История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

У учителей этого института не было единого понимания требований И.Г. Песталоцци, который требовал полностью выкладываться физически и духовно. Сам он работал по 20 часов в сутки. Так работать могли не многие и в 1825 году Песталоцци вынужден распустить институт.

Больной и одинокий, в возрасте 79 лет И.Г. Песталоцци возвращается в Нейгоф, где в свое время началась его педагогическая деятельность. Здесь он пишет книгу, наиболее известное его сочинение «Лебединая песня», состоящее из двух частей: в первой части представлена теория элементарного образования, а во второй – причины, не позволившие ее реализовать.

Хоронили И.Г. Песталоцци в 1827 году на средства народа. На памятнике высечены слова: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде», отец сирот в Станце, основатель народной школы в Бургдорфе, в Ивердене – воспитатель человечества… Все для других – ничего для себя».

Песталоцци выдвинул ряд принципов воспитания и обучения (сформулировал его последователь А. Дистервег):

1.      Основные начала воспитания должны не сочинять, но отыскивать; они лежат в природе человека;

2.      В природе человека лежит живое стремление к развитию - свойство ор­ганической природы;

3.      Воспитание должно устранять со своего пути препятствия, действуя более отрицательно, чем положительно;

4.      Положительное действие – возбуждение;

5.      Развитие человека начинается с чувственных ощущений, впечатлений;

6.      Средство к самостоятельности и самоопределению - самостоятель­ность;

7.      Практическая ловкость человека зависит от количества духовных и физических сил, следовательно,  главное дело воспитания: нормальное развитие сил;

8.      Религиозность зависит от влияния на ребенка благочестивой матери и энергичного отца. Религиозное воспитание должно находиться в руках матери;

9.      Главнейшие предметы формального образования или развития сил: форма, число, язык. «Изнутри должен развиться человек: помочь ему в этом обязано воспитание» - идея Песталоцци о воспитании.

И.Г. Песталоцци видит природу человека двойственно. В ней сосуществуют:  животные потребности и человеческие потребности. Он отмечал, что для удовлетворения человеческих потребностей следует сначала удовлетворять животные потребности.

И.Г. Песталоцци не мыслил полноценного воспитания и развития природных сил вне связи с социальной средой, у него социальная среда – фактор воспитания. Кроме того, он являлся теоретиком семейного воспитания. Семья у И.Г. Песталоцци выступает первой элементарной ячейкой социального воспитания.

В теории И.Г. Песталоцци обучение должно быть развивающим. Задача такого обучения – развитие умственных сил, переход от неясных знаний к понятием ясным и отчетливым (переход от наблюдений к понятием).

Развивающее обучение должно быть природосообразным (соответствие законов природы и законов обучения).

От всего обучения Песталоцци требует основательности, постепенности, последовательности, посильности. Он делил все подлежащее изучению на: географию, физику, естественную исто­рию, астрономию. А в каждом разделе было 40 отделов.

При обучении родному языку главное развитие речи, обогащение словарного запаса, использование звукового метода обучения грамоте.

При изучении арифметики изучались числа, дроби, а при изучении письма – изображение прямых, кривых – как элементы букв, рассматривали угол и др. геометрические фигуры.

При изучении географии главное переход от близкого к далекому, переход от восприятия окружающий местности к изучению более сложного – рельефа, затем картография.

У Песталоцци сформулирована идея элементарного умственного, нрав­ственного и физического воспитания. Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знания чело­веческой психологии. Общий психологический источник приемов воспи­тания и обучения - элементы (простейшие составные части человеческо­го знания). Воспитание Песталоцци рассматривал как многообразный соци­альный процесс и утверждал, что обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Путем реализации своей педагоги­ческой теории Песталоцци разработал метод элементарного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке (упражнение).

Идея элементарного образования: - развитие в ребенке основ веры и любви через средства хорошей семьи.

Песталоцци разложил педагогический процесс на простейшие элементы: число, форму; язык - первичные элементы умственного воспитания. Например: обучение языку следовало начинать с учения о звуках (средст­во развития органов языка), затем учение о словах: (средство достижения известного). Учение о звуках (звуковой метод) делится на: учение о звуках в слове, учение о звуках в пении.

