История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

2.      Он требует одного вслед за другим, следовательно, не загромождай и не рассеивай его одновременно многим, но давай ему одно за другим через известные промежутки времени.

3.      Ум радуется созерцанию разнообразного? Следовательно, соединяй полезное с приятным и увлекай его сменой впечатлений.

4.      Он постоянно требует новых объектов? Старайся же и ты ежедневно предлагать ему как бы нечто, новое, чтобы он не встречал вещей ему противных.

5.      Он предпочитает изучать то, что предлагается его наблюдению лучше в целом виде с внутренней и наружной стороны, нежели только одну только часть. Следовательно, показывай сперва в целом виде, потом по частям, с внешней и внутренней стороны.

6.      Что ум знает, то желает он знать твердо, ошибка в какой-либо вещи отпугивают его.  Следовательно, предлагай ему только истинное, остерегайся обманывать его ложным.

7.      Он радуется прочной истине, и сомнение его смущает. Итак, не предлагай ему ничего сомнительного или разрешай скорее его сомнения, чтобы его дух был освобожден от беспокойства.

8.      Ум всегда требует доказательств утверждаемой истины. Следовательно, если ты предлагаешь какое-либо утверждение, делай так, чтобы в доказательствах не было недостатка.

9.      Ум требует несомненных свидетелей, самых ближайших: таких, которые бы он знал, а не только верил в них.

10.  Так как ум в познании вещей идет постепенно, то, во-первых, он должен знать, что что-либо существует; во-вторых, что это такое по своим причинам; в-третьих, он должен знать, как использовать свое знание.

Дидактические правила, касающиеся воли:

1.      Как ум требует истинною, так воля - благою.

2.      Большее количество добра побуждает волю более, меньшее - менее.

3.      Тут нужно величайшее благоразумие.

4.      Воля есть бездна, которую нельзя наполнить немногими благами, но которая жадно стремиться ко многому.

5.      Воля испытывает отвращение, если её задерживать на одном и том же месте и предмете, и протестует, если её кормить одним и тем же.

6.      Воля предпочтительнее наслаждается благом в его полноте, нежели какой-либо его частью.

7.      Воля требует наслаждения действительными благами и отвергает кажущиеся.

8.      Воля в стремлении к благам идет постоянно и др.

В работе выделено три ступени человеческой мудрости:

1.      Теорию, которая разрешается при помощи представления предмета, ана­лиза и автопсии.

2.      Практику, которая требует образца, синтеза и авгопраксии.

3.      Применения, которое охватывает правила и автохресию.

Таким образом, в искусстве обучения все будет как бы механиче­ским: все составные части будут между собой упорядоченными, связанными и дающими свои результаты. Однако никакая техническая машина не мо­жет быть устроена так, чтобы не нужно было присматривать за ней и на­блюдать все ли в порядке, и восстанавливать и переделывать, если что-то пришло в расстройство, наконец, усовершенствовать новыми изобрете­ниями, так и дидактическая машина постоянно стремится к полному со­вершенству. Подчеркивалось, что в преподавании следует идти от реального. Для лучшего результата можно посоветовать обратиться к самой работе.

 

4.6. Педагогические взгляды Дж. Локка

Творчество философа и педагога Джона Локка (1632-1704 гг.) сыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он родился в Брингтоне в 1632 году. Его отец (капитан армии) отправил его в Вестминстерскую школу, а затем в Окс­форд.

Уже после получения в Оксфордском университете степени бакалавра в 1656 году и степени магистра в 1658 году Дж. Локк предпринимает первую попытку в письменном виде изложить свои взгляды по вопросу веротерпимости.

В Оксфорде Дж. Локк изучает философию Аристотеля, затем переходит к сочинениям Декарта и вседствии к медицине. Дж. Локк знакомится с такими видными учеными как: Ричард Лоувэ (впервые применивший переливание крови), Робертом Бойлем.

Однако слабое здоровье помешало ему стать практическим врачем. Пробыв год в Берлине секретарем английского посольства, он возвращается в Оксфорд, где занимается метеорологическими наблюдениями и литературной деятельностью.

Важное значение для Дж. Локка имела дружба с государственным чиновников лордом Аслеем (графом Шефтсбери) в доме которого он был воспитателем и домашним врачом его сына 15-ти летнего возраста.

