Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
выступление в защиту детства на заре развития капитализма;
постановка воспитанника в центр всей системы педагогической деятельности (субъектная позиция);
защита идеи светского (безрелигиозного) воспитания, свобода вероисповедования;
демократизм системы воспитания.
У Жан-Жака Руссо были многочисленные последователи. Например, в России - Лев Николаевич Толстой и др.
5.3. Педагогические взгляды К.А. Гельвеция
Клод Анри Гельвеций (1705 1771гг.) прославился работой «Об уме», которая вышла в 1758 году. Она была запрещена и приговорена к сожжению. Еще более обстоятельно он развил свои идеи в книге «О человеке», раскрыв процесс развития умственных способностей человека. Эту книгу, написанную в 1769 году, Гельвеций завещал опубликовать только после его смерти. Она вышла в свет в 1773 году.
В своих работах К.Гельвеций раскрыл факторы формирования человека. Как сенсуалист он утверждал, что все понятия и представления у человека образуются на основе чувственного восприятия - сводил мышление к способности ощущать. Важнейший фактор формирования человека - влияние среды. Человек - продукт общественный среды и воспитания. Полагал, что мнения правят миром. Воспитание является средством переустройства мира. Основываясь на этом, К. Гельвеций сформулировал цель воспитания: стремление к благу всего общества в согласовании каждого личного интереса человека с благом нации - воспитание общественного деятеля. К. Гельвеций требовал вырвать общественное воспитание из рук духовенства и сделать его светским. Он прелагал покончить с засильем в школах латыни и вооружать детей реальными знаниями: естественнонаучные предметы, родной язык, история, мораль, политика, поэзия. Резко осуждая схоластические методы, Гельвеций требовал, чтобы обучение было наглядным и строилось на личном опыте ребенка. Учебный материал должен быть простым и понятным учащимся.
Гельвеций признавал право всех людей на образование. Он считал, что все люди от природы обладают равными способностями и возможностями к развитию. Он отвергал мнение о неравенстве умственного развития людей, обусловленного их социальным происхождением, национальной или расовой принадлежностью. Гельвеций доказывал преимущество общественного воспитания перед семейным. Настаивая на том, чтобы учителя были людьми просвещенными, считал необходимым улучшать их материальное положение. Ребенок, по мнению Гельвеция не рождается злым или добрым, тем или иным его делает общественная среда и воспитание. В трактате «О человеке» он называет ребенка «материалом для лепки» задуманного воспитателем. Призывал строить образование на идеях демократизма, посредством индивидуализации обучения. Людям, обладающим различиями в интеллекте необходимо и различное образование. В воспитании преследуется социальная ориентация.
5.4. Педагогические идеи Д. Дидро
Дени Дидро (171-1784 гг.) стоял на позициях материалистического сенсуализма. Считал источником знания - ощущения, но не сводил к ним сложный процесс познания. а признавал его второй ступенью: переработка ощущений разумом. Связывал возможность переустройства общества с совершенствованием просвещения, правильным воспитанием. Свои мысли о воспитании он изложил в произведении «Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке». Дидро отвергал утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствия у людей индивидуальных природных различий. Признавая, однако, что при помощи воспитания можно многого добиться. Дидро отмечал значение для формирования человека его физической организации, его анатомо-физиологических особенностей. По его мнению, умственные операции зависят от определенного состояния и организации мозга. «Люди имеют разные природные задатки и особенности». Природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают их природные задатки к развитию, но их проявление целиком зависит от общественных причин, в том числе и от воспитания. Воспитание будет эффективным, если оно будет стремиться развивать присущие ребенку от природы положительные задатки и заглушать дурные. Он прелагал изъять школы из ведения церкви и передать их в руки государства. Дидро был против засилья классического образования в школах и на первый план выдвигал естественные и гуманитарные науки. Дидро выступал против сословного воспитания. Признавал роль воспитания в становлении личности. «Если предоставить сыну расти, как растет трава, то когда этот маленький дикарь вырастет к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины».
Цель воспитания – формирование честного, обладающего твердостью, справедливостью, здравого, просвещенного, обладающего широким кругозором, вкусом ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», крепким здоровьем.
В работе «План университета для российского правительства» представлены важные педагогические вопросы. Дидро был убежден, что гений, талант скорее выйдет из хижины, чем из дворцов. Он советовал концентрировать обучение в каждом учебном году по определенному разделу программы: механике, анатомии и т.д. Параллельно предусматривалось три блока образования: философия, мораль, история, география; рисование, архитектура; музыка, фехтование, танцы, верховая езда, плавание.
Дени Дидро требовал, чтобы учитель глубоко знал предмет, был скромным, честным, обладал высокими нравственными качествами. Предлагал создать учителю хорошие материальные условия, позаботиться о нем, в случае болезни и инвалидности.
§6 Классики западной педагогики ХIХ века
6.1. Общая характеристика
В XIX веке завершается формирование классической педагогики Нового времени. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Зарождались новые теории социальной педагогики. Школа развивалась при поступательном движении экономики, развитии промышленности, росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабы развития системы образования определялись особенностями каждой страны. В XIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. Важная часть программы демократизации школы была к концу века оформлена законодательно, но эту демократизацию еще только предстояло осуществить на практике. Произошло становление национальных школьных систем. К концу столетия в ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы. В Германии обращение к проблеме школы стимулировалось борьбой за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в соответствии с проведением государственного курса. Во Франции ввиду высокой социальной активности школьный вопрос оказался в одной из «горячих точек» государственной политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов явилось поражение рабовладельческого Юга в гражданской войне. С одной стороны были проведены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, к ослаблению церкви на школу. С другой стороны, значительная часть населения Запада осталась без какого-либо образования.
Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И. Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В. Дистервег.
6.2. Педагогические взгляды и деятельность И. Г. Песталоцци
Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Следует заметить, что И.Г. Песталоцци не покидал территорию Швейцарии. Отец был хирургом (глазным врачом) и принадлежал к дворянской фамилии. В пять лет Песталоцци лишился отца. И.Г. Песталоцци воспитывался матерью и крестьянской служанкой (Бабели). Узкий круг семьи и школы, изредкие поездки к пастору определили всю жизнь Песталоцци в детстве и юности. Приходя из школы, он буквально замыкался в той единственной комнате, в которой жила вся его семья. Большую часть свободного времени он проводил за чтением, не играл на улице, детские игры были ему чужды.
Первоначальное образование И.Г. Песталоцци получил в начальной и латинской школе и в высшей школе гуманитарного направления (философско-филологический факультет) (Коллегиум Каролинум – высшая школа, основанная в 1523 году, получившая свое название в честь Карла Великого).
Начальная швейцарская школа была единственным учебным заведением доступным для сельского населения, где все обучение сводилось к механическому заучиванию религиозных текстов, зубрежке, учителем был обычно какой-либо ремесленник, рассматривавший свою работу как некое побочное явление. По убеждению И.Г. Песталоцци это были бездушные машины, которые игнорируют интересы, потребности детей, уничтожают способности, препятствуют их развитию.
В студенческие годы (1764 год) И.Г. Песталоцци вступил в «кружок патриотов», который рассматривал воспитание как главное средство преобразования общества.
Желая найти семейное счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769 году женился и поселился в деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство, промышленную деятельность единственными средствами для развития. Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под влиянием идей Ж.-Ж.Руссо. В его планы входило обучение крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Незавершив образования И.Г. Песталоцци покупает на одолженные деньги, имение Нейгоф.
В 1775 году была открыта Нейгофская школа (Учреждение для бедных). Этот педагогический эксперимент проходил в период с 1775 по 1780 гг.
Воспитанники (20 мальчиков и 17 девочек разного возраста, включая дошкольный возраст) работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они также приобретали минимальное общее образование: чтение, письмо, счет, пение. В сущности, это была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. Но И.Г. Песталоцци запутался в долгах (Песталоцци обратился к властям за помощью, но получил отказ) и в 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта (идея содержания приюта за счет производительного детского труда потерпела крах, соединение обучения с производительным трудом было чисто механическим: ученики пряли и одновременно следили за тем, что писал учитель на доске).
Результаты педагогического эксперимента отражены в таких работах как: «О воспитании бедной сельской молодежи» (1777 год), «Отрывок из истории низов человечества» (1777 год).
В 34 года И.Г. Песталоцци поседел, сгорбился, нищета стояла у порога ,но он еще не знал что его ждут новые более суровые испытания.
Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787 гг.), который принес ему громкую славу. «Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание из рук слепой причудливой природы и передать его в руки лучшей, разумной силы, которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и принадлежности, действующих в ней законов…» В труде определяются методы воспитания. Метод должен быть естественным. «Сама жизнь во всем объеме, как она действовала на детей, как она поражала их, как они пользовались ею - вот источник их учения, а это есть метода Гертруды».
В 1782 г. Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в котором помещались его рассказы. Издаются такие работы как: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей или Руководство для матерей», «Азбука наглядности».
В 1792 году революционное французское собрание присвоило восемнадцати иностранцам звание «Почетного гражданина Франции», среди имен было и имя И.Г. Песталоцци, кроме того – Г. Вашингтон, Ф. Шиллер и т.д. Имя И.Г. Песталоцци приобрело мировую известность. Его приглашают в различные страны для организации воспитательных учреждений, описанных в его книгах, но он остается на родине.
В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция. Новое правительство поручило И.Г. Песталоцци руководство детским приютом в местечке Станце, где было подавлено крестьянское восстание и осталось много сирот.
В 1798 году открывается приют в городе Станце, и Песталоцци вновь приступает к практической педагогической деятельности. В здании бывшего монастыря было собрано около 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. И.Г. Песталоцци взялся за дело один, без всяких помощников.
В одном из писем Песталоцци писал: «Многие поступали с чесоткой, многие с проломленными головами, иные в лохмотьях, полные насекомыми, худые как скелеты… некоторые были наглы, с привычками льстивости, лукавства… из 10-ти человек детей едва один знал азбуку»
Организация жизни воспитанников была следующая: с 6 до 8 утра – учебные занятия, затем до 16 часов – работа, после этого до 20 часов – учебные занятия.
Тут организуется и исследуется воспитательный труд, развивающее обучение. Идет исследовательская работа по этим вопросам.
Но успешная деятельность приюта была прервана властями. В помещении был размещен госпиталь, а учитель вместе с воспитанниками был буквально выброшен на улицу. Для И.Г. Песталоцци это был тяжелейший удар.
В 1799 году Песталоцци переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1799 году И.Г. Песталоцци добивается назначения в низшую школу в Бургдорфе, где на основе принципов обучения в школе в Станце была разработана теория элементарного образования, методика развития математических представлений, речи и тд.
В 1800 году открывает учебное заведение (институт) в Бургдорфе. Изучали: отечественный и французский языки, геометрию, арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов. Каждый день по семь часовых уроков, а день начинался в семь часов утра.
Но школу также ждал крах в 1805 году. И.Г. Песталоцци приглашают разные города, и Бургдорфская школа переезжает в город Иверден (немецкий Ифертен). Тут организуется институт для учителей, который просуществовал более 20 лет. Составной его частью была средняя школа, которая вмещало около 100 учащихся из разных стран: Россия, Германия, Франция, Англия. Школу посещали ученые и высокопоставленные чиновники (Александр I).