История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

В школах учились дети чиновников, жрецов, земледельцев, торговцев, ремесленников, способных оплачивать обучение. Обучение продолжалось каждый день. Под диктовку ученики воспроизводили (записывали) тексты – морализованные. Обучение сводилось к усвоению стандартных рецептов, правил, которые воспроизводились на протяжении сотен лет. Образование носило узкоспециализированный характер – составлял число «людей».

Писали на коже, костях животных, глиняных череп­ках, но постепенно основным писчим материалом ставится ПАПИРУС (бумага из болотного растения). В начале заботились о технике изображения иероглифов. Затем уделяли внимание содержанию текстов, затем обучали красноречию. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам и др. Передавались знания и умения необходимые для строительства пирамид, каналов, храмов, астрономических вычислений и т.д. Постепенно специализация усиливается. В У веке до н.э. появляются шко­лы врачевания. В Царских школах дети высшей знати учились с детьми фараонов и их родственниками (изучали древние тексты).

Известны случаи, когда мастера брали чужих детей в ученики и обучали их профессии. Получение какой-либо должности производил визирь от имени фараона. Те, кому не хватало должностей – переводили в ранг – «людей». Если штат учреждения чрезмерно увеличивался, то визирь производил его смотр – лучших мастеров оставлял, а худших переводил в ранг «людей».

 

1.5. Западная цивилизация

(Древняя Греция)

Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции:

1.       Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа.

2.       Предполисный период (11-9 века до н.э.) период формирования горо­дов.

3.       Архаический период (8-6 века до н.э.)

4.       Классический период (5-первая половина - 4 века до н.э.)

5.       Эллинизм (4-1 века до н.э.).

Основы греческой культуры формируются к 14 веку до н.э.

С 18 по 11 века до н.э. идет преобразование крепостей (толщина стен доходила до 16 м.). На смену им приходят города. В Предполисный период заложены основы мифологической системы.

До 4 века до н.э. не было греческого языка. В это время создаются эпосы. Жили люди не в комфортной обстановке. Помещения тесные, окна небольшие, растили оливки, ячмень, изготовляли сыр, виноградное вино. Эпическая культура свидетельствует о возникновении представлений об истории. Моральные и социальные нормы представлены, прежде всего, в песнях. В 9 веке до н.э. впервые сооружен перестильный храм. К 8 веку до н.э. возникает Хрисоэлефантинная техника изготовления скульптур - деревянная скульптура покрывалась пластинами из слоновой кости, одежду покрывали золотом, глаза изготавливали из драгоценных камней.

В 7 веке до н.э. происходит зарождение литературы, появляются басни, лирика, драма. Характерна популярность античного театра. Полисы торговли глиной со скифами. В 5 веке до н.э. полисы, накапливая средства, поставили вопрос о создании общей казны. Греческий театр был основным видом искусства. Его возникновение связано с культом празднования посвященного богу земледелия и виноделия ДИОНИСУ. Наблюдается расцвет трагедии в период классики, а в эллинизме ведущие место занимает комедия.

В Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи, до слогового письма. Ею владели жрецы, знатные вельможи, состоятельные граждане.

Центры обучения были сосредоточены при дворцах и храмах. Эгейской культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Времена архаической Греции тоже внесли изменения в воспитание и обучение. Ярко и образно нарисовал картины воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада", "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников - старцев. Они  красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов - полисов (государств), когда воспитание заняло особое место в обществе.

Развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с появлением и существованием городов-полисов (государств).

Государство принимало на себя функции обучения имущих слоев (Например, остров Крит).

Образование выступало как необходимый атрибут свободного гражданина полиса. Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из самых ведущих ЗОЛ. Историк ПЛУТАРХ говорил о том, что победители из города МИЛЕТ наказали детей побежденных, наложив запрет на обучение грамоте и музыке.

