Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
У учителей этого института не было единого понимания требований И.Г. Песталоцци, который требовал полностью выкладываться физически и духовно. Сам он работал по 20 часов в сутки. Так работать могли не многие и в 1825 году Песталоцци вынужден распустить институт.
Больной и одинокий, в возрасте 79 лет И.Г. Песталоцци возвращается в Нейгоф, где в свое время началась его педагогическая деятельность. Здесь он пишет книгу, наиболее известное его сочинение «Лебединая песня», состоящее из двух частей: в первой части представлена теория элементарного образования, а во второй – причины, не позволившие ее реализовать.
Хоронили И.Г. Песталоцци в 1827 году на средства народа. На памятнике высечены слова: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде», отец сирот в Станце, основатель народной школы в Бургдорфе, в Ивердене – воспитатель человечества… Все для других – ничего для себя».
Песталоцци выдвинул ряд принципов воспитания и обучения (сформулировал его последователь А. Дистервег):
1. Основные начала воспитания должны не сочинять, но отыскивать; они лежат в природе человека;
2. В природе человека лежит живое стремление к развитию - свойство органической природы;
3. Воспитание должно устранять со своего пути препятствия, действуя более отрицательно, чем положительно;
4. Положительное действие – возбуждение;
5. Развитие человека начинается с чувственных ощущений, впечатлений;
6. Средство к самостоятельности и самоопределению - самостоятельность;
7. Практическая ловкость человека зависит от количества духовных и физических сил, следовательно, главное дело воспитания: нормальное развитие сил;
8. Религиозность зависит от влияния на ребенка благочестивой матери и энергичного отца. Религиозное воспитание должно находиться в руках матери;
9. Главнейшие предметы формального образования или развития сил: форма, число, язык. «Изнутри должен развиться человек: помочь ему в этом обязано воспитание» - идея Песталоцци о воспитании.
И.Г. Песталоцци видит природу человека двойственно. В ней сосуществуют: животные потребности и человеческие потребности. Он отмечал, что для удовлетворения человеческих потребностей следует сначала удовлетворять животные потребности.
И.Г. Песталоцци не мыслил полноценного воспитания и развития природных сил вне связи с социальной средой, у него социальная среда – фактор воспитания. Кроме того, он являлся теоретиком семейного воспитания. Семья у И.Г. Песталоцци выступает первой элементарной ячейкой социального воспитания.
В теории И.Г. Песталоцци обучение должно быть развивающим. Задача такого обучения – развитие умственных сил, переход от неясных знаний к понятием ясным и отчетливым (переход от наблюдений к понятием).
Развивающее обучение должно быть природосообразным (соответствие законов природы и законов обучения).
От всего обучения Песталоцци требует основательности, постепенности, последовательности, посильности. Он делил все подлежащее изучению на: географию, физику, естественную историю, астрономию. А в каждом разделе было 40 отделов.
При обучении родному языку главное развитие речи, обогащение словарного запаса, использование звукового метода обучения грамоте.
При изучении арифметики изучались числа, дроби, а при изучении письма – изображение прямых, кривых – как элементы букв, рассматривали угол и др. геометрические фигуры.
При изучении географии главное переход от близкого к далекому, переход от восприятия окружающий местности к изучению более сложного – рельефа, затем картография.
У Песталоцци сформулирована идея элементарного умственного, нравственного и физического воспитания. Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знания человеческой психологии. Общий психологический источник приемов воспитания и обучения - элементы (простейшие составные части человеческого знания). Воспитание Песталоцци рассматривал как многообразный социальный процесс и утверждал, что обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Путем реализации своей педагогической теории Песталоцци разработал метод элементарного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке (упражнение).
Идея элементарного образования: - развитие в ребенке основ веры и любви через средства хорошей семьи.
Песталоцци разложил педагогический процесс на простейшие элементы: число, форму; язык - первичные элементы умственного воспитания. Например: обучение языку следовало начинать с учения о звуках (средство развития органов языка), затем учение о словах: (средство достижения известного). Учение о звуках (звуковой метод) делится на: учение о звуках в слове, учение о звуках в пении.
