Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
В 1881 году Джон Дьюи отправляет свою первую статью «Метафорическое восприятие материализма» в «Журнал философии». Эту статью благополучно принимают и публикуют, Джон Дьюи получают рекомендацию продолжать философские изыскания. Это определило выбор Джона Дьюи – философия. После чего поступил в только что открывшийся университет Джона Хопкинса, где он сотрудничал с блистательным научным «трио»:
Чарльз Пирс (логика);
Стэнли Холл (экспериментальная психология);
Джордж Морис (история философии).
В 1884 году Джон Дьюи защитил диссертацию «Психология Канта» и приступил к преподаванию в университете штата Мичеган, где прошли 10 лет жизни (1884 – 1894 гг.), где проявился его интерес к социальным проблемам общества. В 1886 году сочетается браком с Алис Чипман.
В 1894 году Джон Дьюи получил должность заведующего кафедрой философии Чикагского университета, а в 1896 году, вместе с женой создают школу – лабораторию. Период с 1894 по 1904 гг. – это наиболее плодотворный период деятельности Джона Дьюи.
В 1904 году Джон Дьюи покидает Чикаго. В Колумбийском университете занял должность руководителя кафедры философии. В этом университете Джон Дьюи работал до конца жизни, а с 1930 года как почетный профессор. В 1927 году умирает жена Джона Дьюи – Алис, с которой они воспитали шесть детей. А в 1946 году 87-летний Джон Дьюи женился второй раз, они с Робертой взяли на воспитание осиротевших малолетнего брата и сестру. Последние годы Джон Дьюи провел на ферме штата Пенсильвании в согласии и любви. В этот период Джон Дьюи уже не участвует в деятельности какой-либо школы, но по-прежнему интересуется вопросами воспитания и обучения.
Основными чертами его научной концепции были педоцентризм, опора при обучении на интересы и склонности – инстинкты ребенка, широкое применение труда в обучении, проблемный характер обучения.
Свои взгляды по проблемам воспитания и обучения Джон Дьюи изложил в работах: «Школа и общество», «Школа будущего», «Введение в философию воспитания», «Школа и ребенок», «Психология и педагогика мышления» и др.
Джон Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, решая его задачи посредством спонтанного развития ребенка. Лишь его развитие служит материалом (основой) для воспитания. Повлиять на жизнь человека можно путем заботы с детства об его отдыхе, здоровье, карьере будущего семьянина, члена общества.
В концепции Джона Дьюи – ребенок – это объект воздействия многосторонних факторов: экономических, этнических, научных, культурных и тд.
Воспитание – непрерывный процесс реконструкции личного опыта ученика на основе врожденных интересов и способностей.
Пол мнению Джона Дьюи был необходим метод обучения на основе делания. Занятия по труду – основа, вокруг которой концентрируются все научные знания. Трудовое обучение и воспитание – необходимое условие для общего развития. ТРУД – мотив и метод обучения. В трудовой деятельности рассматривались два результата: 1) объективный: воспитывает уважение и бережность к результатам труда (результат труда), 2) субъективный: развивает личность ученика, его общение (процесс труда).
Экспериментальный метод у Джона Дьюи предполагал, что мы знаем только тои тогда, когда мы своей деятельностью можем произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания.
Без этого наши знания – есть лишь догадка. Важнейшим источником для педагогики как науки Джон Дьюи считал проверенный жизнью метод.
В прагматизме истиной считается практическая значимость: «Истинно только то, что полезно». При этом значимость пользы определяется чувством самоудовлетворения.
Грубо говоря, мнения являются истинными, если они полезны, а следовательно, функциональны (истиной признается то, что полезно для наших личных интересов). В таком случае понятие истины помещается в сферу политических, личных интересов. Более корректно, если с полезностью связывается то, что нашло подтверждение в повседневной жизни. Но часто трудно знать является ли одно утверждение более полезным, чем другое. Для кого и для чего оно является наиболее полезно? Для того чтобы знать, что является полезным, мы должны думать, что является истиной.
Воспитательный процесс по Джону Дьюи – процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления социального опыта ученика. Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к развитию личности. Следовательно, необходима инструментальная педагогика, которая опирается на спонтанные склонности и интересы, личный опыт ученика, ведущее место занимает игра и труд, каждое действие ученика – путь его познания – ее критерием выступает практическая полезность. «Унция опыта значит больше, чем тонна теории».
Обучение должно сводиться преимущественно к трудовой и игровой деятельности, где важное место занимает действие ученика – как главному инструменту его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Большое внимание уделялось игре, импровизации, экскурсии, художественное самодеятельности, домоводству. Конечным результатом обучения должно быть формирование навыков мышления (способность к самообучению).
Целями образовательного процесса выступали следующие:
1. Умение решать жизненные проблемы;
2. Овладение творческими навыками;
3. Обогащение опыта (социального):
Знания;
Способы деятельности;
Воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.
Реализация идей Джона Дьюи на практике осуществлялась в период с 1884 по 1916 гг. в различных школах. По его методу проводилась работа в экспериментальной школе при Чикагском университете, организованной в 1896 году, где обучались дети в возрасте от 4 до 13 лет.
Основанием для начала обучения с такого раннего возраста, выступало утверждение, что фундамент всего образования закладывается в дошкольном возрасте (дошкольных учреждениях). Поэтому, работы Джона Дьюи связаны с маленькими детьми, которые с раннего возраста приучались все делать самостоятельно преимущественно в игровой деятельности. Позже в школе опора делалась на трудовую деятельность (11-13 лет).
Система обучения не была связана с понятием общественно полезного труда – в основе ее лежали интересы каждого ученика.
Задача школы – подготовка учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем, выработка умения приспосабливаться к среде.