Отношения ребенка с матерью, чувства гармонии, упорядоченности, красоты - элементы нравственного воспитания. Песталоцци считал, что все элементное нравственное воспитание строится на трех основаниях: выработка с помощью чистых чувств хорошего морального состояния; упражнения нравственности на справедливых и добрых делах; формирование нравственного воззрения через размышления и составления правовых и нравственных условий,  в которых ребенок находится. Цель нравственного воспитания – воспитания любви ко всему человечеству.

Умение ударить, кинуть, перенести и прочее - элементы физическо­го и трудового воспитания. В первом методическом пособии «Азбука умений» Песталоцци  рассмотрел простейшие трудовые умения: бросать, переносить, бить и пр. Особое внимание И.Г. Песталоцци уделяет труду как самому надежному средству для упражнения ребенка в сосредоточенности, способности суждения, основы нравственного воспитания, точности, аккуратности, бодрости, скромности, послушания, дружеского отношения. Практический труд – основа народного элементарного образования. Огромное внимание уделялось воспитанию таких добродетелей как: точность; порядочность; расчетливость; аккуратность; бережливость; справедливость; старательность.

Основанием знания по И.Г. Песталоцци выступает чувственное восприятие – основа обучения – наглядность. В обучении следует придерживаться принципа самодеятельности учащихся. Итак, естественное, развивающее обучение должно быть последовательным – элементарным – наглядным – самодеятельным.

Цели и средства педагогических  воздействий раскрываются Песталоцци, прежде всего,  в содержании элементарных понятий. Например, программа воспитания бедняков, направленная на обеспечение физической тренировки в купе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей, включая такие пункты:

1.      Ум (способность к самостоятельным суждениям);

2.      Достоинство (способность к «самозащите» и «самопомощи»);

3.      Нравственность (любовь к ближним);

4.      Физическое здоровье;

5.      Профессия и культура труда;

6.      Система мировоззренческих ценностей.

Цель воспитания: воспитание разносторонне развитого человека: физически, умственно, нравственно, эстетически развитого, готового к труду; развитие природных сил и способностей человека. Задача воспитания – создание гармонически развитого человека. Средства воспитания – труд, игра, обучение. Умственное воспитание: средство – система специальных упражнений на основе наблюдений и опыта, которые развивают интеллектуальные способности человека, на основе наглядности. Физическое воспитание: развитие физических возможностей, основанной на стремлении к движению (военные упражнения, игры, строевые занятия, туристические походы). Трудовое воспитание: соединение обучения с производительным трудом, где труд развивает ум и нравственность, учит призирать слова, оторванные от дела, формирует правдивость, точность, взаимовыручку и др. Нравственное воспитание: упражнения в добрых делах, приносящих пользу другим – центр всего воспитания. Религиозное воспитание: отказ от официальной религии, главный упор на развитие моральных качеств и нравственных наклонностей.

Совершенный человек определяется развитием трех сторон  - способности и умения действовать, здравого и делового разума и возвышенных (нравственно-религиозных) чувств.

У Песталоцци модель школы приближена к семье (семейным отношениям). В ней  сочетается умст­венное и трудовое воспитание, соединяется обучение с ремесленным тру­дом, преследуется принцип развивающего обучения, - от простого к слож­ному. По мнению Песталоцци, воспитание должно идти в семье и школе на протяжении всей жизни.

В школе учитель – это человек: Любящий; Помогающий; Воспитывающий.

«Школы, где главную роль играют книги и учителя – никуда ни годятся».

«Учитель должен готовить в ученике деятеля… не вливать в него, как в сосуд, готовые знания»

Он основоположник начального (формально­го) образования. Песталоцци оказал заметное влияние на Западно­европейскую педагогику. За И.Г. Песталоцци закрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя народной школы.

 

6.3. Педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта

Иоганн Фридрих Гербарт родился в семье чиновника – юриста в городе Ольденбурге, недалеко от Бремена в 1776 году. Получив хорошую общеобразовательную подготовку при помощи домашнего учителя, он смог поступить сразу в предпоследний класс латинской школы, обучаясь в которой проявил интерес к философии.

