Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
Следует отметить, что Ф.А.В.Дистервег впервые поднял проблему культуросообразности.
Четвертая группа правил
Правила обучения касающиеся учителя
1. Старайся сделать обучение увлекательным. Этого можно добиться: посредством разнообразия; посредством живости учителя; посредством всей его личности вообще.
2. Обучай энергично! Только человек решительный, энергичный, с твердым характером, знающий чего он хочет, почему он хочет, и какие средства ведут к достижению цели - только такой человек может воспитать решительных, энергичных, сильных характером людей. Результатом энергичности учителей являются устойчивое напряженное состояние внимания учеников, хорошо развитая речь и т.д.
3. Заставляй учеников правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за ясным изложением и логическим построением речи.
4. Никогда не останавливайся! Надо помнить пословицу: «Остановка – шаг назад» Если учитель находит свое счастье в обучении, так можно считать счастливцами тех, кто у него учится. Учитель должен быть олицетворением зрелого, воспитанного, стремящегося к совершенству человека. Итак, в работе представлено 33 дидактических правила обучения.
6.6. Педагогические взгляды и деятельность Р. Оуэна
На протяжении XIX столетия в европейской философской мысли получили развитие идеи утопического социализма. Социалисты - утописты отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получения, значительной частью населения знаний, необходимых для воспитания и образования. Вслед за многими деятелями Просвещения социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспитания в становлении личности. Они считали, что у классического образования нет исторической перспективы, и прелагали реформировать программы учебных заведений с учетом развития наук и промышленности, ввести трудовое обучение. Как прекрасную и идеальную цель они рассматривали всесторонне развитие личности. Ярким представителем этого течения в философской мысли является Роберт Оуэн (1771–1858 гг.).
Выходец из семьи ремесленника, он уже в 10 лет вынужден был оставить учение и начать самостоятельную жизнь. В 1790 году стал управляющим одной из бумагопрядильных фабрик в Манчестере. Р.Оуэн считал, что характер человека, его личность формируется средой и воспитанием. Человек же, полагал Оуэн, пассивный продукт обстоятельств, он никогда не создавал и не в состоянии создать свой собственный характер. Следовательно, человек не отвечает за свой характер и свое поведение.
С 1800 года Роберт Оуэн становится совладельцем текстильного предприятия в Нью-Ленарке, где он также предпринимал деятельность по улучшению условий жизни рабочих.
Идеи Р.Оуэна о формировании характера человека средой и воспитанием были впервые сформулированы в произведении «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера» (1813-1814гг).
В этом труде философ обобщил свой опыт социальных преобразований, которые он осуществлял в Нью-Ленаркский период своей деятельности.
С 1815 года Роберт Оуэн стал добиваться принятия закона, запрещающий труд детей. Этот закон принят парламентом в 1819 году.
01 января 1816 года в Нью-Ланарке был открыт «Новый институт для формирования характера».
Большое внимание Роберт Оуэн уделял культурно-просветительской работе среди взрослого населения. В этот период своей деятельности Роберт Оуэн видел цель воспитания в формировании у детей полезного обществу «разумного характера». Для этого должно быть создана система воспитательно-образовательных заведений охватывающие все возрастные группы. Был открыт «Новый институт» для формирования характера. Он объединил ранее организованные Робертом Оуэном учреждения:
1. Ясли (дети от 1 до 3 лет) – школа для малышей (танцы, свежий воздух).
2. Дошкольное учреждение (дети от 3 до 5 лет).
3. «Начальную школу для детей» (дети от 5 до 10 лет) – дневная школа (родной язык, арифметика, география, естествознание, история).
4. Вечерняя школа для подростков, работающих на фабрике.
5. Вечерние лекции для взрослых рабочих.
Дневная школа сочетала в себе общеобразовательные занятия и индустриальные (практическая работа в мастерских, саду, поле и тд.).
Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека.
Роберт Оуэн выделял нравственное воспитание (главное внимание), умственное воспитание (знания не должны противоречить здравому смыслу), физическое воспитание, военные упражнения.
