общественной и хозяйственной жизни.