История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

Однако то, чего не дает нынешняя школа ребенку для его жизни, развитию чего она скорее мешает, нежели способствует — это известные активные черты характера, которые большинство детей уже имеют, когда они вступают в школу:

1.       дух самостоятельности;

2.       дух самоутверждения;

3.       дух предприимчивости;

4.       смелая инициатива во всем новом;

5.       страсть наблюдать, исследовать.

И, наконец, самое главное, работать не только для самого себя, ради собст­венного развития, не ради того чтобы обогнать других и стать победителем,  но ради того, чтобы быть в состоянии с готовностью предоставить себя в распоряжение всех нуждающихся.

И вот возникает вопрос: нельзя ли так преобразовать школу, чтобы она не потеряла своих хороших качеств и в тоже время она считалась бы с природой ребенка, чтобы она развивала в нем активность; ныне она просто уродуется?

Это возможно если мы с са­мого начала обучения обратим внимание на творческие силы ребенка с его личными склонностями и экономической средой.

Центр активности - рабочие помещения школы. Наша книжная школа должна стать школой работы, которая бы примыкала непосредственно к школе  игры раннего детства. Продуктивное творчество, которое может развернуть все блага работы - понять прочитанное и воспроизвести ясно понятное со всей глу­биной своей души и его всей силой своих творческих способностей, соз­дать из пережитого собственными силами «картину» понятную для других, подойти с арифметической точки зрения к явлениям во времени и пространстве и наблюдениям сделанным в рабочем помещении школы или повседневной жизни.

Что требуется для новой школы? Это обширное поле ручного груда, которое, смотря по способностям ученика, может сделаться для него полем умственной работы. Ручной труд  - поле для развития. Такие области тру­да,  которые по возможности стояли бы в связи с хозяйственным и домаш­ним кругом работ, чтобы не терялась связь с повседневной жизнью уче­ника.

Для школы труда необходима работа служения товарищам, работа, которая повторяла, что смысл жизни не в господстве, но в служении. Вот после всего этого сможет стать основой для гражданского воспитания. Но мастерские нужны не только ради одних умений - нет, они нужны,  чтобы воспитать людей. Они нужны нам, так как не книга является носителем культуры (?), но работа. Здесь, откуда изгнан труд, основанный на чистом запоминании, гораздо больше ценится метод работы, а не ее продукт. Сле­дует при этом опираться на работу ученических групп. При этом исклю­чаются эгоистические интересы.

Но есть препятствия для такой реоргани­зации:

1.       организация контроля и испытаний приспособлена к характеру книжной школы

2.       повышение расходов.

Но если такая реорганизация пройдет, тогда и школа и дом будут иметь общие интересы. И задачей школы станет внесение порядка в действие тех сил, которые вызывают этими интересами и в то моральное и умствен­ной достояние детей, тогда обучение станет искусством, задачей которого будет только помощь природе в ее стремлении к своему развитию. Такая школа должна готовить детей к будущей трудовой деятельности. 

Ее цель: не сообщение знаний, выработка у них элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения. Следует соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью. Каж­дое упражнение должно подводить ученика к очередному затруднению, которое он может решить самостоятельно. Организация обучения на ран­них ее этапах должна примыкать к игровой деятельности.

Оппоненты традиционной педагогики теоретически обосновали идею формирования целостной личности, как субъекта педагогического процесса. Ими предложена программа гуманного, антиавторитарного воспитания. Реформаторская педагогика сыграла заметную роль в обновлении педагогической мысли.

Георг Кершенштейнер выделял три аспекта воспитания:

1.       Гражданское воспитание – необходимо воспитывать подростков в соответствии с интересами государства, воспитывать осознание гражданского долга и любовь к отечеству, что удерживает воспитанников от революционных настроений;

2.       Трудовое воспитание – при минимуме научного материала развить максимум умений, способностей, пробудить радость от труда на пользу государства, где в основе опыта детей лежит ручной труд;

3.       Воспитание характера – воспитание преданности, чувства ответственности, ведение разумного образа жизни, способности к самообразованию, способности к логическому мышлению, чуткости, желания трудиться на благо отечества и защищать его и т.д.

Большое внимание уделялось воспитанию воли: 1) пассивной – терпение, выде5ржка, постоянство; 2) активной – мужество, храбрость.

В качестве основных государственных воспитательных учреждений рассматривались 1) народная школа и 2) армия.

Предложил создавать обязательные дополнительные школы для работающих подростков, закончивших народные школы. Придавал огромное внимание обстановке вне школы, деятельности разнообразных молодежных организаций, в которых больше возможностей для самоуправления.

Георг Кершенштейнер ставил вопрос о самостоятельной духовной работе, для чего необходимо уменьшить объем учебного материала и активизировать библиотеки, в которых воспитанники будут заниматься самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.       Гиро Поль Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002.

2.       Гиро Поль Быт и нравы древних римлян. – Смоленск, 2001.

3.       Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., 1999, 2003.

4.       Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М., 2000.

5.       История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под редакцией З.И. Васильевой. – М., 2001.

6.       История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под редакцией А.И. Пискунова. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М., 2001.

7.       Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.

8.       Образование человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии. Составители: Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. – М., 1999.

9.       Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2003.

10.   Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994.

11.   Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в двух томах. – М., 1982, 2001.

12.   Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. Составитель В.М. Кларин. – М., 1987.

13.   Мару А.И. История воспитания в античности (Греция). – М., 1998.

14.   Модзалевский Л.Н.Очерк истории и воспитания и обучения с древнейших времен – В двух томах. (Научная редакция, вступительная статья, предметный указатель Захарченко М.В.). – СПб., 2000.

15.   Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2003.

16.   Хрестоматия по зарубежной педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Составитель А.И. Пискунов. – 2-е издание, переработанное. – М., 1981.

 

126

 



Информация о работе История зарубежной педагогики