История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)


§1 Воспитание в первобытнообщинном обществе и древнем мире

1.1. Первобытнообщинный строй

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.        

Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

      Эволюционно-биологический подход (М.Летурно; Дж. Симнсон). Представители этого подхода сближали всю воспитательную деятельность человека первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

      Психологический подход (П.Монро). Происхождение воспитания объ­яснялось проявлением у детей бессознательного инстинкта к подража­нию взрослым. П.Монро говорил, что воспитание есть лишь приспо­собление к среде.

Исторически первый тип воспитания - это воспитание в первобытнообщинном обществе.

Можно выделить ТРИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ в первобытнообщинном строе:

1.       Дородовой этап;

2.       Родовой этап;

3.       Переход к рабовладельчеству.

Еще у древнейших людей (1,5 млн. – 200 000 тыс. лет до н.э.) старый человек, накопивший за свою жизнь знания, становился мудрым советчиком в общественных делах. Трудовые навыки накапливались постепенно и ми нельзя было овладеть сразу. Старшее поколение делилось своим опытом, которое само приобретало от предшественников.

Зарождение воспитания как сознательной деятельности относят ко времени появления человека современного типа (40-35 тыс. лет назад). В это время окружающий мир воспринимался как живой организм, наделенный сознанием. И все воспитание водилось к подготовке к простейшему приспособленческому существованию.

Появление педагогической мысли осуществлялось на уровне обыденного сознания - практическое воспитание. Воспитание зароди­лось одновременно как умственное, физическое, нравственно-эмоцио­нальное взросление. Оно не было системным. Его содержание обогаща­лось по мере обогащения общественного опыта и познания человека. Воспитание сводилось к передаче жизненного опыта. Процесс выделения человека из мира животных привел к СОЗНАТЕЛЬНОЙ передаче этого опыта, а в качестве средства этого выступило появление РЕЧИ.

Предкам современного человека следовало знать: съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильным и выносливым.

Специфической чертой первобытнообщинного воспитания выступает его коллективная направленность (коллективное начало). Воспитание было ориентировано на одинаковую подготовку всех к повседневному существованию. Единственным ориентиром были – пол и возраст ребенка.

Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось в тесной связи с эволюцией форм примитивного труда. Труд выступал ус­ловием существования людей. При этом была важна передача практического трудового опыта. Воспитание происте­кало из общинного образа жизни и было  связано  с развитием орудий труда, обычаями и традициями старших поколений.

В IX – VIII тысячелетии до н.э. в ряде регионов (Средняя Азия) происходит социально-имущественное расслоение общества. Основной социальной ячейкой становится СЕМЬЯ. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращает­ся в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Дети со слов родителей и путем подражания, в практической деятельности воспринимали опыт и ин­формацию. Люди первобытной эпохи использовали неосознанно отдельные дидактические приемы при передаче опыта. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, разделывать шкуру, находить и собирать съедобные растения и др.

Основным приемом эмоционально - психологического воздействия взрослых явля­лось механическое повторение. Но по мере усложнения жизнедеятельно­сти менялись и приемы передачи социального опыта. Появились зачатки организационных форм воспитания. Постепенно воспитание сосредото­чилось в руках специально назначенных для этого лиц. В общинах охот­ников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших маль­чиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам бытовой трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины следили за тем, чтобы дети не нарушали уставленных общиной запретов. По мере взросления мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и др. Женщины обучали девочек- под­ростков ведению домашнего хозяйства. Маленьким членам общины пре­доставлялась значительная свобода в поведении. Наказание не могло быть жестоким (удар палкой по следу ребенка). Но постепенно положение ме­няется - расслоение общины ужесточает воспитание.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, воспитании из всеобщего превращается в сословно-семейное. Дети воспринимали образцы поведения на примере взрослых (родителей). Возникает воспитание различных СТРАТ: вождей, воинов, жрецов и тд.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытного общества приводит к появлению «Домов молодежи» - для детей и подростков. Это были прототипы школ для воспитания общественного человека, формирования у него трудовых умений. Занятия обычно проводились в игровой форме.

В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, а в более старшем возрасте - раздельно. При патри­архально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Вос­питание мальчиков, полностью переходит к старейшим и жрецам. По ме­ре имущественного расслоения общины появляются отдельные дома мо­лодежи для бедных и для состоятельных членов общины (племена ацте­ков, майя).

Все подростки, достигшие возраста 11-15 лет проходили процесс ИНИЦИАЦИИ. У мальчиков этот процесс был более длительным и сложным. Этот процесс представлял собой религиозный обряд с ритуальными танцами.

Подготовка к инициации у мальчиков предполагала  знание необходимое: воину, земледельцу и т.д. Программа для девочек включала навыки ведения домашнего хозяйства.

Во время инициации в некоторых общинах детей лишали сна, пищи, подвергали бичеванию, вырыванию зубов, кровопусканию, испытанию огнем, укусам ядовитых муравьев и т.д. Закрепление знания сопровождалось болевыми ощущениями от удара или укола, посредством чего проверяли храбрость и выносливость посвещаемых.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, воспитание рассматривалось как передача накопленного социального опыта от старших к младшим.