Также проводились занятия с подростками, рабочими и членами их семей. «Школа для маленьких детей», которая имела целью оградить детей от дурного влияния среды обеспечить их всестороннее развитие. Много внимания уделялось физическому воспитанию: гимнастика, занятия на свежем воздухе, танцы, пение.
В воспитании детей младшего возраста Р.Оуэн считал очень важным воспитание «духа общественности»: честность, справедливость, вежливость, взаимовыручка, приветливость и др. Детей знакомили с окружающими предметами, их свойствами, практическим назначением.
Огромное значение придавалось детской деятельности - ИГРЕ. В школе игры сочетались с элементами трудовых процессов. При этом воспитатель должен быть: добрым, терпеливым, обходиться без наказаний.
Р. Оуэн впервые создал воспитательные учреждения для маленьких детей рабочих.
В «Начальной школе» Оуэн устранил догматизм и зубрежку. Он считал необходимым вооружать детей конкретными знаниями, доступными их возрасту и полезными в дальнейшей жизни. В учебный план входили: родной язык, арифметика, элементы географии, ботаника, минералогия,
Широко применялась наглядность: имелись разнообразные коллекции и т.д. Оуэн считал, что нужно давать не только знания, но и развивать познавательные способности. Поэтому в школе стремились применять активные методы обучения, приучающие детей к самостоятельному мышлению. Большое внимание уделялось воспитальной работе.
Воспитательный эффект давало регулярное участие детей в трудовой деятельности. Девочек обучали кройке, шитью, вязанию, домашнему хозяйству (его ведению) и пр. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству. В «Новом институте» по вечерам обучали неграмотных, проводились музыкальные вечера, родителям давались консультации по воспитанию детей.
В декабре 1824 года Р. Оуэн со своими единомышленниками направился в Америку, где в штате Индиана основал коммунистическую колонию «Новая гармония». Малыши с раннего возраста приобретали навыки общественного поведения и в процессе игровой деятельности к простейшим видам домашнего труда. В школе второй ступени учащимся давали более широкое образование, чем в Нью-Ленарке, с уклоном в естественные науки, обучение было безрелигиозным. Умственное воспитание сочеталось с повседневным трудом. Мальчики овладевали в мастерских: токарным, столярным, плотницким, сапожным ремеслами. Принцип действия колонии – равенство людей в жизни и труде.
Учились в саду, на полях, в огороде сельскохозяйственным работам. Девочки занимались домоводством, кройкой и шитьем, кухней и т.д. Учащиеся школы третьей ступени принимали участие в общественном труде колонии, а по вечерам получали теоретические знания, слушая лекции по: химии, истории и др. Проводилась с/х практика. Участие детей в трудовой деятельности – важный фактор физического, умственного, нравственного развития. В 1827 году колония перестала существовать.
В 1836 году основана английская колония Куинвуд. В 1839 году в Англии была создана колония «Гармони - холл», ее организация мало отличалась от предыдущей колонии.
В 30 – 40-е гг. Роберт Оуэн утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических колониях будет способствовать формированию всесторонне развитых людей.
В период с 1842 по 1844 гг. Роберт Оуэн публикует работу: «Книга о новом нравственном мире», а в 1858 – умер.
Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где дети воспитывались в духе коллективизма, детям прививались трудовые навыки, учитывая их интересы. Роберт Оуэн создал учебные заведения нового типа, в которых образование освобождалось от религии, а строилось на точных знаниях, сочетая их с физическим воспитанием и производительным трудом – идея соединения обучения с производительным трудом. Об этих школах очень хорошо отзывались - А.И.Герцен, Н.А. Добролюбов.
§7 Зарубежная педагогическая мысль и образование
первой половины ХХ века
7.1. Общая характеристика
В первой половине XX века в мировой школе и педагогике произошли существенные изменения: рост требований к объему знаний, умений, навыков, новые исследования о природе ребенка, практический опыт учебных заведений и др. Увеличивается число педагогических центров: Лига нового воспитания, Международное Бюро Просвещения. В отдельных странах действуют национальные педагогические объединения, например, Прогрессивная ассоциация народного образования (США).
