Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
В центре своей утопической теории ставил человека, который имеет право на всестороннее, гармоническое развитие. Мор снискал славу как ученый, гуманист, поэт. В своей утопии Томас Мор в человеческой деятельности выделял общественную и личную стороны (отзывчивость, любовь к труду). Выступал за всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение (учатся не только дети, но и взрослые). Воспитание высокой нравственности - первостепенная задача. Детям прививали нравственные добродетели, которые послужат оплотом государству. Физическое воспитание было ориентировано на развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений. Основа воспитания – земледелие, которое изучается в школах теоретически, на полях практически: соединение обучения с производительным трудом. Кроме этого, каждый должен был обучится в детстве еще хотя бы одному ремеслу.
Провозглашалась свобода вероисповедания. Следует воспитывать в духе морали отвечающей интересам общества и человека в отдельности. Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневековой школы. Только образованный человек способен добиться счастья. Мор подчеркивал обязательность участия детей и взрослых в труде. Мужчины и женщины утопии равны в праве на образование. Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. Противник схоластики Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на опытные знания. Особое внимание Т.Мор уделял проблеме женского образования. Женщина и мужчина в одинаковой мере способны к занятиям, которые совершенствуют разум.
Он предлагал обучение на родном языке. Следовало преподавались: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, теоретическое земледелие. Исповедовался принцип свободного образования и самообразования. При обучении широко использовались наглядность и экскурсии.
По сути, Томас Мор и Томазо Кампанелла были социалистами-утопистами, а Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - педагогами-гуманистами. Но между идеалами Возрождения и реальными условиями воспитания и образования существовало огромное противоречие. Конечно, идеи Возрождения оказали благотворное влияние на развитие школы и педагогики. Вместе с тем они не могли быть реализованы в полной мере: носили утопический характер. Многие идеи просто были выхолощены. Например: в первой половине XVI в. при распространении филологического образования.
3.7. Создание гимназий
Первые гимназии появились в Германии. Отцом этих учебных заведений был Ф. Меланхтон. В «Саксонском учебном плане» предусматривалась третья ступень обучения, которая вместе с низшей и старшей городскими школами становилась гимназией. На этой ступени предполагалось обучать наиболее одаренных учащихся. Программа на этой ступени расширялась: при изучении римской литературы плюс ко всему изучались сочинения Цицерона, Овидия, Вергилия. Учащиеся сами должны были упражняться в сочинительстве. Вместо латинской грамматики прелагалось изучение диалектики и риторики. В стенах гимназии узаконили обязательное общение лишь на латыни. Меланхтон отрицательно относился к изучению в гимназиях немецкого языка. В 20 -х гг.. XVI в. многие городские школы были преобразованы в гимназии.
Символом гуманистического образования оказалась гимназия созданная в 1537 году в Страсбурге И.Штурмом (1507-1589 гг.). Альфой и омегой обучения являлись классические языки и литература. В гимназию стекались сотни учеников. В 1578 году тут обучалось около 3 000 человек от 7 до 16 лет. В гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам: в ходу были персональные словари по древним языкам. Главными предметами были: латинский язык, богословие, греческий язык, риторика, диалектика. В этих учебных заведениях обучали: математике, литературе, древнегреческому и древне европейским языкам..
На фоне суровой, палочной педагогики, приемы воспитания в некоторых школах выглядели свежо и ново. Так в школе в Гейдельберге, которой руководил Фридланд Троцендорф (1490 – 1556 гг.) существовало подобие школьного самоуправления. Ученики жили «республикой» избирая «сенат», «консулов», «трибунов», «цензоров». Было шесть классов делившихся на подразделения. Каждый класс назначал «квестора» помогавшего поддерживать дисциплину и «эфора» ведавшего раздачей еды и трапезы. Глава школы носил титул «несменяемого диктатора». Провинившиеся учащиеся несли ответ перед представителями «республики». Ученики оказывали помощь отстающим. Старшеклассники вели уроки. Главный предмет: готический язык. Изучали: греческий и латинский языки, диалектику, риторику, философию, музыку. Делалась литературная подготовка. Образовательные системы эпохи Возрождения отбрасывали церковно-аскетический идеал. Идеал: человек, живущий полноценной жизнью, раскрытие детской природы. Большинство гимназий в различных странах стало создаваться по типу гимназии Штурма. Например: школа Иезуитов.
