История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

«В каком направлении кто был воспитан, таким и станет весь его будущий путь»

Воспитание следовало начинать с раннего возраста. Воспитание – это могущественный, но не всесильный фактор формирования личности. При взаимодействии учителя и ученика необходима тесная духовная связь между ними – «ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ». Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить.

В трактате «ГОСУДАРСТВО», говоря о разностороннем воспитании, Платон развивает идеалы афинского воспитания «Для тела гимнастику, а для души – музыку».

В трактате Мусическая и гимнастическая школы выступают как подготовительный этап перед новым этапом образовательного маршрута, разделенного на два больших цикла:

1.       10лет;

2.       15 лет.

В программу каждого из циклов входили лишь теоретические дисциплины – риторика, астрономия, геометрия, музыка. В данную программу Платон не включал трудовые умения.

В трактате «ЗАКОНЫ» Платон изложил свои педагогические воззрения, выделив социальную функцию воспитания – сформировать совершенного гражданина, умеющего справедливо властвовать и справедливо подчиняться.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – подготовка подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций законопослушных граждан.

ЦЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ – дать представления о божествах и научить исполнять детей определенные культовые обряды.

Определял термины – «Воспитание» и «Учение». ВОСПИТАНИЕ – процесс взаимодействия взрослых и детей с целью формирования у последних добродетелей. УЧЕНИЕ – процесс приобретения знаний посредством наук.

Понятие «Справедливость» у Платона было надсословным, в отличии от следующих качеств (добродетелей):

1.       Мудрость – добродетель правителей и философов - основа - разум;

2.       Мужество – добродетель воинов, в ее основе - воля;

3.       Умеренность – добродетель народа, в ее основе чувства.

Платон разработал свою возрастную периодизацию:

1.       до 7 лет – дети должны находиться в общественно-воспитательных учреждениях (игры, сказки, музыка для развития эмоций);

2.       с 7 до 12 лет – дети должны находится в государственных школах (чтение, письмо, счет, пение, игра на музыкальных инструментах);

3.       с 12 лет – осуществление физического воспитания;

4.       с 16 лет – изучение арифметики, геометрии, астрономии, военного дела;

5.       с 18 до 20 лет – специальная военно-физическая подготовка;

Далее образование получали наиболее способные ученики:

6.       с 20 до 30 лет – изучается философия;

7.       с 30 до 35 лет – изучается диалектика, искусство вести беседу, дискуссию;

8.       с 35 до 50 лет – философы участвуют в управлении государством.

К основным методам воспитания Платон относил – игры, чтение, живые устные рассказы, внушение, убеждение, упражнения в плясках и песнопениях, пример старших и др.

По Платону для учителя важным является знание «мира людей», «натуры ученика», умение обучать не насильно, но в игре, так как в основе обучения маленьких детей  лежат эмоции.

«Свободный человек не должен учиться никакой науке рабски»

Платон провозглашал принцип всеобщего образования (минимум трехлетнего).

В программе обучения сделана попытка найти «золотую середину» в спартанской и афинской системах воспитания.

По убеждению Платона, в обучение следует обеспечивать «свободу призвания» - учитывать индивидуальные склонности (дифференцированный подход).

Представленная программа обучения предназначалась для свободных граждан. У Платона встречаются идеи игрового обучения, воспитывающего обучения.

И хотя Платон не оставил специальных трактатов по проблемам обучения и воспитания, в дальнейшем его с полным правом считали видным мыслителем в области теории воспитания и обучения.

Ближайший ученик Платона АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.). Родился в греческой колонии СТОГИРА во Фракии. В период с 367 по 347 гг. жил в Афинах, получил философское образование в Академии. С 343 по 341 гг. являлся воспитателем сына македонского царя Александра. Основал в Афинах свою школу ЛИКЕЙ или «школу перипа» - прогуливающихся. К основным трудам можно отнести – «Политику», «Метафизику», «Этику» и т.д. В своих трудах развил идеи учителя, но вместе с тем занял во многом противоположную точку зрения.

Цель воспитания определяют три начала: телесное, волевое, разумное. Отсюда и задачи воспитания: физическое, нравственное, умственное.