Отношения ребенка с матерью, чувства гармонии, упорядоченности, красоты - элементы нравственного воспитания. Песталоцци считал, что все элементное нравственное воспитание строится на трех основаниях: выработка с помощью чистых чувств хорошего морального состояния; упражнения нравственности на справедливых и добрых делах; формирование нравственного воззрения через размышления и составления правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится. Цель нравственного воспитания – воспитания любви ко всему человечеству.
Умение ударить, кинуть, перенести и прочее - элементы физического и трудового воспитания. В первом методическом пособии «Азбука умений» Песталоцци рассмотрел простейшие трудовые умения: бросать, переносить, бить и пр. Особое внимание И.Г. Песталоцци уделяет труду как самому надежному средству для упражнения ребенка в сосредоточенности, способности суждения, основы нравственного воспитания, точности, аккуратности, бодрости, скромности, послушания, дружеского отношения. Практический труд – основа народного элементарного образования. Огромное внимание уделялось воспитанию таких добродетелей как: точность; порядочность; расчетливость; аккуратность; бережливость; справедливость; старательность.
Основанием знания по И.Г. Песталоцци выступает чувственное восприятие – основа обучения – наглядность. В обучении следует придерживаться принципа самодеятельности учащихся. Итак, естественное, развивающее обучение должно быть последовательным – элементарным – наглядным – самодеятельным.
Цели и средства педагогических воздействий раскрываются Песталоцци, прежде всего, в содержании элементарных понятий. Например, программа воспитания бедняков, направленная на обеспечение физической тренировки в купе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей, включая такие пункты:
1. Ум (способность к самостоятельным суждениям);
2. Достоинство (способность к «самозащите» и «самопомощи»);
3. Нравственность (любовь к ближним);
4. Физическое здоровье;
5. Профессия и культура труда;
6. Система мировоззренческих ценностей.
Цель воспитания: воспитание разносторонне развитого человека: физически, умственно, нравственно, эстетически развитого, готового к труду; развитие природных сил и способностей человека. Задача воспитания – создание гармонически развитого человека. Средства воспитания – труд, игра, обучение. Умственное воспитание: средство – система специальных упражнений на основе наблюдений и опыта, которые развивают интеллектуальные способности человека, на основе наглядности. Физическое воспитание: развитие физических возможностей, основанной на стремлении к движению (военные упражнения, игры, строевые занятия, туристические походы). Трудовое воспитание: соединение обучения с производительным трудом, где труд развивает ум и нравственность, учит призирать слова, оторванные от дела, формирует правдивость, точность, взаимовыручку и др. Нравственное воспитание: упражнения в добрых делах, приносящих пользу другим – центр всего воспитания. Религиозное воспитание: отказ от официальной религии, главный упор на развитие моральных качеств и нравственных наклонностей.
Совершенный человек определяется развитием трех сторон - способности и умения действовать, здравого и делового разума и возвышенных (нравственно-религиозных) чувств.
У Песталоцци модель школы приближена к семье (семейным отношениям). В ней сочетается умственное и трудовое воспитание, соединяется обучение с ремесленным трудом, преследуется принцип развивающего обучения, - от простого к сложному. По мнению Песталоцци, воспитание должно идти в семье и школе на протяжении всей жизни.
В школе учитель – это человек: Любящий; Помогающий; Воспитывающий.
«Школы, где главную роль играют книги и учителя – никуда ни годятся».
«Учитель должен готовить в ученике деятеля… не вливать в него, как в сосуд, готовые знания»
Он основоположник начального (формального) образования. Песталоцци оказал заметное влияние на Западноевропейскую педагогику. За И.Г. Песталоцци закрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя народной школы.
6.3. Педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта
Иоганн Фридрих Гербарт родился в семье чиновника – юриста в городе Ольденбурге, недалеко от Бремена в 1776 году. Получив хорошую общеобразовательную подготовку при помощи домашнего учителя, он смог поступить сразу в предпоследний класс латинской школы, обучаясь в которой проявил интерес к философии.
