История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

Будучи универсальной философией, она преобладала в Запад­ной Европе ХI -XVI вв. как педагогика - подавала в стройном виде хри­стианское вероучение с целью предложить учащимся совершенное систе­матизированное знание. Она заложила культурные ценности, опирающие­ся на христианское богословие. Важную роль в создании новой идеологии обучения и воспитания сыграл Фома Аквинский (1225/26 - 1274гг.). Он пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Его сочинения служили источником изучения богословия в Средневековой школе. Итак, в практике воспитания и обучения раннего Средневековья переплетались языческая, античная, христианская традиции. Так в Галлии еще долго жили традиции языческого нравственного, физического, военного воспитания. Они сохранились и на Севере Европы. Варварские традиции более всего проявились в семейно-домашнем воспитании, при этом они окрашивались в сословный характер. В наиболее организованном виде сословное домашнее семейное воспита­ние широко представлено в системе: ученичества (8-10 лет) и рыцарского воспитания (аристократического).

 

2.2. Рыцарское (аристократическое) воспитание

В рыцарском воспитании были заложены идеи послушания, жерт­венности, личной свободы. В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставля­ли программа «Семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы,  игра на музыкальном инструменте, пение стихов собственного сочинения, но прежде юно­шу обучали военному делу. Юным феодалам полагалось осваивать военную науку и весь круг необходимых в жизни знаний и умений, находясь при дворе сюзерена.

С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, выполняя обязанности пажей при супруге сюзерена и её придворных (пажей).

В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженос­цами при рыцарях. Они должны были усвоить: вежливость, великодушие, знание этики, умение слагать стихи, благородные манеры и речь, военные умения. В 21 год происходило посвящение в рыцари.

Постепенно рыцарское воспитание утрачивалось, но не бесследно. После распада Римской империи в школьном деле существовали старые формы и сравнительно новые:  Церковные школы, ученичество, обучение феодальной знати.

 

2.3. Церковные школы

К VII веку школы античного типа полностью исчезли. Это произош­ло в силу ряда причин:  постоянные войны;  отсутствие педагогических кадров;  конкуренция церковных учебных заведений; исчезновение античного общества, которое обслуживало эти учебные заведения. На смену этим учебным заведениям пришли ЦЕКРКОВНЫЕ ШКОЛЫ, которые стали приемниками античной традиции, это выразилось прежде всего в латыни.

С V по ХV века церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями. Школьное дело V-VII вв. оказа­лось в плачевном состоянии. Неграмотной была верхушка общества. Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях возрастала. Католическая церковь стремилась исправить положение. Инициировать развитие образования пытались и светские власти (Карл Великий). Сложились три главных типа цер­ковных учебных заведений: монастырские, кафедральные и епископальные школы.

Школы готовили служителей культа - внутренняя школа и обучали мирян – внешние школы.

Учебные заведения элементарного образования именовали малыми шко­лами, а учебные заведения повышенного образования – большими школами. Учились только мальчики и юноши. В малых школах – дети 7-10 лет, а в больших школах - старше 10 лет. В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол) обучал всем предметам. По мере возрастания числа учащихся к нему присоединялся учитель, преподававший церковное пение. В больших школах кроме учителей за порядком следили циркаторы.

Епископальные школы до IX века являлись церковными учебными заведениями основного типа, где преподавали богословие. В течение IX века кафедральные школы переживают упадок, но в Х веке их рост вновь возобновился. Среди создателей первых монастырских школ Средневеко­вой Европы следует назвать  Флавия Кассиодора (490-583 гг.). При школе в монастыре работала библиотека. Заметно выделялись школы (монастырские) Англии, Ирландии. Создана учебная литература по грам­матике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Первые монастырские школы были учреждены орденом АНАХОРЕТОВ. Родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков в возрасте 7 лет. Затем было организовано обучение мирян. Но постепенно первенство в организации монастырских школ захватили ордена: КАПУЦИНОВ—ФРАНЦИСКАНЦЕВ (основан в 1212г.) и ДОМИНИКАНЦЕВ (создан в 1216г.) У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли Роджер Бэкон и Фома Аквинский (1226-1274 гг.).

