Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в Германии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три десятилетия он был директором учительских семинаров - в Мерее, в Рейнской области (1820-1832гг.), в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременно преподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им подготовлено более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, естествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервег основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». С 1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники».
Ф.А.В.Дистервегу принадлежит авторство несколько сот педагогических статей и очерков, которые можно условно разделить на три группы:
1. Излагаются общие вопросы воспитания: «О высшем принципе воспитания», «0 природосообразности и культуросообразности в обучении», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и образования » и др.
2. Обосновываются идеи воспитывающего и развивающего обучения: «Воспитывающее обучение - обучающее воспитание», «Принцип элементарного обучения», «Дидактический катехизис» и др.
3. Излагаются размышления об учителе, значении его личности, его профессиональном самосознании, профессиональных требованиях к нему: «О самосознании учителя», «Об учительской образовании» и др.
Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал эти идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных объединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициатором создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем Всегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе депутатов прусского национального собрания Дистервег поставил свою подпись под нашумевшим «Письмом 23-х», авторы которого требовали организации единой народной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен от должности, а в 1850 году - уволен в отставку. Но и после этого продолжалась его активная общественно-педагогическая деятельность: в качестве редактора педагогических изданий, в качестве организатора профессионального движения учителей.
В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палату депутатов, и начал свою парламентскую деятельность, защищая материальные и социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 году правительством «Регуляторов», которые регламентировали деятельность народной школы. Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия в её догматической форме. Общее образование ограничивалось обучением чтению, письму и начаткам арифметики, Элементы реальных знаний, которые только, только стали проникать в народную школу, были изъяты из программ.
В 1835 году вышел в свет наиболее известный из трудов Ф.А.В.Дистервега - «Руководство к образованию немецких учителей». В его первой части, написанной им самим, изложены общие принципы организации учебно-воспитательного процесса и основополагающие требования к реализации развивающего школьного обучения. Вторая часть «Руководства...», подготовленная при участии группы учителей школ и преподавателей учительских семинарий, включает статьи частнометодического характера. Это произведение привлекло к себе всеобщее внимание педагогической общественности. «Руководство...» получило широкую известность в Европе. В России этот труд вышел в свет в 1873 - 1875 гг. Ф.А.В.Дистервега не стало в 1866 году.
Ф.А.В.Дистервег включал в общую задачу народной школы воспитания национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной терпимости, солидарности и человечности. Народная школа призвана заложить основы для формирования нации, развития начал человеческого достоинства у воспитанников, всестороннее воздействие на развитие умственных способностей детей, для становления у них характера, основу которого составляет их интеллект.
Таким образом, общечеловеческое воспитание ориентировало народную школу на развитие у детей таких качеств личности, которые дали бы возможность каждому найти свое место для проявления активности в последующей жизни. В сложившейся до Ф.А.В.Дистервега дидактике метод обучения рассматривался в качестве ведущего начала педагогического процесса, его разработка и совершенствование велись в разрыве с деятельностью учителя, ему отводилась второстепенная роль. Дидактика развивающего обучения покончила с этим. Дистервег настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Идеи Дистервега пронизаны духом человечности. Все обучение происходит ради образования субъекта, развития ученика. Дистервег приветствовал в обучении: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика и др.
В педагогической мысли первой половины XIX века теоретическая и практическая деятельность Ф.А.В.Дистервега представляла собой поворот к новому пониманию многих педагогических проблем, обогатив классические идеи природосообразности воспитания с учетом новейших данных, как о человеке, так и в области физиологии, психологии, философии, социологии. В его трудах осмыслена социально-историческая обусловленность воспитания, показано, что воспитание - часть культуры, подчеркнута диалектическая связь и необходимость взаимодействия общечеловеческого и национального воспитания. Как дидакт, Дистервег обратил особое внимание на решающую роль личности учителя в реализации задач образования, зависимость методов обучения от специфики предмета и применяющих их учителем, связь и взаимодействие материальной и формальной целей образования.
Так же он выделил требования к учителю:
1. Необходимо хорошо знать свой предмет;
2. На уроке необходима атмосфера бодрости;
3. Следует использовать учебное пособие, но не слишком часто;
4. Обязательная подготовка и разработка урока;
5. Учитель должен быть энергичным;
6. Необходима запись в особую тетрадь самоанализа своей деятельности: наблюдения, замечания, рекомендации и т.д.;
7. Необходим план преподавания;
8. Необходимо проверять качество усвоения излагаемого у самого себя;
9. Нужно изучать смежные науки;
10. Твердо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы;
11. Постоянно работать над собой;
12. Иметь твердый характер;
13. быть строгим, требовательным, справедливым;
14. Быть истинным гражданином, иметь гражданское мужество, иметь прогрессивные убеждения;
15. Обладать педагогическими и практическими умениями и навыками.
Все это и позволило современникам называть Ф.А.В.Дистервега «Учителем немецких учителей».
Достоинство педагогических воззрений Дистервега не в особой оригинальности, но в блестящей интерпретации и популяризации идей Ж.-Ж.Руссо и И.Г. Песталоцци.
