История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что Ф.А.В.Дистервег впервые поднял проблему культуросообразности.

Четвертая группа правил

Правила обучения касающиеся учителя

1.      Старайся сделать обучение увлекательным. Этого можно добиться: посредством разнообразия; посредством живости учителя; посредством всей его личности вообще.

2.      Обучай энергично! Только человек решительный, энергичный, с твердым характером, знающий чего он хочет, почему он хочет, и какие средства ведут к достижению цели - только такой человек может воспи­тать решительных, энергичных, сильных характером людей. Результатом энергичности учителей являются устойчивое напряженное состояние внимания учеников, хорошо развитая речь и т.д.

3.      Заставляй учеников правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за ясным изложением и логическим построением речи.

4.      Никогда не останавливайся! Надо помнить пословицу: «Остановка – шаг назад» Если учитель находит свое счастье в обучении, так можно считать счастливцами тех, кто у него учится. Учитель должен быть олицетворением зрелого, вос­питанного, стремящегося к совершенству человека. Итак, в работе представлено 33 дидактических правила обучения.

 

6.6. Педагогические взгляды и деятельность Р. Оуэна

На протяжении XIX столетия в европейской философской мысли получили развитие идеи утопического социализма. Социалисты - утопи­сты отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социаль­ную преграду для получения, значительной частью населения знаний, необходи­мых для воспитания и образования. Вслед за многими деятелями Просвеще­ния социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспита­ния в становлении личности. Они считали, что у классического образова­ния нет исторической перспективы, и прелагали реформировать программы учебных заведений с учетом развития наук и промышленности, ввести трудовое обучение. Как прекрасную и идеальную цель они рассматривали всесторонне развитие личности. Ярким представителем этого течения в философской мысли является Роберт Оуэн (1771–1858 гг.).

Выходец из семьи ремесленника, он уже в 10 лет вынужден был ос­тавить учение и начать самостоятельную жизнь. В 1790 году стал управ­ляющим одной из бумагопрядильных фабрик в Манчестере. Р.Оуэн счи­тал, что характер человека, его личность формируется средой и воспита­нием. Человек же, полагал Оуэн, пассивный продукт обстоятельств, он никогда не создавал и не в состоянии создать свой собственный характер. Следовательно, человек не отвечает за свой характер и свое поведение.

С 1800 года Роберт Оуэн становится совладельцем текстильного предприятия в Нью-Ленарке, где он также предпринимал деятельность по улучшению условий жизни рабочих.

Идеи Р.Оуэна о формировании характера человека средой и воспитанием были впервые сформулированы в произведении «Новый взгляд на обще­ство, или Опыты об образовании человеческого характера» (1813-1814гг).

В этом труде философ обобщил свой опыт социальных преобразований, которые он осуществлял в Нью-Ленаркский период своей деятельности.

С 1815 года Роберт Оуэн стал добиваться принятия закона, запрещающий труд детей. Этот закон принят парламентом в 1819 году.

01 января 1816 года в Нью-Ланарке был открыт «Новый институт для формирования характера».

Большое внимание Роберт Оуэн уделял культурно-просветительской  работе среди взрослого населения. В этот период своей деятельности Роберт Оуэн видел цель воспитания в формировании у детей полез­ного обществу «разумного характера». Для этого должно быть создана система воспитательно-образовательных заведений охватывающие все возрастные группы. Был открыт «Новый институт» для формирования характера. Он объединил ранее организованные Робертом Оуэном учреждения:

1.       Ясли (дети от 1 до 3 лет) – школа для малышей (танцы, свежий воздух).

2.       Дошкольное учреждение (дети от 3 до 5 лет).

3.       «Начальную школу для детей» (дети от 5 до 10 лет) – дневная школа (родной язык, арифметика, география, естествознание, история).

4.       Вечерняя школа для подростков, работающих на фабрике.

5.       Вечерние лекции для взрослых рабочих.

Дневная школа сочетала в себе общеобразовательные занятия и индустриальные (практическая работа в мастерских, саду, поле и тд.).

Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека.

Роберт Оуэн выделял нравственное воспитание (главное внимание), умственное воспитание (знания не должны противоречить здравому смыслу), физическое воспитание, военные упражнения.

