История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

В центре своей утопической теории ставил человека, который имеет право на всестороннее, гармоническое развитие. Мор снискал славу как ученый, гуманист, поэт. В своей утопии Томас Мор в человеческой деятельности выделял общественную и личную стороны (отзывчивость, любовь к тру­ду). Выступал за всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение (учатся не только дети, но и взрослые). Воспитание высокой нравственности - первостепенная задача. Детям прививали нравственные добродетели, которые послужат оплотом государству. Физическое воспитание было ориентировано на развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений. Основа воспитания – земледелие, которое изучается в школах теоретически, на полях практически: соединение обучения с производительным трудом. Кроме этого, каждый должен был обучится в детстве еще хотя бы одному ремеслу.

Про­возглашалась свобода вероисповедания. Следует воспитывать в духе мо­рали отвечающей интересам общества и человека в отдельности. Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневековой школы. Только обра­зованный человек способен добиться счастья. Мор подчеркивал обяза­тельность участия детей и взрослых в труде. Мужчины и женщины уто­пии равны в праве на образование. Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. Противник схоластики Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на опытные знания. Особое внимание Т.Мор уделял проблеме женского образования. Женщина и мужчина в одинаковой мере способны к занятиям, которые совершенствуют разум.

Он предла­гал обучение на родном языке. Следовало преподавались: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, теоретическое земледелие. Исповедовался принцип свободного обра­зования и самообразования. При обучении широко использовались наглядность и экскурсии.

По сути, Томас Мор и Томазо Кампанелла были социалистами-утопистами, а Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - педагогами-гуманистами. Но между идеалами Возро­ждения и реальными условиями воспитания и образования существовало огромное противоречие. Конечно, идеи Возрождения оказали благотвор­ное влияние на развитие школы и педагогики. Вместе с тем они не могли быть реализованы в полной мере: носили утопический характер. Многие идеи просто были выхолощены. Например: в первой половине XVI в. при рас­пространении филологического образования.

 

3.7. Создание гимназий

Первые гимназии появились в Германии. Отцом этих учебных заве­дений был Ф. Меланхтон. В «Саксонском учебном плане» предусматривалась третья ступень обучения, которая вместе с низшей и старшей го­родскими школами становилась гимназией. На этой ступени предполагалось обучать наиболее одаренных учащихся. Программа на этой ступени расширялась: при изучении римской литературы плюс ко всему изучались сочинения Цицерона, Овидия, Вергилия. Учащиеся сами должны были упражняться в сочинительстве. Вместо латинской грамматики прелагалось изучение диалектики и риторики. В стенах гимназии узаконили обя­зательное общение лишь на латыни. Меланхтон отрицательно относился к изучению в гимназиях немецкого языка. В 20 -х гг.. XVI в. многие город­ские школы были преобразованы в гимназии.

Символом гуманистическо­го образования оказалась гимназия созданная в 1537 году в Страсбурге И.Штурмом (1507-1589 гг.). Альфой и омегой обучения являлись клас­сические языки и литература. В гимназию стекались сотни учеников. В 1578 году тут обучалось около 3 000 человек от 7 до 16 лет. В гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам: в ходу были персо­нальные словари по древним языкам. Главными предметами были: латин­ский язык, богословие, греческий язык, риторика, диалектика. В этих учебных заведениях обучали: математике, литературе, древнегреческому и древне европейским языкам..

На фоне суровой, палочной педагогики, приемы воспитания в неко­торых школах выглядели свежо и ново. Так в школе в Гейдельберге, которой руководил Фридланд Троцендорф (1490 – 1556 гг.) существовало по­добие школьного самоуправления. Ученики жили «республикой» избирая «сенат», «консулов», «трибунов», «цензоров». Было шесть классов де­лившихся на подразделения. Каждый класс назначал «квестора» помо­гавшего поддерживать дисциплину и «эфора» ведавшего раздачей еды и трапезы. Глава школы носил титул «несменяемого диктатора». Прови­нившиеся учащиеся несли ответ перед представителями «республики». Ученики оказывали помощь отстающим. Старшеклассники вели уроки. Главный предмет: готический язык. Изучали: греческий и латинский язы­ки, диалектику, риторику, философию, музыку. Делалась литературная подготовка. Образовательные системы эпохи Возрождения отбрасывали церковно-аскетический идеал. Идеал: человек, живущий полноценной жизнью, раскрытие детской природы. Большинство гимназий в различных странах стало создаваться по типу гимназии Штурма. Например: школа Иезуитов.

