История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

Рассматривая вопрос о сочетании теории и практики в педагогике И.Ф. Гербарт разделял педагогику как науку (содержание определялось как стройный порядок, выводимый как следствие из основополагающих суждений, как система знаний) и педагогику как искусство (совокупность навыков, которые необходимо использовать для решения конкретных задач).

Наука требует философского обоснования воспитания, а искусство требует постоянное деятельности, практики, но только в строгом согласовании с наукой.

Педагогическая работа будет проводиться успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – есть добродетель (воспитание нравственности как единства осознания этических идей и воли индивида); формирование добродетельного человека, умеющего приспосабливаться к существующим отношениям, уважающий установленный порядок; выработка воли и характера будущего члена общества.

Цели делятся на две группы: 1) Цели возможные – необходимые для профессиональной деятельности, эти цели связаны с формирование многостороннего интереса; 2) Цели необходимые – нужные в любой сфере, эти цели связаны с нравственностью.

Цель воспитания достигается путем формирования интересов человека и нравственного характера.

Воспитатель не должен предъявлять требований к воспитаннику, не связанных с целью воспитания. 

Задачами такого нравственного воспитания выступают:

1.       Удержание воспитанника;

2.       Определять воспитанника;

3.       Установление четких правил поведения;

4.       Не давать основания для того, чтобы «воспитанник усомнился в истине»;

5.       Волновать душу воспитанника одобрениями или порицанием;

6.       Осознание поступков, поведения.

И.Ф. Гербартом были намечены способы нравственного воспитания:

1.       Сдерживающий способ;

2.       Направляющий способ;

3.       Нормативный способ;

4.       Взвешенно ясный способ;

5.       Морализаторский способ;

6.       Увещевающий способ.

И.Ф. Гербарт рассматривал педагогику как науку об искусстве воспитания, способного укреплять и отстаивать существующий строй.

Главная задача педагогической деятельности – нравственное воспитание. В жизни индивид должен учитывать моральные требования, предъявляемые ему обществом. Следовательно, необходимо, чтобы всеобщность нравственного закона «вовне» стала внутренним законом самого индивида – как категорический императив (человек сам регулирует свое поведение – деятельность – моральное поведение).

По И.Ф. Гербарту воля связывалась с нравственными суждениями. Опираясь на этические представления воспитанника о мире, воспитатель может развивать у него «свободную твердость духа», способствуя тому, чтобы воспитанник сам вырабатывал в себе нравственный закон и следовал ему, так как не может поступать иначе – следовательно, необходимо сформулировать исходные этические идеи – элементы этических суждений (морального одобрения или неодобрения) – критерии оценки поведения человека в обществе.

Критерии нравственного процесса (процесса воспитания) волеизъявления личности, поставленной в центр педагогического процесса:

1.       ИДЕЯ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ -  результат согласованности между разумом и волей личности, гармонии между его этическими суждениями и волей;

2.       ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВА – вырабатывается на основе организованной воли, сформированным многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат нравственные наивысшие ценности;

3.       ИДЕЯ БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ – направлена на установление гармонии  между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;

4.       ИДЕЯ ПРАВА – предполагает право (понимание) индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими людьми, обязывающие его в случае конфликта признавать равноправие двух противоположных друг другу позиций (воль);

5.       ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ – воздаяние за каждое действие, предпринятое по отношению к другой воле другого человека (наказание или поощрение).

Средствами нравственного воспитания выступали:

1.      удержание границы;

2.      создание условий для этого;

3.      разработка четких правил поведения и следование им;

4.      поддержание в душе ясность и спокойствие;

5.      волнение одобрением и порицанием.

Центральный тезис рассуждений И.Ф. Гербарта – формирование нравственного человека. Это основа (ядро) идеи о развитии всех способностей человека. По И.Ф. Гербарту воспитание должно устанавливать гармонию между волеизъявлением и выработкой  многосторонних интересов.