§4 Педагогическая мысль и образование начала Нового времени
4.1. Общая характеристика
В XVII-XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Появляется педагогическая проблематика как приоритет научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса. Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостное явление. В XIX в. завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана само ценность и неповторимость человеческой личности. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. В этот период значима деятельность Бекон Веруламский и Вольфган Ратке.
4.2. Педагогические идеи Френсиса Бекона
Френсис Бекон Веруламской родился в Лондоне в 1561 году. Королева называла его маленьким канцлером. Не достигнув 16 лет Френсис Бекон поступил в одну из коллегий Кембриджского университета, где изучал Аристотеля. После окончания университета он отправляется в Париж. После возвращения на родину он не застал отца в живых. Королева дала ему место при ней в чине советника.
В его науке на место идеализма ставится реализм, на место догматизма - критицизм. Он показал превосходство эмпирической методы над умозаключительной. Он старался перестроить все здание науки. Поэтому первую часть своего капитального труда он назвал «Великое восстановление наук», делая обзор в ней всех наук, а во второй - «Новый Органон» - излагает методу новой основанной им науки. Реформа наук зависит от двух условий: объективное - возращение науки к опыту и философии природы; субъективное - очищение разума и чувств от всяких отвлеченных теорий и перешедших по преданию предрассудков. Выполнение этих условий дает правильную методу естествознания, которая есть не иная, как индукция (наведение). От правильного наведения зависят все успехи, все процветание науки. Первая задача методы в том, чтобы твердо установить отдельные факты, таким образом собрать материал, образующий элементарный состав науки. Затем правильная индукция ведет от одного пункта к другому, одинаковые факты во множестве сравниваются. Из этого сравнения выводится общий верный закон, принцип, аксиома, по которой действует природа. Вот ключ к знанию природы, по мнению Бэкона. Опытное исследование фактов ведет к открытию причин. В познании причин и кроется всякое истинное знание. Цель знания: увеличение власти человека над природой. Френсис Бекон разрабатывает таблицы присутствия, отсутствия, степеней различия того или иного предмета, факта, явления различных классов для обоснования индуктивного метода. Все науки делились им в соответствии с тремя способностями человеческого разума: память – история; воображение – поэзия; рассудок - философия (наука о боге, человеке, природе). Человек выступает частью природы, следовательно, Френсис Бекон признает природосообразный принцип познания и воспитания. Науку следует освободить от схоластики и религиозной догматики. Высшая цель науки: познать конечное единство, общую причину всех причин. Цель образования: умение пользоваться методами приобретения знаний, а не накопление некоторого объема знаний. Френсис Бекон является родоначальником английского материализма.
4.3. Педагогические идеи Вольфгана Ратке
В Германии явился последователь «беконовской методы», применения ее к воспитанию - это Вольфган Ратке (Ратихий). Он родился в Вильстере в 1571 г., образование получил в Гамбургской гимназии, а затем в Ростокском университете, где изучал философию и теологию. В Амстердаме он занимается математикой и арабским зыком. В 1612 году он послал свой «Мемориал» на заседание сейма, в котором обстоятельно излагался новый план учения и осуждался существующий. Была одобрена идея о преподавании на родном языке. В 1614 году он приглашен в Аугсбург для преобразования тамошних школ, но успех не оправдал ожиданий. Ратихий перебирается в Веймар в качестве учителя латинского языка. Он стал осуществлять свою методу в Кётене, но опять потерпел неудачу. В 1619 году Ратихий был заключен в тюрьму и вышел через год, стал вести переговоры со Швецией о преобразовании школьного дела, но не успел. Умер в бедности в 1635 году. Он сторонник природосообразности в обучении. Учитель без принуждения, постепенно, разнообразно, чередуя занятия, черпая опыт, использует одни предметы для других.
В работе «Всеобщее наставление» высказывается идея о создании демократических учебных заведений. Предмет дидактики - формирование личности. Он предлагал реформу школы и общества. Был убежден, что в школьном обучении необходимо использовать средства наглядности, следовать от конкретного к абстрактному, систематически использовать упражнения, поддерживать интерес детей к учению. Предложил звуковой метод обучения на родном языке.