К 5 тысяч. до н.э. зарождаются цивилизации Древнего Востока. Ци­вилизация - совокупность материальных и духовных достижений общест­ва. Но сюда входит и культура и образование.

Начало истории школы и воспитания, как особых сфер общественной деятельности, восходит к эпохе цивилизаций древнего Востока. В целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться новый социальный институт - школа. Школа и воспитание в древнейших государствах Древнего Востока развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, гео­графических и других факторов. Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека. Воспита­ние становится более жестким и авторитарным. Качественно меняются способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям.

С 3-го тысяч. до н.э. речь и пиктографическое письмо, как главные способы передачи информации, начали дополняться письменностью - клинописной и иероглифической. Возникновение и развитие письменности важный фактор в развитии образования и воспитания, и цивилизации в целом.

Школа и воспитание Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических ценностей. Человек формировался в рамках же­стких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия вы­ступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья, церковь и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д.  Акцент делается на жесткие формы и методы воспитания. Обучение и воспитание длительное время носило ри­туальный характер. Содержание было узкоспециальным и закрепляло че­ловека в рамках определенного общественного положения. К 1-му тысяч. до н.э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение условий труда, рост городского населения, расширение городской инфраструктуры способствовало расширению круга людей, которым стало доступно обуче­ние и воспитание. Выделяют ряд мировых цивилизаций: Дальневосточная, Южно-азиатская, Ближневосточная, Западная.

 

1.2. Дальневосточная цивилизация

Традиции этой цивилизации ярко представлены в древнем Китае. Китайцы уже с древнейших времен являлись народом, выработав­шим своеобразную культуру. Еще за 4 тыс. лет до н.э. китайцы имели за­пас астрологических наблюдений. Их древнейшие императоры знали це­лебные свойства многих трав. Китайский народ во всей своей обществен­ности и государственности жизни не мог выйти за пределы семейных форм. Как дети являются, безусловно, починенными личной воли отца в семействе, так и весь народ, безусловно, подчиняется воле императора. Заучиваются права правительства к подчиненным и наоборот -  чиновников, родителей, супругов, детей, братьев и т.д. Все это становится содержанием учебников. Учиться начинали с 7-6 лет.

Изу­чали  три главные силы: небо, земля, человек; четыре времени года и че­тыре части света; пять элементов, пять добродетелей (любопытство, справедливость, приличие, мудрость, правдивость); шесть родов хлеба; семь стра­стей (любовь, ненависть, злоба, радость, уныние, сладострастие, гнев, трусость); музыкальные ноты; обязанности (социальные роли). В Китае и религия, и образование были подчинены государственным целям. В Китае все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование.

В основе богатых образных педагоги­ческих традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания уходящего корнями в первобытную эпоху. Жизнь в любой се­мье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений.

Так считалось, что у каждого дома есть свой покровитель, который оце­нивает труд, поведение, прилежание домочадцев. В Китае веками складывался  педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в сво­ей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших к старшим.

Первые школы в Китае появились в 3-м тысяч. до н.э. Они на­зывались СЯН и СЮЙ. СЯН возникли на месте прибежищ для престаре­лых, бравшихся обучать молодежь. В СЮЙ поначалу учили военному де­лу (стрельбе из лука). Позже для обозначения учебного заведения поль­зовались словом СЮЭ (учить, учиться) - XVI-XI вв. до н.э. В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть предметов: мораль, счет, письмо, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. В Х! - III вв. до н.э. в школах обу­чались дети высокопоставленной знати в столице и менее родовитой зна­ти в провинции.

Главной целью обучения было освоение иероглифиче­ского письма. Во II веке до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, и процесс написания иероглифов стал более простым. Подход к школьному обуче­нию в Древнем Китае сводился к формуле: легкость, согласие, самостоя­тельность. В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы в Китае воз­никли к У! в. до н.э. – Даосизм, Буддизм, Конфуцианство.

Наиболее архаичные традиции были свойственны Даосизму (основа­тель Лаоцзы - в VII в до н.э), который рассматривал образование как не­что искусственное на пути гармонии с природой. Основное внимание уде­лялось сближению с природой с помощью таких приемов как молчание и бездеятельность.

Наибольшее влияние на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) создал свою школу. В данной школе изучалось: чтение, письмо, словесность, развитие мышления, преданности, доверия. В качестве способа обучения выступала самостоятельная работа – «черновая работа»: читать, писать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя – открыть новую перспективу размышлений учеников. В школе использовались следующие методы обучения – диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, развитие умений самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы.  

В школе получили реализацию следующие принципы:

      Уважения к ученику;

      Принятие учеников такими, как они есть;

      Терпимости;

      Единства жизни и учения;

      Равенства всех людей как учеников;

      Отказа от принуждения;

      Собственного примера как основы воспитания.

В основе идей Кон­фуция лежит общефилософское и социальное воспитание, нравственное совершенствование как основные факторы человеческого бытия, непре­менные условия благополучия. Конфуций покоится на воспитании со­гласно социальному назначению. «Государь должен быть государем, са­новник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».

Информация о работе История зарубежной педагогики