Воспитатель и учитель должны лишь направлять деятельность учащихся в соответствии с их способностями.
Воспитание должно опираться на независимое существование прирожденных способностей. Задача воспитания в их развитии, но не в их создании. Школа должна гибко реагировать на динамичные изменения в обществе, сама должна стать обществом в миниатюре, должна предоставлять ученикам максимальные возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи.
Школа как воспитывающая и обучающая среда должна выполнять следующие основные функции:
1. упрощать сложные явления жизни, предоставляя их в доступной форме;
2. выбирать для изучения наиболее важные и типичные моменты из опыта человечества;
3. содействовать выравниванию социальных различий, создавая единство мыслей и координацию действий.
Модель учебного процесса характеризуется:
1. Реальностью учебного процесса;
2. Целостностью;
3. Обучением деланием;
4. Проблемностью в обучении;
5. Преобладанием игровой и трудовой деятельности в обучении.
Содержанием образованием выступал приобретенный опыт ученика, обогащающийся в условиях обучающей среды.
Для учащихся способом приобретения опыта являлось: решение различных практических задач: изготовить макет, ответить на вопрос и т.д.
А приобретение необходимых знаний для этого, связывалось с интересами ребенка, которые обеспечивают его внимание и активность.
При этом Джон Дьюи допускал, что не все жизненно важное может представлять интерес для учеников, в связи с этим у ученика следует развивать силу воли, формировать характер.
Противоречие между интересом и усилием воспитателем возрастных особенностей учеников. Джон Дьюи выделил три таких периода школьной жизни:
1. I период с 4 до 8 лет. Этот период характеризуется связью впечатлений, представлений с действием. Основной вид деятельности – игра.
2. II период с 8 до 11 лет характеризуется расширением сфер деятельности и заинтересованности в ее результатах. Выделяются связи между средствами и целями деятельности.
3. III период с 11 лет до окончания начального обучения характеризуется развитием всех сущностных сил личности.
Школьное обучение следует начинать с деятельности учеников имеющее социальное содержание и применение и только после этого их можно подводить к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов изготовления. Следовательно, содержание обучение (предметно) является побочным продуктом в ходе исследования проблемной обучающей среды (организованная логическая последовательность педагогических ситуаций).
Подлинное образование – все ценное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта. Единственный критерий ценности учебного предмета – его вклад в развитие системы внутренней стороны личности. Способом организации такой деятельности должен быть метод проектов (разработанный учеником Джоном Дьюи – Уильямом Килпатриком /1871-1965/).
Джон Дьюи выдвинул идею создания нового типа школы, которая противоставлялась догматизму. Школы, в которой работа строится на спонтанных интересов и личного опыта учеников, которые приобретают знание в игре или трудовой деятельности.
Одна из самых известных его работ – это «Школа и общество», в которой дается критика старого образования. По мнению Джона Дьюи старое образование приспособлено к слушанию, следовательно, предполагает пассивность (есть готовый материал, который должен быть усвоен в короткие сроки). В традиционной школе мало места для самостоятельности учеников. Все направлено на максимальное управление наибольшим количеством учеников, что исключает творческую активность. Если все строится на базе слушания, следовательно, есть однообразный материал, однообразные методы, нет необходимости учета потребностей, возможностей учеников. Есть известная сумма, количество знаний подлежащих усвоению всеми детьми за отведенное время, следовательно, можно сформулировать черты (признаки) традиционной школы:
Пассивность учеников;
Механическое «скучивание» учеников;
Однообразие методов, средств, программ.
В центре всего педагогического процесса не ребенок (центр тяжести лежит вне ребенка). Он лежит на учителях, учебниках, где угодно, но только не на самом ученике (его непосредственных инстинктах и активной его работе).
Перемена в образовании – изменение центра тяжести. Центр тяжести – ребенок – (педоцентризм). Следует понять, что самое полезное для ребенка, нужно быть способным дать ребенку то, что ему необходимо. Здесь ребенок выносит некоторую ценность и для самого себя: высказываются положения, идут расспросы, диспуты, обсуждения, предлагаются разнообразные доводы и постепенно ученик учится. Ошибочные представления ученика исправляются. Следует создавать условия для труда: хозяйственного в поле, саду, мастерских, в рамках которого воспитывается – трудолюбие и уважение прав других и т.д.
Если это будет сделано, то это будет идеальной школой. В школе жизнь ребенка становится всеопределяющей целью. Но как же обучение? Жизнь на первом месте, а обучение лишь при содействии с жизнью.
Задача воспитания – сдерживать активность ученика, направляя ее в определенном направлении. Но не следует ее подавлять, только при этом возможен педагогический результат.
Учитель может руководить этой активностью задавая ее работу в определенном русле (вести ее к разумной цели). А эта работа требует:
Ознакомления с материалом;
Преодоление препятствий;
Упорства и терпения.
Это до тех пор, пока не возникнет потребности в дисциплине: подчинение распоряжением власти, в приобретении знаний.
Следует позволить ученику выявить свой преобладающий импульс-инстинкт, а затем путем практики, вопросов довести до сознания того, что он сделал и того, что он хотел сделать.
Группы имульсов-инстинктов (интересов):
1. Социальный импульс – обнаруживается в личных разговорах, общении, может выступать самым главным фактором воспитания;
2. Построительный импульс – инстинкт что-либо делать;
3. Любознательный инстинкт;
4. Выразительный инстинкт.
Человек обладает природными ресурсами, иными словами:
1. влечением к общению;
2. влечением к исследованию;
3. влечением к созданию вещей;
4. влечением к художественному проявления себя.
Интерес следует сделать средством ознакомления ребенка с прогрессом человечества.