 

Пути достижения этой гармонии (задачи воспитания):

1.       УПРАВЛЕНИЕ (установление дисциплины, условие воспитание, но не его результат, подавление воли ребенка) – поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это воспитанник вступает в сферу разумной человеческой свободы. Необходимо занять воспитанника так, чтобы не осталось свободного времени. Необходимо осуществлять надзор, осуществлять наказания, пользоваться авторитетом, применять приказы. Таким образом, можно выделить две группы методов управления: 1) основные – угроза, надзор, приказ, запрет, наказание, телесные наказания; 2) вспомогательные -  авторитет, любовь. Это этап приучения к дисциплине. Управление – это помощь в моральном самовоспитании при формировании нравственных суждений, оценок, поступков и т.д.

2.       ОБУЧНИЕ – следует не просто давать некий объем знаний, но способствовать развитию субъекта. Обучение – преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих суть душевной жизни человека с целью всестороннего совершенства.

3.       НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ (ДИСЦИПЛИНА) – всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью улучшения его нрава, формирования нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ – переход желания в дело (поступок). Нравственно развивать характер – значит, предоставлять право самому воспитаннику принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самоосознающей личности.

В педагогическом процессе И.Ф. Гербарт выделил три основных компонента: 1) управление, 2) воспитывающее обучение, 3) нравственное воспитание.

И.Ф. Гербарту принадлежит фундаментальная разработка идеи воспитывающего обучения, главная задача которого в развитии всестороннего интереса:

1.       Эмпирический интерес (интерес к окружающему);

2.       Спекулятивный интерес (интерес к причине);

3.       Симпатический интерес (интерес к близким);

4.       Социальный интерес (интерес к людям вообще);

5.       Религиозный (интерес к Богу).

Постановка вопроса интереса – это заслуга И.Ф. Гербарта. До него интерес рассматривался как необходимое условие усвоения знания (преподавай интересно, чтобы ученики лучше усвоили материал), со времени И.Ф. Гербарта интерес стал возможной педагогической целью (преподавай так, чтобы развивать в учениках интерес, побуждай их к дальнейшим знаниям).

Процесс обучения И.Ф. Гербарт попытался разделить на две стадии: 1) преподавание и 2) учение. И.Ф. Гербарт пытался выделить «естественную последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней. Им были выделены четыре ступени: две связаны с углублением обучения – выходом на новые знания, а две связаны с осмыслением обучения – соединением новых знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях должны применяться такие методы как наглядные методы и беседа, а на двух других – самостоятельная работа воспитанников и слово учителя.

Эти ступени следующие (структура урока):

1.       ЯСНОСТЬ – активность учителя, предоставление нового учебного материала, представлений об явлении, объекте, событии, выделенных из совокупности окружающего мира;

2.       АССОЦИАЦИЯ – возникновение ассоциаций у учащихся, установление связи между старым и новым – активность учащихся;

3.       СИСТЕМА – приведение знаний в систему, производятся обобщения, устанавливаются правила, закономерности законы и принципы – активность учителя;

4.       МЕТОД – применение знаний на практике – активность учащихся.

И.Ф. Гербартом были определены три универсальных метода обучения:

1.       ОПИСАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД – выявление опыта ребенка и дополнение его;

2.       АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД – исправление и усовершенствование мыслей ребенка; анализ свойств и характеристик предмета;

3.       СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – построение стройной системы мысли.

И.Ф. Гербарт сформулировал ряд дидактических правил (советов), среди которых можно выделить следующие:

1.       Перед тем как перейти к объяснению нового, надо вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала;

2.       В преподавании необходимо широко использовать наглядность;

3.       В изложении учителя одно должно быть связано с другим;

4.       Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу;

5.       Необходимо делать все, чтобы не забывался изученный материал;

6.       Никогда не предоставляй готового знания, а лишь приподнимай завесу знания перед учениками, не питай их легкой пищей (не давать упрощенных знаний, а побуждать голод, жадное стремление к знаниям, создавать трудности в обучении).