Образованность выступала необходимым свойством достойного гражданина полиса. Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из ведущих зол. Школы были небольшими – 20-50 учеников с одним учителем. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не был - выходные выпадали на городские и семейные праздники. Платили учителю немного. Социальный статус учителя был низким. Книг было мало. Знания усваивались на слух, с голоса учителя. Начальное обучение длилось 6-8 лет. Оно заканчивалось примерно к 14 -летнему возрасту. Учили началам чтения, письма, пения. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть. Писать учили на вощеных дощечках. Дощечки переплетались шкурками в книжечки. Писали палочкой заостренной с одного конца.

Учитель располагался на высоком стуле (табурете), а дети располагались вокруг него на низких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались дети всех возрастов одновременно: пока одни ученики выполняли упражнения, другие отвечали на опросы. Занятия проводились весь день с небольшим перерывом на обед. Каникул как таковых не было. Зарплата была небольшой. Следует отметить, что социальный статус учителя (особенно начальной школы) был весьма невысоким. Книг в школах не хватало, следовательно, знания усваивались преимущественно на слух со слов учителя. В школах учили – письму, чтению, пению. Считать учили при помощи АББАКИ – доска, разделенная на клеточки для единиц, десятков, сотней и т.д. Писали на вощенных дощечках, которые впоследствии скреплялись в книжки. Чтению учили по СКЛАДАМ, перебирая множество вариантов, пока ученики не узнавали их с первого взгляда, затем переходили к чтению слов, к чтению отдельных фраз, причем читали только вслух. Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождалось игрой на арфе, кифаре.

Среди государств-полисов особо выделялись республиканские АФИНЫ и авторитарная СПАРТА, в которых собственно был реализован первый опыт осуществления различных систем воспитания.

             

 

СПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

ЗАДАЧЕЙ ВОСПИТАНИЯ в СПАРТЕ выступала подготовка человека в рамках классовой военной общины. Вся законодательная база и цели воспитания имели военный характер, - говорил Аристотель. Контроль государства над воспитанием начался с первых дней жизни.

Новорожденных осматривали старейшины -               ЭФОРЫ в особом месте – ЛЕСХЕ и только здоровые младенцы передавались обратно в семью. Судьба болезненных младенцев не вполне ясна. Во всяком случае, их воспитание осуществлялось вне Спарты.

Здоровые дети в семье оставались до 7 лет, а в этом возрасте детей забирали из семьи и распределяли по особым государственным общежитиям. Все мужское население делилось на три основных группы:

1.       Несовершеннолетние люди (до 30 лет);

2.       Мужи (от 30 до 60 лет);

3.       Старцы (после 60 лет).

Максимальные привилегии были у старцев, которые принимали участие в государственном управлении страной.

Государственное воспитание в СПАРТЕ длилось с 7 до 30 лет и делилось на три этапа:

1.       с 7 до 15 лет;

2.       с 15 до 20 лет;

3.       с 20 до 30 лет.

Мальчики разбивались на небольшие отряды, где они вели военный образ жизни. Академическое обучение сводилось к изучению грамоты, а все остальное время занимала военная подготовка. С возрастом требования становились все более жестче: мылись несколько раз в год, ходили босиком и т.д. ежегодно проводились публичные испытания – соревнования (АГОНЫ).

Руководили этими отрядами специальные должностные лица – ПАЙДОНОМЫ. В 14 лет проводились итоговые испытания: публичная порка, проверяющие терпение и выносливость. Для некоторых такое соревнование заканчивалось СМЕРТЬЮ.

Далее наступал испытательный год – год военной подготовки – подростки получали право ношения оружия. Подростки распределялись по военизированным отрядам, которые несли военную и полицейскую службу (каждый год объявлялась война ИЛОТАМ – их убивали без соблюдения правовых основ эти военизированные отряды).

Итогом этого года был АГОН, после  чего подростка посвящали в ИРЕНЫ. С 15 лет ирены получали право ношения оружия и определенный социальный статус. Подростков учили говорить емко и по существу: изящно, остроумно и едко.

Кроме того, к обучению добавлялось изучение пения и музыки. В этом возрасте обучаемые должны были самостоятельно добывать себе пропитание хищением, если он попадался, то его жестоко наказывали за неловкость.

С 21 года до 30 лет продолжалась военная подготовка человека, когда он получал формальные гражданские права (реально их реализовывали только старцы).

ЖЕНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ мало, чем отличалось от мужского: женщины состязались в беге, борьбе, метании диска и копья и т.д.

Кроме того, в СПАРТЕ развивалась свобода нравов: свободная сексуальная ориентация, но резко осуждалось пьянство.

АФИНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Конечная цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием –  «КАЛОКАГАТИЯ» (совокупность «добродетелей», куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела)).

Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего – МУЖЧИНЫ. Женщина в Афинах (по Еврипиду) – вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. Для афинянина женщина (жена) - старшая служанка. В его распоряжении были и рабыни, а в расцвет Афин ПРОСТИТУЦИЯ была под покровительством государства.

Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом соревновательности – АГОНИСТИКА – личное превосходство (индивидуализм). «Агон» - место, процесс соревнования, действие.

В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен – ГИНЕКЕЯ. Стыд – вот главная добродетель женщины в афинском обществе. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения, письма, музыкальной подготовки. Ведя жизнь затворниц, девушки редко появлялись на людях. По мнению афинян, женщина не могла претендовать на обладание совокупностью добродетелей, её уделом было домашнее хозяйство.

Обычно дети до 7 лет  находились под присмотром матери или на попечении кормилицы. Далее ребенок передавался на попечения ПЕДАГОГА – «поводырь», его роль обычно выполнял самый бесполезный РАБ в хозяйстве.

Главным источником знаний на этом этапе обучения выступали произведения Эзопа (уровень элементарного образования).

С 7 лет мальчики могли поступать в ШКОЛУ, а девочки оставались затворницами в женской половине дома. Здесь они приобретали элементарные навыки чтения, письма, игры на музыкальных инструментах, рукоделия и т.д.

Понятие «УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ» по-гречески обозначалось словом ДИДАСКАЛЕЙОН, слово «ШКОЛА» также греческого происхождения – СХОЛЭ – отдых, времяпровождение в досуге.

Воспитание было направлено на умственное развитие и развитие культуры тела. Система учебных заведений включала:

1.       Частные мусические школы (начальное образование);

2.       Частые гимнастические школы (начальное образование);

3.       Государственные гимнасии;

4.       Эфебии.

МУСИЧЕСКАЯ ШКОЛА

(учились ученики в возрасте 7-16 лет)

Название школы происходит от «искусств муз» - искусство, музыка, литература. ЦЕЛЬ ШКОЛЫ – предоставить ученикам музыкальное и литературное образование без специализации. Квалификация учителей в этих школах была случайной.

Программа обучения:

1.       ГРАМОТА – при обучении грамоте использовали наглядные приемы, для письма использовали вощеные дощечки, на которых писали заостренной металлической палочкой – СТИЛЕМ. Папирус использовался только для чистового письма.

2.       ЛИТЕРАТУРА – изучали произведения Гомера, Софокла, Эсхила, Еврипида и т.д. При этом часто использовали «ГНОМИЧЕСКУЮ ПОЭЗИЮ» - короткие нравоучительные поучения. Главное внимание уделялось произношению. При обучении большая степень заучивания, при этом индивидуальные занятия сочетались с групповыми.

3.       МУЗЫКА – обучали игре на музыкальных инструментах: арфе и кифаре. Обучали воспроизведению различных мелодий: ДОРИЙСКАЯ мелодия – спокойная и серьёзная; ФРИГИЙСКАЯ мелодия – страстная; ЛИДИЙСКАЯ мелодия – мягкая и нежная; ИОНИЙСКАЯ мелодия – робкая и просящая; ЭОНИЙСКАЯ мелодия – игривая и постепенная.

4.       ПЕНИЕ – пению обучали только через хоровые выступления.

5.       МАТЕМАТИКА – обучали четырем арифметическим действиям.

ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ПАЛЕСТРА)

(учились ученики в возрасте 12-16 лет)

Данная школа была предназначена для развития культуры тела. Само слово «Гимнастический» - греческого происхождения означает: нагой, голый, обнаженный – все упражнения в этой школе выполнялись без одежды.

Информация о работе История зарубежной педагогики