В 1668 году Дж. Локк становится членом Королевского общества, а в 1669 году – членом совета этого общества. Главными направлениями интереса Дж. Локка являлись – медицина, политика, экономика, педагогика, отношения церкви и государства, проблема веротерпимости, проблема свободы совести. Но центральное место занимала проблема происхождения и сущности знания.

В 1671 году Дж. Локк принимает решение исследовать познавательные способности человеческого разума – путь к знанию, результатом чего стал труд – «Опыты о человеческом разумении» - издан в 1689 году.

В период с 1675 по 1679 гг. Дж. Локк проводит во Франции по причине ухудшающегося здоровья. В 1683 году во время смут вместе с семьей графа Шефтсбери эмигрировал в Голландию от преследований католицизма (Локка требовали выдать как заговорщика против Англии). Локк смог вернутся обратно только после революции 1688-1689 гг., когда было покончено с монархией. Королем был провозглашен Вильгельм Оранский с резким ограничением его власти парламентом. После возращения в 1689 году Локк занимается правительственной службой, научной и литературной деятельностью. В 1693 году были изданы его «Мысли о воспитании» (в России опубликованы в 1759 году), они вышли в свет, когда Локку было уже за 60 лет. (этот труд впоследствии переведен на французский, немецкий, голландский языки) В 1695 году вышел его труд «Разумность христианства», в котором Локк отстаивал идеи отделения церкви от государства, веротерпимости (не распространялась на католиков и атеистов). Против Дж. Локка выступили многие церковники, оксфордские преподаватели.

Под старость Дж. Локк занимался изучением Святого Писания. Окруженный уважением и любовью близких людей он умер в своем поместье (в 20-ти милях от Лондона) в октябре 1704 года.

По Локку ум или душа от природы есть – tabula rasa, пустое пространство, белая, чистая бумага, на которой ничего не написано. «Человек рождается с душой чистой как доска» Значит Дж. Локк противник теории врожденных идей. По его теории все люди от природы равны, душа каждого ребенка – белый лист бумаги, на который воспитание пишет свои письмена. Значит, воспитанию отдавалось ведущее значение в формировании человека.

«Девять десятых людей становятся тем, что они есть, благодаря воспитанию. То, чем человек будет, определяется воспитанием».

Исходя из того, что разум человека по рождению чист, то все понятия, идеи происходят из ОПЫТА и этот опыт двояк:

    Внешний опыт: познание внешних предметов – ощущение;

    Внутренний опыт: рефлексия.

Цель воспитания – создание новой породы людей, джентльменов, наилучшим образом подготовленных к существованию в обществе.

Джентльмен – предприимчивый человек, процветающий в обществе, утонченный в общении, высшая мудрость которого в умении преумножить свое богатство.

Элитарность образования заключалась в стремлении Дж. Локка у детей из состоятельных семей сформировать волю, дать ему различные практические реальные знания и воспитание в аристократическом духе, чтобы такой джентльмен мог действовать в любой обстановке.

Таким образом, воспитание джентльмена – воспитание характера. Он должен получить всестороннее воспитание – физическое, умственное, религиозное, нравственное, трудовое. Дело воспитания следует поручить подготовленным людям.

Ведущее место в теории Дж. Локка отводится физическому воспитания, где исповедовался принцип – «В здоровом теле – здоровый дух». Надо воспитывать детей физически здоровыми – это залог (основа) счастья.

Побольше свежего воздуха, побольше телесных упражнений, умеренности сна, устранение вина и всяких пряных и наркотических веществ в пище детей, поменьше лекарств, не слишком теплая и не слишком узкая одежда.

Основная задача воспитания – выработка характера, воли, дисциплинирования – приобретение опыта, необходимого для практической деятельности, подготовка добродетельного человека, светского и искусного в делах. Этот джентльмен должен быть способен отказаться от своих желаний, действовать наперекор собственным наклонностям и следовать разуму, а не влечениям.

Принципы нравственного воспитания:

1.    Природосообразность;

2.    Изучение природы детей и индивидуальный подход к ученику. «Игнорирование задатков может сделать воспитание бесполезным трудом».

Нравственное воспитание (умение переносить невзгоды, сдерживать свои желания) – воспитание твердого характера, развития воли, дисциплины. Основой нравственного воспитания выступает – ПРИВЫЧКА.

