История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

Образование у Конфуция выступает как: 1) практическая необходимость; 2) нравственная необходимость; 3) радость повседневного существования; 4) раскрытие человеческих способностей.

Цель воспитания – благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе знание и должное поведение.

В основу этико-политического учения Конфуция положены следующие идеи, направленные на формирование:

1.       должного поведения;

2.       умения подчинить долгу себя и окружающих;

3.       умения должного подчинения старшему (по возрасту и должности);

4.       гуманности, человечности;

5.       знания;

6.       верности.

Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формиро­вать идеальную личность. Конфуций отмечал, что возможности человека от природы неодинаковы. В соответствии с возможностями (способностями) Конфуций предложил своеобразную классификацию по способностям:

1.       «Сыны неба» - люди, обладающие высшей врожденной мудростью, из их числа следует выбирать правителей.

2.       «Благородные мужи» - люди, которые являются опорой государства, они приобретают знания посредством учения. Благородный муж учится, несмотря на трудности, преодолевая все на пути к мудрости, а главное назначение благородного мужа – карьера.

3.       «Простолюдины» - люди, которые, встретившись с трудностями, не учатся или не способны получать знания. Это бесхарактерные, ленивые, слабые духом люди, люди, которым не дано быть мудрыми.

Идеально воспитанный человек должен обла­дать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почти­тельностью, правильностью, богатой духовной культурой. По сути, фило­софу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу. Программа нравственного, умственного, эстетического, физического развития преду­сматривала обучение «Шести искусствам».

Высокие требования предъявлял Конфуций к воспитателю, им может быть только тот человек, который успешно совершенствует себя. Наставник должен обучать лишь тех, кто стремится к приобретению знаний, помогать тем, кто испытывает трудности в выражении своих мыслей. Конфуций говорил о необходимости индивидуального подхода к ученикам, так как есть люди, которым наставления не нужны в силу достигнутого ими уровня, а есть люди, которых учить бесполезно из-за отсутствия у них стремления к знаниям или необходимых для этого способностей.

Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция - это трактат «Беседы и суждения». В нем воспроизведены беседы учителя с учениками. Начиная с II в. н.э. трактат был обязателен для заучивания в школе. Вот некоторые идеи из этого трактата: «Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно», «Учиться и время от времени повторять пройденное». Учение Конфуция предполагает 5 добродетелей (Мудрость, Гуман­ность, Мужество, Почитание старших).

Последователи Конфуция составили трактат «Книга обрядов» (IV - 1 вв. до н.э.), где образование признавалось необходимым и обязательным для человека. В книге изложена система педагогических принципов, ме­тодов и приемов: «Питай почтение к последовательности», «Учитель и ученик растут вместе», и др. В трактате излагаются задачи и программа 9-ти летнего образования и воспитания. Начинать обучение предполага­лось с 7 - 8 лет. После первого года обучения выясняли, умеет ли ученик читать и каковы способности, через три года - питает ли ученик склонность к уче­нию, через пять лет - глубину его знаний, через семь лет - способность к рассудочным суждениям, через девять лет - готовность твердо стоять в науке.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н.э. - II в. н.э.) конфуциан­ство являлось официальной идеологией. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности.

 

1.3. Южно-азиатская цивилизация

Традиции этой цивилизации ярко представлены Древней Индией. История древней Индии распадается на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI век до н.э.

Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысяч. до н.э. соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Первостепенна была роль семьи. Школьное образование появилось в 3-2-ом тысяч. до н.э. и было тесно связано с традициями Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений.

Древнейшими документами об образовании в Индии яв­ляются ведийские Упанишады - священные наставления (VIII - VII вв. до н.э.). В течение 2 -1 тысяч. до н.э. территория Индии осваивалась арий­скими племенами. На базе их отношений с коренным населением возник строй - кастовый строй. Население делилось на четыре основных касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремеслен­ники, торговцы), шудры (наемные работники, слуги, рабы).

Наибольшие привилегии были у брахманов, воины в мирное время со­держались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав. Другим фактором, ока­завшим влияние на генезис воспитания и обучения - религиозная идеология: брахманизм (индуизм), а далее буддизм и необрахманизм. Первое на­правление основывалось на идее, что каждый должен развивать свои ум­ственные, нравственные, физические качества так чтобы сделаться орга­ничным членом своей касты. У брахманов ведущие качества: интеллекту­альное достоинство, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолю­бие и терпение, у шудры - покорность. Сформировался идеал воспитания, согласно которому человек рожден для насыщенной, счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство, любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность.