И.Ф. Гербарт выделял три основных типа учебных заведений (школ), а именно:

1.       Элементарная школа;

2.       Городская школа;

3.       Гимназия.

Осуществлять обучение (нравственное становление человека) может не каждый учитель, отсюда требования к учителю со стороны И.Ф. Гербарта:

1.       Учитель должен быть образованным;

2.       Учитель должен быть воспитанным;

3.       Учитель должен быть культурным;

4.       Учитель должен быть нравственным;

5.       Учитель должен быть профессионалом;

6.       Учитель должен любить детей;

7.       Учитель должен осознавать значимость целенаправленного воспитания;

8.       Учитель должен опираться на индивидуальность ученика;

9.       Учитель должен видеть в ученике доброе и опираться на него.

И.Ф. Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования, его идеи характеризуются упорядочностью, системностью, основательностью. Именно И.Ф. Гербарт ввел понятия – «ассоциация», «воспитывающее обучение», «апперцепция». В концепции И.Ф. Гербарта отсутствует трудовая подготовка как таковая – следовало готовить мыслителя, а не деятеля.

Неоспорима заслуга И.Ф. Гербарта в развитии педагогической теории и практики состоит в следующем:

    И.Ф. Гербарт разработал фундаментальные основы педагогики как науки: определил предмет педагогики, дал обоснование педагогическим категориям, структуры науки, ведущих идей, показал связи педагогики с этикой, психологией, философией;

    Сознание человека И.Ф. Гербарт рассматривал как непрерывный процесс движения «реалов» составляющих психологическую основу знаний-представлений путем систематического обучения;

    И.Ф. Гербарт раскрыл и обосновал нравственный идеал воспитывающего обучения, направленного на достижение познавательного (возможного) и нравственного (необходимого) результата-цели воспитания добродетельного человека;

    Сущностную основу теории воспитывающего обучения составляет взгляд на воспитание без обучения как цель, лишенную средства, и обучение без воспитания как средство, лишенное цели.

Его идеи определили развитие западной педагогики XIX века – его последователи: Т. Циллер (профессор философии и педагогики в Лейпцигском университете), В. Рейн и др.                                      

Идеи Гербарта во многом определили развитие западной педагогики XIX века. Его последо­ватели: Т.Циллер, В.Рейн (Германия), но формализм, консерватизм отли­чают его идеи от прогрессивных демократических взглядов Ж.-Ж.Руссо, Я.А.Коменского.

 

6.4. Педагогические взгляды и деятельность Ф. А. В. Дистервега

Родился Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-866 гг.) в городе Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего.  Учился сначала в обычной народной школе, а потом в латинской школе, которые практически не дали ему нужного образования и оставили самые тяжелые воспоминания: формализм и схо­ластика обучения, ничтожный круг сообщаемых знаний, подавление ин­тереса к самостоятельности. Эти детские и юношеские впечат­ления явились первым толчком к пробуждению у него интереса к про­блемам народной школы.

С недостаточной подготовкой, но с большим стремлением к знаниям в 1808 году Ф.А.В.Дистервег  поступил в Гернборнский университет, в котором некогда учился и Я.А.Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет. Окончил его в 1811 году, защитив докторскую диссертацию. Нужно заметить, что занятия в университете по своей организации и методам преподавания мало отличались от школьных и поэтому у Ф.А.В.Дистервега выработа­лось стойкое негативное отношение к постановке образования в Германии. После окончания университета началась практическая деятель­ность Дистервега. Некоторое время он был домашним учителем, работал учителем гимназии. Будучи учителем во Франкфурте на Майне, он зна­комится с рядом педагогов - песталоццианцев, общение с которыми определило направление всей его жизни - забота о народной школе как школе развития у детей самостоятельного мышления, активности, а также стремление найти пути подготовки учителей для такой школы.

Информация о работе История зарубежной педагогики