Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
§1 Воспитание в первобытнообщинном обществе и древнем мире
1.1. Первобытнообщинный строй
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:
Эволюционно-биологический подход (М.Летурно; Дж. Симнсон). Представители этого подхода сближали всю воспитательную деятельность человека первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.
Психологический подход (П.Монро). Происхождение воспитания объяснялось проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. П.Монро говорил, что воспитание есть лишь приспособление к среде.
Исторически первый тип воспитания - это воспитание в первобытнообщинном обществе.
Можно выделить ТРИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ в первобытнообщинном строе:
1. Дородовой этап;
2. Родовой этап;
3. Переход к рабовладельчеству.
Еще у древнейших людей (1,5 млн. – 200 000 тыс. лет до н.э.) старый человек, накопивший за свою жизнь знания, становился мудрым советчиком в общественных делах. Трудовые навыки накапливались постепенно и ми нельзя было овладеть сразу. Старшее поколение делилось своим опытом, которое само приобретало от предшественников.
Зарождение воспитания как сознательной деятельности относят ко времени появления человека современного типа (40-35 тыс. лет назад). В это время окружающий мир воспринимался как живой организм, наделенный сознанием. И все воспитание водилось к подготовке к простейшему приспособленческому существованию.
Появление педагогической мысли осуществлялось на уровне обыденного сознания - практическое воспитание. Воспитание зародилось одновременно как умственное, физическое, нравственно-эмоциональное взросление. Оно не было системным. Его содержание обогащалось по мере обогащения общественного опыта и познания человека. Воспитание сводилось к передаче жизненного опыта. Процесс выделения человека из мира животных привел к СОЗНАТЕЛЬНОЙ передаче этого опыта, а в качестве средства этого выступило появление РЕЧИ.
Предкам современного человека следовало знать: съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильным и выносливым.
Специфической чертой первобытнообщинного воспитания выступает его коллективная направленность (коллективное начало). Воспитание было ориентировано на одинаковую подготовку всех к повседневному существованию. Единственным ориентиром были – пол и возраст ребенка.
Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось в тесной связи с эволюцией форм примитивного труда. Труд выступал условием существования людей. При этом была важна передача практического трудового опыта. Воспитание проистекало из общинного образа жизни и было связано с развитием орудий труда, обычаями и традициями старших поколений.
В IX – VIII тысячелетии до н.э. в ряде регионов (Средняя Азия) происходит социально-имущественное расслоение общества. Основной социальной ячейкой становится СЕМЬЯ. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Дети со слов родителей и путем подражания, в практической деятельности воспринимали опыт и информацию. Люди первобытной эпохи использовали неосознанно отдельные дидактические приемы при передаче опыта. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, разделывать шкуру, находить и собирать съедобные растения и др.
Основным приемом эмоционально - психологического воздействия взрослых являлось механическое повторение. Но по мере усложнения жизнедеятельности менялись и приемы передачи социального опыта. Появились зачатки организационных форм воспитания. Постепенно воспитание сосредоточилось в руках специально назначенных для этого лиц. В общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам бытовой трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины следили за тем, чтобы дети не нарушали уставленных общиной запретов. По мере взросления мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и др. Женщины обучали девочек- подростков ведению домашнего хозяйства. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказание не могло быть жестоким (удар палкой по следу ребенка). Но постепенно положение меняется - расслоение общины ужесточает воспитание.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, воспитании из всеобщего превращается в сословно-семейное. Дети воспринимали образцы поведения на примере взрослых (родителей). Возникает воспитание различных СТРАТ: вождей, воинов, жрецов и тд.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытного общества приводит к появлению «Домов молодежи» - для детей и подростков. Это были прототипы школ для воспитания общественного человека, формирования у него трудовых умений. Занятия обычно проводились в игровой форме.
В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, а в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков, полностью переходит к старейшим и жрецам. По мере имущественного расслоения общины появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины (племена ацтеков, майя).
Все подростки, достигшие возраста 11-15 лет проходили процесс ИНИЦИАЦИИ. У мальчиков этот процесс был более длительным и сложным. Этот процесс представлял собой религиозный обряд с ритуальными танцами.
Подготовка к инициации у мальчиков предполагала знание необходимое: воину, земледельцу и т.д. Программа для девочек включала навыки ведения домашнего хозяйства.
Во время инициации в некоторых общинах детей лишали сна, пищи, подвергали бичеванию, вырыванию зубов, кровопусканию, испытанию огнем, укусам ядовитых муравьев и т.д. Закрепление знания сопровождалось болевыми ощущениями от удара или укола, посредством чего проверяли храбрость и выносливость посвещаемых.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, воспитание рассматривалось как передача накопленного социального опыта от старших к младшим.