В период с 1794 по 1797 гг. он обучался в Йенском университете, где самостоятельно изучал труды Канта, слушал лекции Фихте, читал труды Шеллинга.

В период с 1797 по 1800 гг. И.Ф. Гербарт работал домашним учителем (воспитателем) трех детей в семье бернского аристократа (Швейцария) фон Штейгера. Уже тогда И.Ф. Гербарт задумывался о нравственных основах воспитания. Начало формирования его педагогических взглядов отражено в «Отчетах господину фон Штейгеру» и в письмах к одному из трех своих воспитанников – Карлу Штейгеру.

Покидая Швейцарию, в 1800 году И.Ф. Гербарт посещает Бургдорф, где наблюдал педагогический эксперимент И.Г. Песталоцци.  Впечатления о этом эксперименте выражены в сочинениях И.Ф. Гербарта: «О новом сочинении Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей» и «Идея азбуки зрительного воспитания Песталоцци».

В 1802 году он, защитив диссертацию на степень доктора философии, начал свою преподавательскую деятельность в Геттингенском университете. Тут в период с 1802 по 1809 гг. он читает лекции по педагогике, психологии сначала в должности приват-профессора, а с 1805 года в должности профессора.

Из опубликованных в этот период времени работ можно выделить следующие: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания» (1804 год), а в 1806 году опубликован его фундаментальный основной труд «Наука педагогики (Общая педагогика), выведенная  из цели воспитания», затем были изданы следующие книги: «Главные положения метафизики», «Главные положения логики», «Практическая философия» и др.

В 1809 году И.Ф. Гербарт был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял должность заведующего кафедрой философии и педагогики, которую занимал до 1804 года И. Кант.

Тут, помимо лекций по философии и психологии, И.Ф. Гербарт добивался открытия при университете учительской семинарии с опытной школой, которыми о впоследствии руководил (1810 год), одновременно преподавал математику. В семинарии занималось не более 30 мальчиков в возрасте от 8 до 10 лет, которые изучали – арифметику, грамматику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статику, механику, астрономию, литературу, историю, древние языки.

В этот период были опубликованы следующие его работы: «О воспитании при общественном содействии», «Учебник психологии», «Письма о применении психологии в педагогике» и др.

В 1833 году И.Ф. Гербарт вернулся в Геттингенский университет, где возглавлял кафедру философии, где и прошли его последние годы жизни и были опубликованы «Очерки лекций по педагогике», где излагались общие проблемы педагогической науки.

А в 1841 году И.Ф. Гербарт умер.  

Всю педагогическую деятельность И.Ф. Гербарт рассматривал как сочетание и взаимодействие представлений. Динамика представлений объясняет все проявления психической деятельности.

Память – способность воспроизвести ряд представлений и обозначить их известными словами.

Суждение – способность подвести новые представления под новые понятия и обозначить их известными словами.

Представлениями обусловлено и чувства, желания, воля. Противоборство различных представлений порождает желание, а доминирующее желание, связанное с представлением о его достижении – есть воля.

Так представлялась И.Ф. Гербартом жизнь души в механике, статике, динамике представлений как первичных элементах души (находящихся в постоянном движении, взаимодействии, противоборстве, конфликте).

Если чувства, желания и воля представляют собой различное сочетание и соотношение представлений, значит, целесообразное воспитание и обучение развивает не только ум, но и внутренний мир личности ученика – значит, осуществляется целесообразное воспитание.

И.Ф. Гербарт видел в воспитании инструмент свободного и радостного развития человека. Человек – есть сложный синтез его индивидуальной природной сущности, взаимодействующей с обществом, в котором человек живет. И.Ф. Гербарт пытался раскрыть диалектику взаимодействия природы и общества путем антиномического метода (ситуация когда тезис и антитезис взаимоисключают друг друга).

Цель воспитания выводилась И.Ф. Гербартом из философии, главным образом из этики – «практической философии», а методы, средства реализации этих целей – из психологии.

Информация о работе История зарубежной педагогики