 

§4 Педагогическая мысль и образование начала Нового времени

4.1. Общая характеристика

В XVII-XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, перелом­ных для человечества. Появляется педагогическая проблематика как приоритет научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса. Новый идеал личности был ори­ентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостное явление. В XIX в. завершается формиро­вание классической педагогики Нового времени. В поле зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осозна­на само ценность и неповторимость человеческой личности. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. В этот период значима деятельность Бекон Веруламский и Вольфган Ратке.

 

4.2. Педагогические идеи Френсиса Бекона

Френсис Бекон Веруламской родился в Лондоне в 1561 году. Королева называла его маленьким канцлером. Не достигнув 16 лет Френсис Бекон поступил в одну из коллегий Кембриджского университета, где изучал Аристотеля. После окончания университета он отправляется в Париж. После возвращения на родину он не застал отца в живых. Королева дала ему ме­сто при ней в чине советника.

В его науке на место идеализма ставится реализм, на место догматизма - критицизм. Он показал превосходство эмпириче­ской методы над умозаключительной. Он старался перестроить все здание науки. Поэтому первую часть своего капитального труда он назвал «Вели­кое восстановление наук», делая обзор в ней всех наук, а во второй - «Новый Органон» -  излагает методу новой основанной им науки. Реформа наук зависит от двух условий: объективное - возращение науки к опыту и философии природы; субъективное - очищение разума и чувств от вся­ких отвлеченных теорий и перешедших по преданию предрассудков. Выполнение этих условий дает правильную методу естествознания, которая есть не иная, как индукция (наведение). От правильного наведения зависят все успехи, все процветание науки. Первая задача  методы в том, чтобы твердо установить отдельные факты, таким образом собрать мате­риал, образующий элементарный состав науки. Затем правильная индук­ция ведет от одного пункта к другому, одинаковые факты во множестве сравниваются. Из этого сравнения выводится общий верный закон, прин­цип, аксиома, по которой действует природа. Вот ключ к знанию природы, по мнению Бэкона. Опытное исследование фактов ведет к открытию причин. В познании причин и кроется всякое истинное знание. Цель знания: увеличение вла­сти человека над природой. Френсис Бекон разрабатывает таблицы при­сутствия, отсутствия, степеней различия того или иного предмета, факта, явления различных классов для обоснования индуктивного метода. Все науки делились им в соответствии с тремя способностями человеческого разума: память – история; воображение – поэзия; рассудок - философия (наука о боге, человеке, природе). Человек выступает частью природы, следовательно, Френсис Бекон признает природосообразный принцип познания и воспитания. Науку следует освободить от схоластики и религиозной догматики. Высшая цель науки: познать конечное единство, общую причину всех причин. Цель об­разования: умение пользоваться методами приобретения знаний, а не на­копление некоторого объема знаний. Френсис Бекон является родона­чальником английского материализма.

 

4.3. Педагогические идеи Вольфгана Ратке

В Германии явился последователь «беконовской методы», применения ее к воспитанию - это Вольфган Ратке (Ратихий). Он родился в Вильстере в 1571 г., образование получил в Гамбургской гимназии, а затем в Ростокском университете, где изучал философию и теологию. В Амстердаме он занимается математикой и арабским  зыком. В 1612 году он послал свой  «Мемориал» на заседание сейма, в котором обстоятельно излагался новый план учения и осуждался существующий. Была одобрена идея о преподавании на родном языке.  В 1614 году он приглашен в Аугсбург для преобразования тамошних школ, но успех не оправдал ожиданий. Ратихий перебирается в Веймар в качестве учителя латинского языка. Он стал осуществлять свою методу в Кётене, но опять потер­пел неудачу. В 1619 году Ратихий был заключен в тюрьму и вышел че­рез год, стал вести переговоры со Швецией о преобразовании школьного дела, но не успел. Умер в бедности в 1635 году. Он сторонник природосообразности в обучении. Учитель без принуждения, постепенно, разнообразно, чередуя занятия, черпая опыт, использует одни предметы для других.

В работе «Всеобщее наставление» высказывается идея о создании демократиче­ских учебных заведений. Предмет дидактики -   формирование личности. Он предлагал реформу школы и общества. Был убежден, что в школьном обучении необходимо использовать средства наглядности, сле­довать от конкретного к абстрактному, систематически использовать уп­ражнения, поддерживать интерес детей к учению. Предложил звуковой метод обучения на родном языке.