К середине 1-го тысяч. до н.э. в Индии сложилась определенная тра­диция семейно - общественного воспитания. На первоначальном этапе (в семье) - обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно на­чиналось после особого ритуала посвящения во взрослые. Ученики не прошедшие ритуала становились отвергнутыми. Для брахманов срок ини­циации проходил на 8-ми летнем возрасте, у кшатриев - на 11 летнем, у вайшьев - на 12 летнем. Программа была более полной у брахманов, но у кшатриев и вайшьев она была более практикоориентирована. Кшатрии изучали военное искусство, вайшьи с/х, ремесла и работы. Формально все высшие касты имели право на брахманское образование, но на практике этим правом не пользовались. Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. Через тайные наставления - УПАНИШААДЫ брахман мог постичь абсолютную истину. Это образование носило религиозный характер, включая вспомогательные науки: грамматические, правила почитания, науку чисел, поведения, астрологию, логику и пр. это обучение имело мистическую окраску (знание - откровение свыше). Сроки брахманского образования от 12 до 20 лет.

Обычное образование включало: пересказ ВЕД, чтение, письмо. Повышенное образование включало: поэзии, литературу, граммати­ку, математику, физиологию, астрономию. Именно в Индии введен ноль и счет с помощью десяти знаков. Обучение основывалось на традиции семейных отношений. Занятия проходили на открытом воздухе. Появляются семейные школы (где мужчины обучали молодежь, устно передавая зна­ния). Ученики много случали, учили, анализировали ведические тексты, помогали учители по дому, постились и умеряли плоть. Ведущим мето­дом обучения являлся словесно-звуковой метод. Вблизи городов стали возникать лесные школы, где вокруг учителей отшельников собирались их верные ученики.

В середине 1-го тысяч. н.э. в истории Древней Индии начинается новая эпоха. Изменения условий жизни, воспитания и обучения создали условия для рождения новой религии - БУДДИЗМА. У истоков буддийской тра­диции обучения стоит БУДДА (Шакья-Муни) – 623-544 гг. до н.э. Он вы­ступал против монополии брахманизма и за равенство всех каст. Пропо­ведовал непротивление злу и отказ от всех желаний. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгла­сил равенство всех людей по рождению.

В буддийские общины принима­ли представителей всех каст. Главная задача воспитания - совершенство­вание души человека, которую следует избавлять от мирских желаний (страстей) через процесс самопознания и самосовершенствования. Глав­ное внимание стали уделять грамматике САНСКРИТА, который с 1 в. н.э. становится ведущим языком в Северной Индии. Элементарное образова­ние получали в религиозных школах ВЕД и светских учебных заведени­ях. В школах вед обучение носило сословный характер и адресовано трем высшим кастам. В светские учебные заведения набирали учеников из лю­бой касты, а обучение носило практический характер. В школах вед ак­цент делался на интеллектуальное образование с элементами религии. В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование (изучали древние трактаты по философии, математике, медицине и пр.).

Буддизм определял цель воспитания через понятия: мудрецы, религия, предки. Главная задача - поиск смысла жизни. Педагогический идеал по буддизму: самообладание, скромность, почитание религиозных догматов и праведных людей, добронравие. Предлагались разнообразные методы обучения: беседы, диспуты, рассказы, краткие изречения, письменное оформление. Воспитание предполагало характер обращенности в себя.

 

1.4. Ближневосточная цивилизация

(Месопотамия и Египет)

Месопотамия

Возникшие ранее 3-го тысяч. до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го г. н.э. государства в Междуречье (Вавилон,  Ассирия и др.) имели стабильную культуру. Здесь успешно развивали астрономию, математику, письменность, систему музыкальной записи. Процветали различные искусства. Древние города Месопотамии привлекали своими парками, бульварами, каналами, мостами, роскошными домами для знати. Почти в каждом доме были школы.

Но как мы узнали эту таинственную историю? На протяжении многих веков единственной книгой по истории древних народов была библия. Из нее черпали знания и простые люди и ученые. Около двухсот лет тому назад, когда европейцы стали проникать вглубь на Восток, историки стали с пристальным вниманием читать Библию, а в особенности те места, где речь шла о великих древних городах – Вавилоне и Ниневии.

Однако в Библии ничего не говорилось о том, где конкретно могли находиться эти города. Перед историками стояла нелегкая задача: чтобы найти легендарные города, им бы пришлось перекопать огромную страну, именовавшуюся в древности Междуречьем, или по-гречески, Месопотамией.