Вот основные положения методики Ратихия:
1. В воспитании все должно сообразовываться с ходом и порядком самой природы;
2. Не все сразу, ибо ничто так не затруднительно для нашего ума как постепенность и излишество сообщения знаний;
3. Необходимо частое повторение, ибо повторение верно и прочнее отпечатывается в нашем уме;
4. Все обучение должно начинаться на родном языке;
5. Более всего следует избегать всякого принуждения. Ученик должен не бояться, а уважать учителя;
6. Ничего не учить исключительно на память, ибо учивший много наизусть утрачивает гибкость и остроумие ума;
7. Во всем обучение должно быть единство;
8. Сначала давать сам предмет, а затем толковать о нем, не сообщать правил пока ученик не ознакомился с материалом;
9. Все исследовать собственным опытом по частям, а затем заключить в целое.
Вольфган Ритихий - автор работ методического характера, учебников, пособий для учеников и учителей. Его взгляды близки к идеям Я.А. Коменского.
4.4. Педагогическая деятельность и взгляды Я.А. Коменского
Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670гг.). Предки Я.А. Коменского получили свое фамильное имя от местечка «КОМНЫ» в Чехии, сам же он родился в Ривнице, в Моравии 28 марта 1592 году, а в последствии переделал свое имя в латинское «Comenius».
Коменский рано лишился родителей, принадлежавших к числу «Моравских братьев» - национально-освободительное движение.
Первоначальное образование он получил в БРАТСКОЙ ШКОЛЕ. В 16 лет начал изучать латинский язык. Блестяще закончил ЛАТИНСКУЮ (городскую) ШКОЛУ. В юношеские годы Коменский путешествует по южной Германии, где в разных университетах слушал лекции профессоров теологии и философии – Гербон, Гейдельберг, а также - Амстердам. После этого он возвращается на родину с дипломом – доктора наук.
В 22 года Я.А. Коменский становится ректором городской школы в городе Прерове, а через три года был избран ректором и проповедником в Фульпек, где преподавал древние языки.
Тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает спокойную педагогическую деятельность Я.А. Коменского. В результате гонений римско-католической церкви Коменский лишился всего своего имущества, книг, рукописей, родственников: жены, сына и в такой обстановке, преследуемый Австрийским католическим правительством Я.А. Коменский бежит в Богемские горы, где вновь принимается за научные труды, вновь женится. Но после императорского ЭДИКТА от 1625 года, который гласил о том, что не принявшие католицизм должны были покинуть страну, Коменский навсегда покинул свою родину и перебрался в Польшу. В 1628 году Я.А. Коменский перебирается в город Лешно (Лисе), где устроил образцовую гимназию.
Вскоре он издает свое сочинение «Открытая дверь языков», где критиковалась методика изучения древних языков. В 1628 году Я.А. Коменский издает «Великую дидактику» (в России труд опубликован только в 1874 году). В Лешно Я.А. Коменский с перерывами провел около 28 лет. За это время он посетил Англию (1637 год) по приглашению парламента, в 1642 году по приглашению правительства Я.А. Коменский едет в Швецию, где в течении 8 лет реорганизовывал школьную практику под покровительством канцлера Оксенштиерна.
В 1650 году по приглашению князя Рогоцкого Я.А. Коменский отправляется в Венгрию, где он проводит 4 года в городе Шарош-Патаке (проводилась реорганизация начального обучения). Тут он завершает свой труд – «Мир чувственных вещей в картинках», в котором высказывались идеи сенсуализма. Предложены принципы обучения от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от общего к специальному, прослеживалась идея – дети в процессе обучения должны получить реальное энциклопедическое образование сообразно уровню понимания и развития (1655-56 год) (в России труд вышел в 1788 году). После этого Коменский возвращается в Лешно.
Но в 1656 году город был сожжен самими же поляками. Коменский вновь теряет дом, библиотеку и почти все свои рукописи – результат 40-ка летней работы.
Последние годы жизни Я.А. Коменский проводит в разных местах Европы: Бранденбург, Гамбург, Амстердаме, где в 1657 году впервые «Великая дидактика» была опубликована на латинском языке. Публикуется часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», где Я.А. Коменский призывает человечество к согласию, провозглашены основные педагогические идеи: всеобщность образования, демократизм образования, преемственность системы обучения, приближение образования к потребностям общества, приобщение подрастающего поколения к труду. 15 ноября 1670(1) года спокойно умер.
В 1871 году в Лейпциге была основана библиотека для собрания сочинений педагогической науки (родоначальник – Я.А. Коменский).