Также проводились занятия с подростками, рабочими и членами их семей. «Школа для маленьких детей», которая имела целью оградить детей от дурного влияния среды обеспечить их все­стороннее развитие. Много внимания уделялось физическому воспита­нию: гимнастика, занятия на свежем воздухе, танцы, пение.

В воспитании детей младшего возраста Р.Оуэн считал очень важным воспитание «духа общественности»: честность, справедливость, вежли­вость, взаимовыручка, приветливость и др. Детей знакомили с окружаю­щими предметами, их свойствами, практическим назначением.

Огромное значение придавалось детской деятельности - ИГРЕ. В школе игры сочетались с элементами трудовых процессов. При этом воспитатель дол­жен быть: добрым, терпеливым, обходиться без наказаний.

Р. Оуэн впервые создал воспитательные учреждения для маленьких детей рабочих.

В «Начальной школе» Оуэн устранил догматизм и зубрежку. Он считал необходимым вооружать детей конкретными знаниями, доступными их возрасту и полезными в дальнейшей жизни. В учебный план входили:  родной язык, арифметика, элементы географии, ботаника,  минералогия,                              мораль (религия),  танцы, пение,  военная подготовка для мальчиков.

Широко применялась наглядность: имелись разнообразные коллекции и т.д. Оуэн считал, что нужно давать не только знания, но и развивать по­знавательные способности. Поэтому в школе стремились применять активные методы обучения,  приучающие детей к самостоятельному мышле­нию. Большое внимание уделялось воспитальной работе.

Воспитательный эффект давало регулярное участие детей в трудовой деятельности. Дево­чек обучали кройке, шитью, вязанию, домашнему хозяйству (его веде­нию) и пр. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного тру­да, учились садоводству. В «Новом институте» по вечерам обучали не­грамотных, проводились музыкальные вечера, родителям давались кон­сультации по воспитанию детей.

В декабре 1824 года Р. Оуэн со своими единомышленниками направился в Америку, где в штате Индиана основал коммунистиче­скую колонию «Новая гармония». Малыши с раннего возраста приобре­тали навыки общественного поведения и в процессе игровой деятельности к простейшим видам домашнего труда. В школе второй ступени учащим­ся давали более широкое образование,  чем в Нью-Ленарке, с уклоном в ес­тественные науки, обучение было безрелигиозным. Умственное воспита­ние сочеталось с повседневным трудом. Мальчики овладевали в мастер­ских:  токарным, столярным, плотницким,  сапожным ремеслами. Принцип действия колонии – равенство людей в жизни и труде.

Учились в саду, на полях, в огороде сельскохозяйственным работам. Девочки занимались домоводством, кройкой и шитьем, кухней и т.д. Учащиеся школы третьей ступени принимали участие в общественном труде колонии, а по вечерам получали теоретические знания, слушая лекции по: химии, истории и др. Проводилась с/х практика. Участие детей в трудовой деятельности – важный фактор физического, умственного, нравственного развития. В 1827 году колония перестала существовать.

В 1836 году основана английская колония Куинвуд. В 1839 году в Англии была создана колония «Гармони - холл», ее организация мало отличалась от предыдущей колонии.

В 30 – 40-е гг. Роберт Оуэн утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических колониях будет способствовать формированию всесторонне развитых людей.

В период с 1842 по 1844 гг. Роберт Оуэн публикует работу: «Книга о новом нравственном мире», а в 1858 – умер.

Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учрежде­ния для детей рабочих, где дети воспитывались в духе коллективизма, де­тям прививались трудовые навыки, учитывая их интересы. Роберт Оуэн создал учебные заведения нового типа,  в которых образование освобождалось от религии, а строилось на точных знаниях, сочетая их с физическим воспитанием и производительным трудом – идея соединения обучения с производительным трудом. Об этих школах очень хорошо отзывались - А.И.Герцен, Н.А. Добролюбов.

 

 

§7 Зарубежная педагогическая мысль и образование

первой половины ХХ века

7.1. Общая характеристика

В первой половине XX века в мировой школе и педагогике произошли существенные изменения: рост требований к объему знаний, умений, на­выков, новые исследования о природе ребенка, практический опыт учебных заведений и др. Увеличивается число педагогических центров: Лига нового воспитания,  Международное Бюро Просвещения. В отдель­ных странах действуют национальные педагогические объединения, например,  Про­грессивная ассоциация народного образования (США).

