Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
Традиционная школа предполагала, что ученик перед учителем и прочими учениками делал отчет в сведениях, которые он взял из учебников. При новом обучении этот отчет – самая важная общественная функция для ребенка, для учителя – это непринужденная беседа.
Современная школа должна стать комплексом, где есть мастерские, музыкальные центры, музей и библиотека, где осуществляется постоянная связь с университетом. Именно тогда, школа будет соединять внешний мир и внутренний мир каждого ученика в отдельности.
Идет обмен мнениями, опытом, где неверные суждения исправляются. Ребенок всегда деятелен и сам дает ход вложенным в него способностям.
Роль воспитателя в правильном направлении его деятельности – роль консультанта. Воспитатель должен опираться на первоначально независимое существование прирожденных способностей – речь идет о их направлении, а не о их создании.
Джон Дьюи выделял три группы предметов: 1) природа; 2) труд; 3) общество. Д. Дьюи выступал за практическое направление воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка. Д. Дьюи полагал, что повлиять на жизнь человека можно заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. По мнению Д. Дьюи, занятия трудом должны стать «центром», вокруг которого группируются научные занятия. Трудовое обучение и воспитание в школе выступает как необходимое условие для общего развития. Ручной труд - средство, которое используется для того, чтобы «показать детям основные нужды общества и способы их удовлетворения». Для Дьюи важно понимание труда как мотива и метода обучения.
Он использовал теорию врожденных способностей. Опыт, практика выступают инструментами действия. Цель воспитания: воспитание беспринципного делового, ловкого, умелого человека, готового любой ценой стремления к наживе. Предлагал использовать метод проб и ошибок, метод проектов.
Идеи Джона Дьюи были развиты его последователями: Э.Паркхенрст, Е.Коллингс, У.Килпатрик др.
7.3. Педагогические взгляды и деятельность А. Бине, В.А. Лая
Заметную роль в развитии педагогической мысли сыграла экспериментальная педагогика. Ее представителями были Август Лай, Альфред Бине и др.
Альфред Бине (1857 – 1911 гг.) утверждал, что в процессе воспитания следует, прежде всего, опираться на врожденные данные. Социальную сферу, как фактор воспитания, А. Бине рассматривал излишне прямолинейно. Он считал целесообразным использовать жесткую систему наказаний, невысоко ценил роль педагогического примера. Экспериментальная педагогика выдвинула теорию врожденной умственной одаренности. Эта теория родилась в Англии (Дж. Адамс), приобрела сторонников во Франции (А. Бине) и особенно в США. Основным методом этой теории было интеллектуальное тестирование. Оптимистические прогнозы экспериментальной педагогики часто не согласовывались с педагогической деятельностью. В известной мере это связано с недостаточной корректностью научного обобщения результатов исследования.
Вильгельм Август Лай (1862- 1926 гг.) полагал, что лабораторный эксперимент даст ценный материал для определения новых путей воспитания. Он исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать в лабораторных и в обычных условиях.
Главный ориентир воспитания - глубокое изучение детской физиологии, сенсорики. А.Лай утверждал, что детские интересы формируются, прежде всего, на основе спонтанных рефлексов. Соответственно, центр воспитательного процесса - сфера деятельности самого ребенка. Эту деятельность следует организовывать с учетом особенностей рефлексов, потребностей, физиологии, психологии детей.
Среди детских рефлексов особое внимание уделялось «инстинкту борьбы». Подобный инстинкт имеет положительные и отрицательные стороны: стремление быть ловким, сильным, но есть опасность жестокости. Ученый справедливо ставил результаты воспитания в зависимость от психологического фактора. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребенка.
В 1903 году вышла в свет работа Вильгельма Августа Лая «Экспериментальная дидактика», в которой он выдвинул требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, но как принцип изучения всех учебных дисциплин. Труд – средство развития (нравственного, физического, умственного).
Август Лай пытался создать новую концепцию педагогики действия. Исходным пунктом реализации данной концепции выступали не книги, не объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд, но полная жизнь ребенка с ее гармоничным развитием и разнообразием реакций.