В период с 1794 по 1797 гг. он обучался в Йенском университете, где самостоятельно изучал труды Канта, слушал лекции Фихте, читал труды Шеллинга.
В период с 1797 по 1800 гг. И.Ф. Гербарт работал домашним учителем (воспитателем) трех детей в семье бернского аристократа (Швейцария) фон Штейгера. Уже тогда И.Ф. Гербарт задумывался о нравственных основах воспитания. Начало формирования его педагогических взглядов отражено в «Отчетах господину фон Штейгеру» и в письмах к одному из трех своих воспитанников – Карлу Штейгеру.
Покидая Швейцарию, в 1800 году И.Ф. Гербарт посещает Бургдорф, где наблюдал педагогический эксперимент И.Г. Песталоцци. Впечатления о этом эксперименте выражены в сочинениях И.Ф. Гербарта: «О новом сочинении Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей» и «Идея азбуки зрительного воспитания Песталоцци».
В 1802 году он, защитив диссертацию на степень доктора философии, начал свою преподавательскую деятельность в Геттингенском университете. Тут в период с 1802 по 1809 гг. он читает лекции по педагогике, психологии сначала в должности приват-профессора, а с 1805 года в должности профессора.
Из опубликованных в этот период времени работ можно выделить следующие: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания» (1804 год), а в 1806 году опубликован его фундаментальный основной труд «Наука педагогики (Общая педагогика), выведенная из цели воспитания», затем были изданы следующие книги: «Главные положения метафизики», «Главные положения логики», «Практическая философия» и др.
В 1809 году И.Ф. Гербарт был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял должность заведующего кафедрой философии и педагогики, которую занимал до 1804 года И. Кант.
Тут, помимо лекций по философии и психологии, И.Ф. Гербарт добивался открытия при университете учительской семинарии с опытной школой, которыми о впоследствии руководил (1810 год), одновременно преподавал математику. В семинарии занималось не более 30 мальчиков в возрасте от 8 до 10 лет, которые изучали – арифметику, грамматику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статику, механику, астрономию, литературу, историю, древние языки.
В этот период были опубликованы следующие его работы: «О воспитании при общественном содействии», «Учебник психологии», «Письма о применении психологии в педагогике» и др.
В 1833 году И.Ф. Гербарт вернулся в Геттингенский университет, где возглавлял кафедру философии, где и прошли его последние годы жизни и были опубликованы «Очерки лекций по педагогике», где излагались общие проблемы педагогической науки.
А в 1841 году И.Ф. Гербарт умер.
Всю педагогическую деятельность И.Ф. Гербарт рассматривал как сочетание и взаимодействие представлений. Динамика представлений объясняет все проявления психической деятельности.
Память – способность воспроизвести ряд представлений и обозначить их известными словами.
Суждение – способность подвести новые представления под новые понятия и обозначить их известными словами.
Представлениями обусловлено и чувства, желания, воля. Противоборство различных представлений порождает желание, а доминирующее желание, связанное с представлением о его достижении – есть воля.
Так представлялась И.Ф. Гербартом жизнь души в механике, статике, динамике представлений как первичных элементах души (находящихся в постоянном движении, взаимодействии, противоборстве, конфликте).
Если чувства, желания и воля представляют собой различное сочетание и соотношение представлений, значит, целесообразное воспитание и обучение развивает не только ум, но и внутренний мир личности ученика – значит, осуществляется целесообразное воспитание.
И.Ф. Гербарт видел в воспитании инструмент свободного и радостного развития человека. Человек – есть сложный синтез его индивидуальной природной сущности, взаимодействующей с обществом, в котором человек живет. И.Ф. Гербарт пытался раскрыть диалектику взаимодействия природы и общества путем антиномического метода (ситуация когда тезис и антитезис взаимоисключают друг друга).
Цель воспитания выводилась И.Ф. Гербартом из философии, главным образом из этики – «практической философии», а методы, средства реализации этих целей – из психологии.