К 5 тысяч. до н.э. зарождаются цивилизации Древнего Востока. Цивилизация - совокупность материальных и духовных достижений общества. Но сюда входит и культура и образование.
Начало истории школы и воспитания, как особых сфер общественной деятельности, восходит к эпохе цивилизаций древнего Востока. В целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться новый социальный институт - школа. Школа и воспитание в древнейших государствах Древнего Востока развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека. Воспитание становится более жестким и авторитарным. Качественно меняются способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям.
С 3-го тысяч. до н.э. речь и пиктографическое письмо, как главные способы передачи информации, начали дополняться письменностью - клинописной и иероглифической. Возникновение и развитие письменности важный фактор в развитии образования и воспитания, и цивилизации в целом.
Школа и воспитание Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья, церковь и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делается на жесткие формы и методы воспитания. Обучение и воспитание длительное время носило ритуальный характер. Содержание было узкоспециальным и закрепляло человека в рамках определенного общественного положения. К 1-му тысяч. до н.э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение условий труда, рост городского населения, расширение городской инфраструктуры способствовало расширению круга людей, которым стало доступно обучение и воспитание. Выделяют ряд мировых цивилизаций: Дальневосточная, Южно-азиатская, Ближневосточная, Западная.
1.2. Дальневосточная цивилизация
Традиции этой цивилизации ярко представлены в древнем Китае. Китайцы уже с древнейших времен являлись народом, выработавшим своеобразную культуру. Еще за 4 тыс. лет до н.э. китайцы имели запас астрологических наблюдений. Их древнейшие императоры знали целебные свойства многих трав. Китайский народ во всей своей общественности и государственности жизни не мог выйти за пределы семейных форм. Как дети являются, безусловно, починенными личной воли отца в семействе, так и весь народ, безусловно, подчиняется воле императора. Заучиваются права правительства к подчиненным и наоборот - чиновников, родителей, супругов, детей, братьев и т.д. Все это становится содержанием учебников. Учиться начинали с 7-6 лет.
Изучали три главные силы: небо, земля, человек; четыре времени года и четыре части света; пять элементов, пять добродетелей (любопытство, справедливость, приличие, мудрость, правдивость); шесть родов хлеба; семь страстей (любовь, ненависть, злоба, радость, уныние, сладострастие, гнев, трусость); музыкальные ноты; обязанности (социальные роли). В Китае и религия, и образование были подчинены государственным целям. В Китае все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование.
В основе богатых образных педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания уходящего корнями в первобытную эпоху. Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений.
Так считалось, что у каждого дома есть свой покровитель, который оценивает труд, поведение, прилежание домочадцев. В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших к старшим.
Первые школы в Китае появились в 3-м тысяч. до н.э. Они назывались СЯН и СЮЙ. СЯН возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать молодежь. В СЮЙ поначалу учили военному делу (стрельбе из лука). Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом СЮЭ (учить, учиться) - XVI-XI вв. до н.э. В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть предметов: мораль, счет, письмо, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. В Х! - III вв. до н.э. в школах обучались дети высокопоставленной знати в столице и менее родовитой знати в провинции.
Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Во II веке до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, и процесс написания иероглифов стал более простым. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к формуле: легкость, согласие, самостоятельность. В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы в Китае возникли к У! в. до н.э. – Даосизм, Буддизм, Конфуцианство.
Наиболее архаичные традиции были свойственны Даосизму (основатель Лаоцзы - в VII в до н.э), который рассматривал образование как нечто искусственное на пути гармонии с природой. Основное внимание уделялось сближению с природой с помощью таких приемов как молчание и бездеятельность.
Наибольшее влияние на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.
Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) создал свою школу. В данной школе изучалось: чтение, письмо, словесность, развитие мышления, преданности, доверия. В качестве способа обучения выступала самостоятельная работа – «черновая работа»: читать, писать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя – открыть новую перспективу размышлений учеников. В школе использовались следующие методы обучения – диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, развитие умений самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы.
В школе получили реализацию следующие принципы:
Уважения к ученику;
Принятие учеников такими, как они есть;
Терпимости;
Единства жизни и учения;
Равенства всех людей как учеников;
Отказа от принуждения;
Собственного примера как основы воспитания.
В основе идей Конфуция лежит общефилософское и социальное воспитание, нравственное совершенствование как основные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Конфуций покоится на воспитании согласно социальному назначению. «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».