А.Лай выдвинул идею создания «школы действия» вместо школы учебы. Ученый опирался на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения. Наиболее популярная работа А.Лая «Школа действия».
В этой работе определялось, что, главное содержание основного педагогического принципа является реакция как единство впечатления и выражения, как основной процесс, как элементарное явление жизни. Анатомия, физиология и факты эволюции показывают нам, что раздражение и движение, впечатление и внешнее действие, наблюдение и изображение стоят в тесной связи. Ошибка преподавания в отсутствии взаимодействия между вещественным преподаванием и преподаванием изобразительным или формальным. Каждый вопрос, каждая задача учителя есть воздействие, каждый ответ, решение задачи - реакция. Все поведение ребенка, всю его деятельность следует рассматривать как реакцию, как приспособление органов и ума к данным условиям. Соответственно можно воздействовать на эту реакцию педагогическим путем. Каждый орган чувств порождает ощущения движения: восприятие зримое, слуховое, обонятельное, вкусовое и осязательное - элементы ощущения движения. Огромная роль психологии движения в воспитании определяется посредством действий. Реакции, где за внешним чувственным восприятием следует внешнее чувственное изображение - чувственные реакции с ходом умственного развития переходят в умственные реакции - где за внутренним умственным восприятием следует внутреннее умственное выражение.
В основе физической и трудовой деятельности лежит РЕАКЦИЯ. Необходимо полное согласие с теорией познания, которая учит, что сознание способно не только к пассивной, воспринимающей, но и к конструктивной деятельности. Школа действия хочет создать для ребенка природную социальную среду. Отсюда видно, что пассивно воспринимающее обучение должно быть заменено на наблюдательно-изобразительное, школа словесная - школа действия.
Учителям следует последовательно притворять в жизнь следующие положения:
1. Воспитанник - часть окружающей его жизненной среды, которая на него воздействует и на которую он сам реагирует;
2. Врожденные рефлексы, реакции и инстинкты должны стать основой всего воспитания;
3. Воспитание должно воздействовать на врожденные и приобретенные реакции, чтобы они пришли в соответствие с нормами логики, эстетики, религии;
4. Необходимо изучать врожденные и приобретенные реакции детей.
Все это и определяет содержание принципа действия. Во всех сложных реакциях наблюдения, переработки, изображения представляют из себя комплекс реакций. В работе приводится идея «о единстве впечатления и выражения при восприятии»: за чувственным впечатлением следует движение, о единстве впечатлений и выражений при мышлении и чувствовании. Каждое восприятие содержит в себе ощущения движения, увеличивает интерес, дает импульс к выразительным действиям. Каждое представление содержит в себе моторный элемент, передающий живость. Каждое представление может перейти в движение. Все восприятие и представления содержат моторный элемент. Все они носят двухсторонний характер: впечатление - выражение.
Преподавание должно направлять деятельность органов чувств ученика таким образом, чтобы не только сенсорное, но и моторное ощущения отчетливо воспринимались и комбинировались; «о единстве впечатлений и выражений при изображении», изображение во внутренней форме влияет на умственную переработку в смысле совершенствования. В действии лежит тайна обучения, интереса и внимания. Человек создан для деятельности, ребенок стремится к деятельности. Благодаря действию идет развитие.
По убеждению А.Лая в основе обучения должно лежать:
1. восприятие: жизнь природы (химия, физика, география, естественная история) и жизнь человека (учение о народном хозяйстве, граждановедение, педагогика, история, философия, мораль);
2. умственное отражение (переработка);
3. внешнее выражение: словесное, художественное, эксперименты, физическое, математическое, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной «общине».
Этот третий компонент характеризует способность человека приспосабливаться к окружающему миру, среде, социому. Это приспособление – главная задача школы действия.
Используемые методы и методики обучения должны были основавываться на учете индивидуальных особенностей каждого ученика. Главную роль в систематическом научном образовании приобретали – практические занятия в мастерских, лабораториях, уход за животными, театральные представления, лепка, рисование, спорт, игры и тд.
В 1910 году на собрании учителей в Страсбурге Август Лай выступил с докладом о новых педагогических течениях, в котором обратил внимание на терминологическую путаницу в педагогических концепциях и предложил разграничить понятия «школа труда» - как производительный труд и «школа действия» - как разносторонняя деятельность.