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспи­тания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Пользуясь догматом «Тело - враг души» школы не уделяли физическому воспитанию должного вни­мания, хотя иногда проводились «дни веселья», каникул формально не было. В школах царили жестокие наказания: карцер, лишение еды, избие­ние и т.д. До XI века учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине. В XIV-XV вв. розгу, палку, плеть сменил бич.

Наказания выступали как естественное и богоугодное дело. Школы ордена АНАХОРЕТОВ три года учили началам гра­моты, пению псалмов, соблюдению религиозных обрядов. Немного шире была программа школ КАПУЦИНОВ, где знакомили с религиозным учением, давали общую подготовку (счет, письмо, пение) иногда к этому добавляли изучение астрологии. Основными книгами были АБЕЦЕДАРИЙ и ПСАЛТИРЬ. 

АБЕЦЕДАРИЙ – пособие, написанное на латыни, является прообра­зом букваря. Пособие приобщало к основам христианской веры. При изучение этого пособия происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном  уровне, и  кто продолжал обучение.

ПСАЛТИРЬ (Книгу Псалмов) сначала заучивали, а затем читали. Затем учили письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заост­ренной палочкой (стило). Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью  определенных жестов. Церковные школы, которые давали повышен­ное образование, исчислялись единицами. Несколько таких школ было в Англии, Ирландии, Шотландии.

В церковных школах повышенного образования осуществлялось по про­грамме семи свободных искусств. Такая программа включала следующие дисциплины: грамматика, диалек­тика, риторика, геометрия, астрономия, музыка, арифметика. Особо досконально изучались - грамматика и музыка. Грамматика была главным предметом. Обучение диалектики опиралось на произведения Аристотеля. Риторику изучали, опираясь на труды Квинтилиана. Уроки географии и геометрии давали представления об устройстве обитаемого мира (пространства) с помощью чисел (работы Евклида). Астрономия носила прикладной характер и была связана с вычислением многочисленных церковных праздников. В музыкальном образовании наибольшее внимание уделялось игре на ин­струментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музы­кой. Арифметика была устремлена на усвоение мистического толкования чи­сел. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизводство образов.

 

2.4. Создание городских школ и университетов

В период с ХII по ХV вв. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это проявилось в появлении городских школ и университетов. Это было связано с ростом городской инфрастру­ктуры, укреплением социальных позиций горожан. Первые городские школы появились во второй половине ХП - начале XIII вв. в Лондоне, Париже, Милане, Гамбурге и др. Городские школы рожда­лись из систем ученичества, цеховых школ, гильдейских школ, школ сче­та для детей ремесленников и торговцев. Обычно городскую школу открывал человек, нанятый общиной – ректор. Он сам подбирал себе помощников. Учителя получали плату за свою работу, но не регулярно. По истече­нии контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе новое место - «бродячие учителя». В такой школе изучали – арифметику, делопроизводство, географию, технику, естественные науки (обучение носило прикладной характер).

Возникшие в ХIII - XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку чтение, письмо, счет, элементы геометрии, естествознание. Обучение велось на род­ном языке. Умения ученики получали непосредственно у мастера. Для включения подмастерьев в число полноправных мастеров он должен был: 1) изготовить «шедевр» - образцовую работу; 2) сдать устный экзамен; 3) уплатить взнос за прием в цех; 4) устроить угощение для работников цеха; 5) совершить пешком образовательное путешествие.

Схожая программа была и у гильдейских школ (для купцов). Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языке, а также аналогичные учебные заведения для девочек. Первым городским школам приходилось преодолевать тяжкий надзор церкви. Церковники урезали программы, утверждали кандидатуры учителей, но постепенно школы избавляются от подобной опеки, отвоевывают право определять программу, назначать преподавателей. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них (школы счета) давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы.