Потребность в обновлении школы, педагогической мысли и науки становилась все более и более актуальной. Нацеленные главным образом на формирование культуры мышления традиционные концепции предусматривали жесткое управление педагогическим процессом, первостепенное место отводилось учителю, а это лишало самостоятельности самих учащихся.
В конце XIX - начале XX вв. в зарубежной педагогике прослеживались две главные парадигмы - педагогический традиционализм: социальная педагогика, религиозная педагогика, педагогика ориентированная на философское осмысление процесса обучения и воспитания; новое воспитание – реформаторская педагогика
К представителям социальной педагогики относится Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917гг.), который придерживался концепции стадий цивилизаций и коллективных представлений. По этой концепции человечество прошло исторические стадии, каждой из которых присущи свои идеалы воспитания - «коллективные представления». Процесс обучения - приобщение каждого члена общества к «коллективным представлениям» данного времени. Э.Дюркгейм был убежден в общественном характере педагогического процесса. Воспитание - методическая социализация. Роль школы в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которые требует общество и среда. Итог воспитания - слияние социального и биологического - индивидуальная социализация. Э.Дюркгейм был за дозированное управление процессом воспитания. Первостепенный фактор - воздействие на ребенка школьного класса (целесообразная среда воспитания, становление нравственных сил). Педагог - бесстрастный, без личных эмоций исполнитель общественного заказа.
Ярким представителем религиозной педагогики является Жак Маритен (1882 - 1973гг.), который критиковал светскую педагогику за недооценку цели воспитания и чрезмерное увлечение педагогическими технологиями. Цель воспитания: христианское человеколюбие. А это возможно лишь при умелом руководстве наставника.
Заметным представителем философии воспитания являлся французский ученый Жан Поль Сартр (1905 – 1980 гг.). Он исповедовал идеал одухотворенного, мыслящего человека, формирование которого связано с сознательным выбором цели. Влияние внешних факторов на человеческое существование ребенка крайне незначительно, а значит самое эффективное это самовоспитание: «Человек есть лишь то, что он сам из себя делает».
В начале XX века новая теоретическая база для деятельной школы была выработана реформаторской педагогикой. Эта педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, особым интересом к личности ребенка, его внутреннему миру. Представители этой педагогики искали пути формирования личности на протяжении всего периода детства. Эта педагогика провозглашала идею развития личности на основе врожденных способностей. Подобный педоцентризм был развит в Англии (С. Берт, Дж.Адамс). Антитрадиционисты выдвинули свои идеи и концепции: свободное воспитание, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, педагогика личности, функциональная педагогика и др.
Манифестом свободного воспитания стала книга шведского педагога Эллена Кея (1849–1926 гг.) - «Век ребенка стала педагогическая формула» «исходя из ребенка». В ребенке следует развивать творческие созидательные силы.
Идеологи функциональной педагогики во Франции и Швеции настаивали на необходимости внимания воспитателя к ребенку, на использовании детской игры как метода воспитания. Необходим отказ от ориентации на среднего ребенка, но опора на интересы каждого ученика.
Швейцарец Адольф Ферьер разработал периодизацию развития ребенка (интересы: от бессистемных до целенаправленных).
В США получила развитие педагогика прагматизма, или прогрессивизма. Ее лидером был Джон Дьюи.
7.2. Педагогические взгляды и деятельность Дж. Дьюи
Джон Дьюи (1859–1952 гг.) – американский философ, социолог, психолог, педагог – разработчик прагматической педагогики.
Родился в городе Берлингтоне в семье фабриканта. После окончания школы, начинает занятия в Вермонтском университете по программе свободных программ. В период с 1879 по 1881 гг. после окончания университета, не уверенный в своей карьере, Джон Дьюи преподает в частной средней школе в Ойл Сити. Все эти годы он активно занимается философией.