Август Лай указал на то, что под «трудовой школой» понимают не одно и тоже. Таким образом, в рамках реформаторской педагогики можно выделить две группы взглядов на трудовую школу:
1. сторонники понимания труда в школе как всякого рода активной деятельности ученика;
2. мануалисты – сторонники понимания труда в школе как деятельности ручной, направленной на создание материальных ценностей.
Школа действий - разносторонняя деятельность, куда входит и производительный труд. При этом необходим учет индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому ручной труд выступал как принцип преподавания, способствующие обучению и воспитанию. Август Лай видел взаимодействие субъектов по схеме: Стимул- реакция. Главная роль отводилась: учебному плану, предметам, методам обучения на основе индивидуальных особенностей ребенка. На основе лабораторного наблюдения представители экспериментальной педагогики выдвинули в качестве основного педагогического принципа саморазвитие личности. При разработке педагогических проблем они пытались использовать данные детской психологии, физиологии, социологии.
7.4. Педагогические взгляды Г. Кершенштейнера
Георг Кершенштейнер(1854 - 1934 гг.) окончил Мюнхенский университет, после чего работал преподавателем в коммерческих училищах и гимназиях Нюрнберга, Швайнфурта, Мюнхена. Перестраивал учебные планы народной школы в Мюнхене, где главное место отводилось математике, естествознанию, рисованию, гимнастике, пению, Закону Божьему. Разрабатывал методику и систему трудового обучения. С 1918 года – профессор Мюнхенского университета. К основным работам Георга Кершенштейнера можно отнести следующие: «Понятие гражданского воспитания», «Понятие трудовой школы», «Характер и его воспитание».
Георгом Кершенштейнером особое внимание уделялось трудовому воспитанию и обучению. Он видел основную цель трудовых занятий в подготовке к профессиональной деятельности в области физического труда. Задачу трудовой школы он видел в первую очередь в последовательном приучении детей к прилежанию, аккуратности, безусловному подчинению авторитетам.
Георг Кершенштейнер считал целесообразным использовать различные виды ремесленного труда, самостоятельные лабораторные работы, практические занятия, ручной труд, научные знания общеобразовательных дисциплин. Он полагал, что ТРУД служит для выработки черт характера: честность; добросовестность; старательность; преданность; справедливость; ответственность; самообладание; мужество; терпение; выдержка и т.д.
Суть обучения в примирение классовых противоречий. Дети рабочих до 13-14 лет занимались в трудовых школах, а дети аристократов до 18 лет воспитывались в семье.
Школа должна воспитать законопослушного, защитника отечества. Он теоретик трудовой школы и создатель идеи гражданского воспитания. Стоял за практикоориентированные методы обучения, на принципе связи теории и практики.
Выдвигал следующие цели воспитания:
1. идеологическая обработка учащихся;
2. погасить стремления к общему образованию;
3. дать узкопрофессиональную подготовку, а не всестороннее развитие ребенка;
4. оторвать от революционного движения.
Формы обучения: урок, экскурсии, практические занятия. Определил активные методы обучения с использованием наглядности.
Статья «Школа будущего школа работы» вошла в сборник педагогических сочинений «Основные вопросы школьной организации».
В этой работе говорилось о том, что: Задача школы: в том чтобы быть школой обучения, но такой, которая идет навстречу внутреннему миру ребенка, которая приноровлена не только к его способности воспринимать, не только к пассивной, но и к активной стороне его натуры, которая должна соответствовать (отвечать) не только его интеллектуальным стремлениям, но и в особенности его социальных инстинктов.
Школа должна быть школой обучения, в которой учат не только при помощи "света книг" и слов, но гораздо больше путем практического опыта.
Традиционная школа приспособлена к слушанию (опора на взгляды Д.Дьюи), а слушание предполагает пассивность учащихся. А в годы детства до половой зрелости отличаются, как правило, живой активностью.
Сущность человека в это время заключается в том, чтобы работать, творить, пробовать, познавать, переживать, для беспрерывного познания окружающей действительности.