Привычки создаются и закрепляются упражнениями (ласковое слово, кроткие внушения). Плохие привычки: лень, ложь, капризность можно преодолеть в упражнениях в хороших привычках. Капризы – путем наказаний, лень – занятиями.

Формирование личности происходит если человек смело переносит жизненные трудности.

В содержание нравственного воспитания Дж. Локк включает:

    Разумность;

    Скромность;

    Умеренность;

    Сдержанность;

    Предусматрительность;

    Справедливость;

    Щедрость (самый богатый – самый щедрый);

    Мужество;

    Храбрость;

    Благовоспитанность;

    Благожелательность.

Важным средством воспитания выступает пример и среда, а значит, следует быть требовательным к самому воспитателю:

    Положительность характера;

    Умеренность характера;

    Уважение личности ученика;

    Усердие;

    Благоразумие;

    Вежливость, умение вести себя, благовоспитанность.

При плохом воспитании смелость переходит в грубость, ученость – в педантство, учтивость – в рабскую угодливость. Хорошие манеры украшают человека и делают приятным членом каждого общества – это проявляется во всем поведении.

Величайшее искусство воспитания – внушать детям любовь к хорошей репутации. Дети должны понять, что в случае хороших поступков они будут всеми любимы, в противном случае – всеми призираемы. Проступки не следует выдавать на показ, но хвалить надо при других. В наказании следует избегать раздражения и брани. Ударов заслуживает только дерзкое и систематичное неповиновение, дерзость и упрямство. Наказание ведет к «пришиблинутости» ученика.

Искусство воспитания заключается в использовании удобного случая для побуждения ребенка к повторным добродетельным действиям, укрепляющих положительную привычку.

Лучшая сфера для воспитания – семья, так как в школе собрана пестрая компания дурно воспитанных мальчиков разного состояния.  Воспитаннику следует показывать реалии жизни, но постепенно, своевременно.

В умственном воспитании (главное формирование характера) следует опираться на любознательность, интерес ребенка и давать ему те знания, которые пригодятся в жизни – принцип прагматизма (утилитаризма) –

«Программа обучения джентльмена»:

    чтение, письмо, знание родного языка.

    арифметика, история, астрономия, география.

    финансы, законоведение, французский язык, бухгалтерия, стенография, этика.

    танцы, верховая езда, манеры хорошего тона, фехтование, легкий ручной ремесленный труд.

Для формирования умения правильно и хорошо говорить и писать Дж. Локк предлагал использовать письменные упражнения

Главное не знание, а умение на их основе мыслить. Важнее правильно мылить, чем много знать.

Важное место в теории Дж. Локка занимают ремесло и ручной труд. Ручным трудом дети должны овладеть в совершенстве. Особенно Дж. Локк ценит столярное ремесло.

Причины введения труда:

    Хорошее знание ремесла делает человека независимым;

    Труд предупреждает праздность, дает прекрасное занятие, воспитывает личность. Отдых не в безделье, но в перемене действия.

Дополнительно к столярному ремеслу Дж. Локк добавляет – шлифование, садоводство, обработку драгоценных камней.

Содержание обучения сочетает в себе следующие черты:

    Борьбу против словесного знания, оторванного от жизни, практической деятельности (против схоластики);

    Ориентация на достижения науки;

    Совмещение общего и прикладного образования на основе принципа утилитаризма;

    Направленность на решение задач воспитания джентльмена: физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового.

Главная задача обучения – развитие мышления, а ведущий принцип – выработка умения самостоятельно мыслить. Детей следует приучать к сосредоточенному самостоятельному умственному труду. Самообразование – единственный путь совершенствования разума в полную его силу.

Вначале урок может и не носит форму обязательности, вначале следует сформировать охоту учиться. Образование выступает как фактор формирования гражданских, нравственных качеств личности. Нравственные нормы должны становиться внутренней ценностью человека (возбуждать активность утверждать в себе нравственные принципы».

Следует отметить, что Дж. Локк отмечал, что педагог сможет управлять процессом обучения, если он будет руководствоваться естественными склонностями ученика (в учебной деятельности важны СТИМУЛ и МОТИВ).

Информация о работе История зарубежной педагогики