Дистервег полагал, что разумно организованное воспитание должно строиться с учетом трех принципов:
1. Природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей физического и психологического развития ребенка);
2. Кулътуросообразности (учет условий, в которых ребенок живет, национальной культуры);
3. Самодеятельности (стремление развивать детскую творческую активность),
6.5. Анализ работы А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей»
Опираясь на эти принципы, Дистервег сформулировал целостную систему дидактических правил, изложенных в его знаменитом «Руководстве к образованию немецких учителей». В этой работе содержится много важных советов и рекомендаций для учителей относительно самообразования, совершенствования своей деятельности, систематического изучения педагогики и методики. Представлено четыре группы дидактических правил, определяющих, по мнению Дистервега, воспитательную деятельность школы.
Первая группа правил
Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.
1. Обучай природосообразно! Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами её развития. Это главный, высший закон всякого обучения. Если возможно доказать, что известный способ обучения, метод и т.п. является природосообразным, то этим уже доказана его правильность. Поэтому для воспитателя самое главное узнать природу человека вообще и в частности, чтобы верно служить её свойствам, особенностям и стремлениям. Природа - это сила. И в человеке его природа - та же сила. Можно не понять, что в него вложена природа, и стараться подавить его стремления. Но все, что получается из отдельного человека, происходит благодаря использованию заложенных в нем сил. Природа - одна непобедимая сила на земле, она выходит победительницей, в конце концов, из всякой борьбы. Подавляйте стремящейся вперед разум силами тьмы: суевериями, предрассудками, заблуждениями, обманом, гнусностью - в результате разум все равно возьмет вверх. Поэтому следует прислушиваться и внимать голос природы. Лишь в союзе с ней можно добиться счастья. Без доверия к природе невозможно успешное, природосообразное воспитание. Следующие правила по большей части основаны на принципе природосообразности. Они или подчиняются ему или из него вытекают.
2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!
3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!
4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно! Нередко взрослые люди с каким то презрением вспоминают о своем учении и учителях. Чем это вызвано? Возможно нелепым, ребяческим методом, при помощи которого они обучались, но главным образом самим содержанием обучения, которое, может быть, соответственно их детским годам, но находится ниже уровня развития взрослого человека. Многое из того, чему обучаются в школах, теряет свою значимость для взрослого. А отсюда презрение к образованию и школе, и учителю, который, как ему кажется, стоит на старой точке зрения. Для устранения этой ситуации существует правило: «не учи ничему, что не будет иметь никакого значения для ученика, когда он вырастет и станет социально зрелым». Одним словом: не давай ничего слишком поздно!
5. Обучай наглядно!
6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному.
7. Переходи от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.
8. Веди обучение не научным, а элементарным методом.
9. Преследую всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ребенка посредством одного и того же предмета по возможности разностороннее именно: связывай умение сознанием и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.
10. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить, не учи ничему, чего учащийся еще не понимает. Существуют разные степени понимания: одни овладевают предметом целиком, не оставляя ничего не понятым; другой частично. Учебный материал должен усваиваться в большей степени и иначе, чем только при помощи памяти. Дитя природы достаточно непосредственно, чтобы не запомнить того, что оно не понимает. Ученик должен понимать чему он учится. Поэтому ясность, честность и определенность являются неотъемлемыми качествами учителя, которые он должен доводить до совершенства.
Пусть учитель продумает следующие положения:
Всякое непонятное положение, которое заучивается ВРЕДНО.
Всякая неизменная догма, не вовлекаемая в поток развивающего образования, угнетает наш дух.
Заставлять учащихся повторять непонятное – безответственно …
11. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.
12. Не воспитывать и образовывать для данного случая, но заложить основы человеческого, гражданского, национального образования.
13. Приучай ученика работать, не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.
14. Считайся с индивидуальностью своих учеников.
Все правила этой группы подчиняются одной идее: учебно- воспитательная практика в школе должна быть построена на соответствии с психологическими особенностями детского восприятия, спецификой психофизиологического развития детей.
Вторая группа правил
Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.
1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика.
2. Задерживайся главным образом на изучении основ.
3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.
4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части.
5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить в ученике любознательность, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере.
6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторить пройденное.
7. Связывай родственные по содержанию предметы.
8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.
9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.
10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, но всегда рассматривать его всесторонне.
11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета.
12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.
Третья группа правил
Правила обучения, в соответствии с внешними условиями, временем, местом и т.д.
1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно.
2. Считайся с предполагаемым будущим положением твоего ученика.
3. Обучай культуросообразно!
Этот принцип подчинен принципу природосообразности. Этот принцип содержит мысль, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуры страны. Во всяком воспитании следует принимать во внимание нравы и обычаи нашей страны, эпохи, учитывать время, в котором мы живем, национальные особенности, одним словом, культуру всей современности и непосредственно нашего окружения. Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше и проще складывается жизнь. Следует стремиться к гармонии природы и культуры. Образовательный идеал определенного времени составляет цель обучения для данного времени. Принцип культуросообразности требует следовать за этим идеалом. Этот принцип означает организацию учебно-воспитательного процесс на основе определенной: внешней культуры (нормы, морали быта и т.д.), внутренней культуры (духовная жизнь человека), общественной культуры (социальные отношения и национальная культура).