В качестве задач воспитания выступали следующие:

1.       Развитие разумной и волевой сторон души;

2.       Выработка такого поведения, при котором человек избегает во всем крайности;

3.       Формирование и развитие деятельностной, волевой, самостоятельной личности;

4.       Развитие таких качеств как: храбрости, чести, чувства собственного достоинства, умения держать в повиновении.

Идеал счастья Аристотель видел в напряженной работе направленной на пости­жение основ миро создания. Аристотель - автор идеи о включении знания о единичном в систематическое знание об общем. Говоря о сочетании социальною и биоло­гического в воспитании, Аристотель считал, что с одной стороны от хо­роших родителей может произойти лишь хорошее потомство, а с другой - стороны природа зачастую стремится к этому, но не может достичь этого.

Особое значение принадлежит общественному, государственному воспи­танию (равного воспитания для свободных граждан идеального государ­ства).

До 7 лет домашнее воспитание под началом отца и государственных чиновников, Аристотель отвергал самоустранение родителей от воспита­ния детей. Тут осуществлялось предварительное обучение с 5 до 7 лет. На данном этапе особое внимание следовало уделять закаливанию, гигиене ребенка.

С 7 лет детей воспитывает государство. Программа начального обучения включала: грамматику, гимнастику, музыку, рисование. Воспитание сле­довало начинать с заботы о теле, затем о духе. На данном этапе предлагалось посещение государственных школ: гимнастика, чтение, письмо, грамматика, счет, рисование, пение, музыка.

С 14 до 21 года предлагалось совмещение умственного и физического воспитания (развитие сильного, красивого, ловкого тела), предполагалась выработка волевых начал. Изучение – литературы, истории, философии, музыки, астрономии, математики.

Аристотель рассматривал воспитание как средство укрепления государственного строя. И для всех граждан предлагал одинаковое образование в государственных школах.

Аристотель исключал из программы воспитание физический труд. Аристотель полагал, что женщины не должны получать равного с мужчинами образования.

Аристотель осуждал СПАРТАНСКУЮ традицию жестоких физических упражнений. Особое место отводилось музыке. Аристотель оказал огромное влияние на Ан­тичность и Мусульманство. Философ видел назначение человека в разум­ной деятельности.

 

1.6. Древний Рим.

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. Семья была ответственна за нравственное и гражданское становление ребенка.

Судьба младенца зависела от того, признает ли его отец своим законным ребенком. Когда отец отвергал ребенка, то его просто выбрасывали на улицу. Отец обладал полной властью над детьми на протяжении всей жизни. Отец мог продать или убить своего ребенка. Слово отца было выше любого закона. На восьмой день девочке и на девятый день – мальчику давали имя. Полное имя римского гражданина состоит из трех частей: 1) личное имя (Марк); 2) родовое имя «фамилия» (Фабий); 3) прозвище одной из ветвей рода. У женщин было только родовое имя. Когда женщина выходила замуж к ее родовому имени прибавлялось и имя мужа.

К мальчикам приставлялся ПЕДАГОГ, который их обучал чтению, письму, счету. Такое ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан. В семилетнем возрасте мальчики поступали в школу, а девочки оставались под присмотром матери и няньки.

В основе процесса воспитания был принцип пользы. Главная задача – обеспечение карьеры (военной или политической).

Историк Ливий утверждает, что первые попытки создать учебное заведение относится к 449 году до н.э.

К IV веку н.э. в рамках процесса обучения сформировалась программа «Семи свободных искусств», которая состояла из двух уровней (ступеней):

1.       ТРИВИУМ – грамматика, риторика, диалектика;

2.       КВАДРИУМ – арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Настоящее название для римской школы – «Ludus» от латинского Ludo – школа, училище. Открытие такого рода школ не было обставлено  никакими формальностями.

Мальчики из бедных семей шли в начальную школу – ТРИВИАЛЬНУЮ ШКОЛУ – настоящее название учебного заведения – «LUDUS» (школа, училище), где обучали грамоте в течении 5-ти лет.

Но при этом продолжительном сроке обучения собственно на обучение отводилось не более 2-х лет, а остальное время – каникулярное время.

Учитель начальной школы – «MAGISTER LUDU» - бедный человек, никогда не пользовавшийся уважением в Риме.