Потребность в обновлении школы, педагоги­ческой мысли и науки становилась все более и более актуальной. Наце­ленные главным образом на формирование культуры мышления традици­онные концепции предусматривали жесткое управление педагогическим процессом,   первостепенное место отводилось учителю, а это лишало са­мостоятельности самих учащихся.

В конце XIX - начале XX вв. в зарубежной педагогике прослеживались две главные парадигмы - педагогический традиционализм: социальная педагогика, религиозная педагогика, педагогика ориентированная на философское осмысление процесса обучения и вос­питания; новое воспитание – реформаторская педагогика

К представителям социальной педагогики относится Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917гг.), который придерживался концепции стадий цивилизаций и коллективных представлений. По этой концепции человечество прошло исторические стадии, каждой из которых присущи свои идеалы воспита­ния - «коллективные представления». Процесс обучения - приобщение каждого члена общества к «коллективным представлениям» данного вре­мени. Э.Дюркгейм был убежден в общественном характере педагогического процесса. Воспитание - методическая социализация. Роль школы в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических ка­честв, которые требует общество и среда. Итог воспитания - слияние со­циального и биологического - индивидуальная социализация. Э.Дюркгейм был за дозированное управление процессом воспитания. Первостепенный фактор - воздействие на ребенка школьного класса (це­лесообразная среда воспитания, становление нравственных сил). Педагог - бесстрастный, без личных эмоций исполнитель общественного заказа.

Ярким представителем религиозной педагогики является Жак Маритен (1882 - 1973гг.), который критиковал светскую педагогику за недооценку цели воспитания и чрезмерное увлечение педагогическими технологиями. Цель воспитания: христианское человеколюбие. А это возможно лишь при умелом руководстве наставника.

Заметным представителем философии воспитания являлся французский ученый Жан Поль Сартр (1905 – 1980 гг.). Он исповедовал идеал одухотворенного, мыслящего человека, формирование которого связано с созна­тельным выбором цели. Влияние внешних факторов на человеческое су­ществование ребенка крайне незначительно, а значит самое эффективное это самовоспитание: «Человек есть лишь то, что он сам из себя делает».

В начале XX века новая теоретическая база для деятельной школы была выработана реформаторской педагогикой. Эта педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, особым интересом к личности ребенка, его внутреннему миру. Представите­ли этой педагогики искали пути формирования личности на протяжении всего периода детства. Эта педагогика провозглашала идею развития лич­ности на основе врожденных способностей. Подобный педоцентризм был развит в Англии (С. Берт, Дж.Адамс). Антитрадиционисты выдвину­ли свои идеи и концепции: свободное воспитание, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, педагогика личности, функцио­нальная педагогика и др.

Манифестом свободного воспитания стала  книга шведского педагога Эллена Кея (1849–1926 гг.) - «Век ребенка стала педагогическая формула» «исходя из ребенка». В ребенке следует развивать творческие созидательные силы.

Идеологи функциональной педагогики во Франции и Швеции настаивали на необходимости внимания воспитателя к ребенку, на использовании детской игры как  метода воспитания. Необходим отказ от ориентации на среднего ре­бенка, но опора на интересы каждого ученика.

Швейцарец Адольф Ферьер разработал периодизацию развития ребенка (интересы: от бессистемных до целенаправленных).

В США  получила развитие педагогика прагматизма, или прогрессивизма.  Ее лидером был   Джон Дьюи.

 

7.2. Педагогические взгляды и деятельность Дж. Дьюи

Джон Дьюи (1859–1952 гг.) – американский философ, социолог, психолог, педагог –  разработчик прагматической педагогики.

Родился в городе Берлингтоне в семье фабриканта. После окончания школы, начинает занятия в Вермонтском университете по программе свободных программ. В период с 1879 по 1881 гг. после окончания университета, не уверенный в своей карьере, Джон Дьюи преподает в частной средней школе в Ойл Сити. Все эти годы он активно занимается философией.

Информация о работе История зарубежной педагогики