Эта страна располагалась между двумя реками – Тигром и Евфратом, текущими в северной части Аравийского полуострова. В наши дни Месопотамия по большой части каменистая пустыня, и лишь весной во время разлива рек весь край превращается в огромное болото.

А ведь некогда Месопотамия была цветущей долиной. В этом краю люди собирали богатейшие урожаи, возникали города, красота которых вошла в легенды. Здесь возникали и разрушались великие царства, здесь жестокие владыки собирали неисчислимые богатства, а ремесленники создавали произведения искусства. Именно в Месопотамии зародилась цивилизация и история.

Но все это ученые узнали совсем недавно – в последние двести – триста лет. Поиски древних городов описанных в Библии, началась почти случайно: итальянский купец Пьетро Делла Валле в XVII веке привез в Европу несколько глиняных табличек с невиданными клинописными письменами. Привез он их с Ближнего Востока – из тех краев, где, согласно Библии, располагались Вавилон и Ниневия. Неужели Библия права, и эти города действительно существовали?

Однако лишь через сто с лишним лет после этой находки европейские ученые смогли добраться до Востока, чтобы начать поиски бесследно пропавший цивилизации. И первое, что они нашли, - огромное количество клинописных табличек разного размера – Библейские легенды стали оборачиваться истиной. Ученые приступили к расшифровке неведомого языка. И после долгих лет работы ученым удалось составить приблизительную таблицу этого языка, который они назвали аккадским, люди, которые писали на нем, именовали свою страну Аккадом. В глиняных табличках шла речь не только о Вавилоне и Ниневии, но и многих других городах и народах, упомянутых в Библии.

Но во многих табличках (текстах) встречалось одно название таинственной страны – «Шумер». Чем больше удавалось расшифровать текстов, тем яснее становилось, что эта страна должна была существовать задолго до того, как был построен Вавилон. Ученые снова принялись за раскопки, при этом они не знали наверняка, существовала ли эта страна Шумер на самом деле или переводчики древних текстов просто неправильно прочитали знаки.

Но то, что нашли ученые, ошеломило всех. Под развалинами древних городов скрывалась история таинственного и великого народа.

Более шести тысяч лет назад народ, называвший себя «Шумеры», или - описательно – «черноголовые», поселились в Месопотамии. До сих пор никто не знает, откуда они пришли в эти края и почему они вынуждены были покинуть свою древнюю родину. Предполагается, что они явились в Месопотамию по морю, переплыв Персидский залив. Сами шумеры называли своей прародиной остров Дильмун (согласно предположениям ученых, так шумеры называли остров Бахрейн в Персидском заливе).

В те времена, когда первые шумеры поселились в Месопотамии, это был неприветливый край – почти пустыня. Вод Тигра и Евфрата не хватало, чтобы напоить сухую землю и сделать ее плодородной: слишком жаркий был климат. Новые обитатели не стали выгонять немногочисленные племена местных жителей или захватывать их в рабство. Они расположились вдоль берега реки, основав первые маленькие поселения, которые впоследствии превратились в богатейшие города.

Почва вдоль берегов главных месопотамских рек была сильно заболочена. Отыскав подходящий по размеру островок твердой земли, шумерская община возводила здесь легкие тростниковые хижины  и начинала обживать территорию. Шли годы. Жители тростниковой деревни постоянно сбрасывали мусор в окружающие болота, благодаря чему размеры острова увеличивалось и поселение расширялось.

Окончательно освоившись в новых условиях, шумеры первым делом принялись за орошение земель. Они прорыли сложнейшую систему каналов, связанных с Тигром и Евфратом. Вода впервые в истории покоренная человеком, оживила сухую месопотамскую землю. При необходимости шумеры строили и отводные каналы, чтобы осушить болота. Минули годы, и безжизненный край превратился в благодатную равнину, где процветали земледелие и скотоводство. Оросительные каналы заложили основу процветания народа. Более двух тысяч лет шумеры следили за каналами, регулярно прочищая и укрепляя их. Позднее, когда возникшие на этой земле царства стали заботиться не о плодородии почвы, а о покорении соседних народов, каналы стали приходить в упадок. Что привело к «гибели шумер», но этого было еще очень далеко, а пока в небольших прибрежных деревнях люди строили каналы, орошали поля, засеивали их, собирали урожай. Мало-помалу шумерские поселения стали расширяться и укрепляться.

Информация о работе История зарубежной педагогики