Вот основные положения методики Ратихия:

1.       В воспитании все должно сообразовываться с ходом и порядком самой природы;

2. Не все сразу, ибо ничто так не затруднительно для нашего ума как по­степенность и излишество сообщения знаний;

3. Необходимо частое повторение, ибо повторение верно и прочнее отпечатывается в нашем уме;

4. Все обучение должно начинаться на родном языке;

5. Более всего следует избегать всякого принуждения. Ученик должен не бояться, а уважать учителя;

6. Ничего не учить исключительно на память, ибо учивший много наи­зусть утрачивает гибкость и остроумие ума;

7. Во всем обучение должно быть единство;

8. Сначала давать сам предмет, а затем толковать о нем, не сообщать пра­вил пока ученик не ознакомился с материалом;

9. Все исследовать собственным опытом по частям, а затем заключить в целое.

Вольфган Ритихий - автор работ методического характера, учебни­ков, пособий для учеников и учителей. Его взгляды близки к идеям Я.А. Коменского.

 

4.4. Педагогическая деятельность и взгляды Я.А. Коменского

Среди педагогов на­чала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670гг.). Предки Я.А. Коменского получили свое фамильное имя от местечка «КОМНЫ» в Чехии, сам же он родился в Ривнице, в Моравии 28 марта 1592 году, а в последствии переделал свое имя в латинское «Comenius».

Коменский рано лишился родителей, принадлежавших к числу «Моравских братьев» - национально-освободительное движение.

Первоначальное образование он получил в БРАТСКОЙ ШКОЛЕ. В 16 лет начал изучать латинский язык. Блестяще закончил ЛАТИНСКУЮ (городскую) ШКОЛУ. В юношеские годы Коменский путешествует по южной Германии, где в разных университетах слушал лекции профессоров теологии и философии – Гербон, Гейдельберг, а также  - Амстердам. После этого он возвращается на родину с дипломом – доктора наук.

В 22 года Я.А. Коменский становится ректором городской школы в городе Прерове, а через три года был избран ректором и проповедником в Фульпек, где преподавал древние языки.

Тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает спокойную педагогическую деятельность Я.А. Коменского. В результате гонений римско-католической церкви Коменский лишился всего своего имущества, книг, рукописей, родственников: жены, сына и в такой обстановке, преследуемый Австрийским католическим правительством Я.А. Коменский бежит в Богемские горы, где вновь принимается за научные труды, вновь женится. Но после императорского ЭДИКТА от 1625 года, который гласил о том, что не принявшие католицизм должны были покинуть страну, Коменский навсегда покинул свою родину и перебрался в Польшу. В 1628 году Я.А. Коменский перебирается в город Лешно (Лисе), где устроил образцовую гимназию.

Вскоре он издает свое сочинение «Открытая дверь языков», где критиковалась методика изучения древних языков. В 1628 году Я.А. Коменский издает «Великую дидактику» (в России труд опубликован только в 1874 году). В Лешно Я.А. Коменский с перерывами провел около 28 лет. За это время он посетил Англию (1637 год) по приглашению парламента, в 1642 году по приглашению правительства Я.А. Коменский едет в Швецию, где в течении 8 лет реорганизовывал школьную практику под покровительством канцлера Оксенштиерна.

В 1650 году по приглашению князя Рогоцкого Я.А. Коменский отправляется в Венгрию, где он проводит 4 года в городе Шарош-Патаке (проводилась реорганизация начального обучения). Тут он завершает свой труд – «Мир чувственных вещей в картинках», в котором высказывались идеи сенсуализма. Предложены принципы обучения от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от общего к специальному, прослеживалась идея – дети в процессе обучения должны получить реальное энциклопедическое образование сообразно уровню понимания и развития (1655-56 год) (в России труд вышел в 1788 году). После этого Коменский возвращается в Лешно.

Но в 1656 году город был сожжен самими же поляками. Коменский вновь теряет дом, библиотеку и почти все свои рукописи – результат 40-ка летней работы.

Последние годы жизни Я.А. Коменский проводит в разных местах Европы: Бранденбург,  Гамбург, Амстердаме, где в 1657 году впервые «Великая дидактика» была опубликована на латинском языке. Публикуется часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», где Я.А. Коменский призывает человечество к согласию, провозглашены основные педагогические идеи: всеобщность образования, демократизм образования, преемственность системы обучения, приближение образования к потребностям общества, приобщение подрастающего поколения к труду. 15 ноября  1670(1) года спокойно умер.

В 1871 году в Лейпциге была основана библиотека для собрания сочинений педагогической науки (родоначальник – Я.А. Коменский).

Информация о работе История зарубежной педагогики