Латинские школы и ряд других учебных заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. Городские (латинские) школы возникали на фоне развития торгово-промышленной Европейской цивилизации. В Центральной Европе в реформировании городских школ сыграли роль педаго­ги реформации. Программа высшей городской школы постепенно услож­нялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древне европейского языка. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6 летнего изучения грамма­тики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе гос­подствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся.

Университеты  родились в системе церковных школ в конце XI - начале XII вв. Отдельные кафедральные и монастырские школы превратились в крупные учебные центры - университеты. Парижский университет (1200 год), Университет в Неаполе (1224 год,) Университет в Оксфорде (1206 год), Университет в Кембридже (1231 год), Университет в Лиссабоне (1290 год.

Университеты учреждались светской властью. Их рождение и их права подтверждались ПРИВИЛЕГИЯМИ - особыми документами, закре­пленными римскими папами или царствующими особами. Привилегии за­крепляли университетскую автономию, освобождали студентов от военных повинностей. Появление университетов вызвано оживлением обществен­ной жизни, торговли, увеличением городов и доходов. Вот почему города соглашались на открытие университетов. Но его открытие сопровожда­лось рядом условий: минимальное число студентов и др. Церковь стреми­лась удержать университетское образование под своим влиянием. Глав­ным предметом в университетах было богословие. Большинство преподавателей были выходцы из духовенства. Церковь держала в университетах своих представителей – канцеров, которые подчинялись архиепископам. И в сеже университеты играли роль светской альтернативы церковному образованию.

Важная черта университетов - наднациональный, де­мократический характер. Порядок записи студентов в университет был весьма вольным. Обучение было платным.   К XIV века сложилась ка­тегория странствующих студентов, которые перебирались из одного университета в другой. Первые университеты были весьма мобильными: могли переместиться в другой город, страну. Студенты и преподаватели объединялись в национальные коллегии. В Парижском университете было четыре коллегии: французская, пикардийская, английская, германская. Во второй половине XIII века в университетах появляется новый тип учебно­го подразделения - факультет. Коллегии и факультеты определяли жизнь университета. Представители наций и факультетов (деканы) выбирали официального главу университета - РЕКТОРА - лица с временны­ми полномочиями. В Х веке оно уже назначались властями. 

Таким образом, университет возглавлял ректор, избираемый деканами и студентами (иногда эту должность занимал студент). Кроме этого в структуру университета входили: деканы, университетский суд, факультеты (артистический или подготовительный, где учились по программе «Семи свободных искусств»; богословский; медицинский; юридический).

После окончания подготовительного факультета присваивалась степень – «БАКАЛАВР», а при изучении специальных предметов – «МАГИСТР». После окончания основных факультетов (богословский; медицинский; юридический) присваивались степени -  «ЛИЦЕНЦИАТ», «ДОКТОР НАУК». Срок обучения на факультетах составлял примерно 5-7 лет. В качестве основных методов обучения выступали – лекции, диспуты.

Первоначально степени «доктор наук» и «магистр» были близки друг другу и взаимозаменяемы. Степени «Доктор» предшествовала степень «Лиценциат» - от латинского «имеющий право». Степени «Магистр» предшествовала степень «Бакалавр» - от латинского «увенчанный лаврами», присуждалась при успешной сдаче экзамена по специальности. Иерархия степеней «Магистр-Доктор» сложилась только к XV-XVII вв. Степень «Магистр» давала право на замещение должности преподавателя лишь в рамках определенного университета. Степень «Доктор» выступала предпосылкой к самостоятельному ведению учебной и исследовательской деятельности. Впервые в рамках высшей школы статус «Профессора» был установлен в Оксфордском университете в XVI веке. Должность «Доцент» - помощник профессор, получали лица, имеющие одну из низших ученых степеней.

Созданные университеты обычно имели несколько факультетов. Содержание определялось программой семи свободных искусств. На факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике. Одновременно идет усиление специализации: Парижский университет - теология и философия; Оксфордский университет - гражданское право; университеты в Италии - римское право.

Информация о работе История зарубежной педагогики