День в школе начинался рано, в полдень ученики уходили на обед, после чего возвращались в школу, где они находились до вечера. 

В школе обучали – чтению, письму, арифметике, грамматике, литературе. Счету учили на пальцах и абаках. Книг в школе не было, поэтому дети под диктовку учителя записывали тексты, которые им могли пригодиться в жизни – «ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ» - древнейшие письменные законы Рима (450 г. до н.э.)

При обучении письму сначала водили руку ребенка, или же учитель изготавливал образцы, по которым он уже сам водил, затем ученик копировал слова и предложения.

Дисциплина в школе была суровой – детей щедро одаривали бранью и побоями. На этом обучение ремесленников и мелких лавочников заканчивалось.

Дети состоятельных родителей в начальной школе, как правило, не учились, их учил отец или образованный раб.

Среднее образование дети получали в ГРАММАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ – «школе грамматика» (учились ученики в возрасте 12-16 лет). Это были образованные люди, которые серьёзно занимались историей, литературой, лингвистикой. Они толковали древних авторов, составляли грамматические справочники.

ЦЕЛЬ ШКОЛЫ – научить учеников правильно говорить и писать, основательно ознакомить с литературой. Кроме этого изучалось – основы римского права, грамматика, начала риторики.

Обучение началось с исправления ударения, правильной постановки ударения, постановка склонения и сопряжения.

Затем переходили к чтению греческих и латинских авторов. Следует отметить, что чтение в римской школе было весьма сложным – не было заглавных букв, знаков препинания, пропусков между словами (все слова писались слитно).

Чтение сопровождалось подробным комментарием учителя относительно формы и содержания текста. Ученики тщательно записывали слова учителя.

В сущности, грамматическая школа учила думать над прочитанным, осмысленно и внимательно читать текст, знакомила с особенностями стиля изложения.

Далее ученики могли поступить в РИТОРИЧЕСКУЮ ШКОЛУ. Интересно, что риторику в Рим завезли греки. Такой тип учебного заведения был специальным.

ЦЕЛЬ ШКОЛЫ – подготовить ораторов, юристов для государственной машины Римской машины.

В содержание обучения также включалось изучение литературы, математики, астрономии, права, философии.

Место, на котором восседал учитель – «КАФЕДРА» - стол преподавателя с креслом помещался на возвышении. Около него располагался его помощник, но его стул «СЕЛЛА» располагался прямо на полу. Учитель обыкновенно говорил сидя, а ученики сидели на скамейках без спинок и писали на коленях.

«Всякое положение удобно для письма»

Ученики делились на группы, во главе каждой из которой стоял лучший ученик. Он первый объяснял содержание текста, читал свою работу, отвечал на вопросы, для товарищей он выступал в качестве репетитора, а иногда и заменял учителя. Каникулы в школе продолжались четыре месяца (июнь – сентябрь).

«КАПСА» - футляр, ящик для рукописных текстов – принадлежность всякого ученика.

Кротость не была главной добродетелью учителей, они легко выходили из себя  - малейшая ошибка и раздавался крик и брань. Гнев был неотъемлемой частью занятий.

«Мягкое и нежное воспитание – опасно, так как оно может избаловать детей»

Гнев учителя всегда имел причину и оправдание: «Если учитель выходит из себя – он относится к делу с рвением и добросовестно». И учитель быстро переходил от слов к делу (память находится в нижней части уха).

«Любимыми» инструментами учителя были – хлыст и розги. Розги в школе обеспечивали слепое подчинение воле учителя.

Ученики должны были подставлять под удары хлыстом или линейкой ладони, чтобы удар был болезненным. В более суровых провинностях использовался ремень из кожи. В Римской школе добивались суровой военной дисциплины.

«Чем лучше учитель, чем способнее, тем больше гнева и нетерпения высказывает он на  своих уроках» - Цицерон

В Риторической школе обучение строилось на том, чтобы ученики смогли усвоить приёмы, которые помогли бы им «обезоружить» своих собеседников.

Ученики писали рассказы на заданные темы, прибавляя к ним собственные рассуждения, либо доказывали или опровергали изложенное событие.

Информация о работе История зарубежной педагогики