История зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специ­фическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свиде­тельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изуче­ние памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: оружия труда, орудия быта, примитивные дет­ские игрушки, наскальные изображения и пр.
Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания:

Файлы: 1 файл

История зарубежной педагогики.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

Система физического воспитания в гимнастической школе характеризуется понятием «ПЕНТАТХЛОН» - пятиборье:

1.       БЕГ;

2.       БОРЬБА – 1) устояв на ногах, следовало уложить противника на лопатки; 2) допускалось любое положение противников по отношению друг к другу.

3.       ПРЫЖКИ (до 14 метров);

4.       МЕТАНИЯ ДИСКА;

5.       МЕТАНИЯ КОПЬЯ (на дальность и на точность).

При выполнении упражнений использовалось музыкальное сопровождение. Особое внимание уделялось искусству пляски (красоте движений) – ОРХЕИСТИКА. Обучение проходило от восхода солнца до заката. Во главе школы стоял специалист по всем изучаемым видам упражнений – ПЕДОТРИБ.

ГИМНАСИИ

(учились ученики в возрасте 16-18 лет)

Это государственные учреждения, предназначенные для дальнейшего развития культуры тела – ЛИКЕЙ (близ храма Апполона Ликейского), АКАДЕМИЯ, КИНОСАРГ (на Керийской дороге). В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16-18 лет. Акцент делался на упражнениях укрепляющих и развивающих тело. Одновременно оттачивалось умственное совершенствование. Ликей был излюбленным местом для СОКРАТА.

ЭФЕБИИ

(учились ученики в возрасте 18-20 лет)

Учебные заведения для военной подготовки. Поступление в эти учебные заведения было ограничено. Ежегодно составлялись списки призывающихся в Эфебии (до 1000 человек).

Поступающие принимали присягу на верность службы государства. После приятия присяги ученики попадали в категорию: 1) Всадников; 2) Гоплитов – тяжеловооруженный воин.

Первый год обучения сводился к гимнастической подготовке, борьбе, бегу, верховой езде, езде на колесницах, метанию дисков и копий, стрельбе из лука, плаванию и тд., также ученики изучали искусство постройки лагерей, основы кораблестроения. Следует отметить, что на этом этапе обучения не предусматривалось казарменного положения.

На втором годе обучения, после показа строевой подготовки, Эфебы получали от государства щит и меч и деле они отправлялись на охрану государственных границ.

Эфебы не могли выступать как истицы или ответчики в судах. Всадники участвовали в охране высших должностных чиновников, послов и т.д.

В эпоху ЭЛЛИНИЗМА (III-I вв. н.э.) появилась новая ступень обучения – ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, где учили правильно писать, считать, говорить, давали представления о музыке. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кнутом и бичом. Вершиной образования стала считаться ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА (Академия, Ликей, Школа Стоиков, которую открыл Зенон, Школа Эпикурейцев). Эфебия утратила свой военный характер, превратившись в своеобразное высшее учебное заведение, где занятия велись по расширенной программе гимнассий – риторика, грамматика, философия, математика, физика, логика, этика, гимнастика, военные упражнения и т.д. Академия стала больше проявлять интерес к математике, а Ликей к естествознанию, истории, теории музыки.

В Эллинскую эпоху возникают новые центры просвещения. К ним следует отнести в первую очередь АЛЕКСАНДРИЮ - египетскую столицу династии Птоломеев.

Тут тоже насаждалось греческое образование. Птоломей II основал Мусеум, куда приглашали лучших ученых. Тут можно было изучить науки (философия, астрономия, медицина и др.). Главной формой обучения было лекционное занятие. Александрия - мостик между Элладой и Римом.

 

Вопросы обучения и воспитания в трудах древнегреческих философах

Древнегреческая цивилизация дала миру немало выдающихся фило­софов, в концепциях которых изложены ценные идеи о воспитании. К первым философам Древней Греции, который занимался проблемами воспитания относится Демокрит (460-370 гг. до н.э.).  Он придавал огромное значение воспитанию и полагал, что оно ведет к обладанию тремя да­рами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Цель воспитания: всестороннее развитие человека (нравственное, физическое, умст­венное, трудовое). Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо чело­век является её частицей.

Демокрит считал важным родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал родителей, не желающих тратить день­ги на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благо­родный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демок­рит. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы, воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу». Главное не количество полученных знаний, а воспитание интел­лекта. «Многие всезнайки не имеют ума, прекрасна надлежащая мера во всем, следует помышлять не столько о многообразии, сколько о всесто­роннем образовании ума». Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учеников. «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни то­му, что укрепляет добродетель - стыду». Однако Демокрит советовал до­биваться педагогических результатов не одним лишь принуждением.

Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: «Наихудшее из того, чему может нау­читься молодежь - легкомыслие». Демокрит высказывал идею связи при­роды человека и природы вообще. Это, по сути, было утверждением принципа природосообразности. В воспитание Демокрит включает труд. Необходимо отметить, что Демокрит был идеалистом. Идеи Демокрита предваряли становление взглядов древнегреческих ученых - софистов (V-IV вв. до н.э.).

Софисты помышляли о воспитании активных граждан полиса. Они включали в программу обучения: грамматику, диалектику, геометрию, астрономию, музыку. Первые софисты считали своим призванием препо­давание риторики.

Крупнейшим представителем философии софистов яв­лялся СОКРАТ (469- 399 гг. до н.э.). По своему происхождению Сократ относился к той группе афинского общества, которая принадлежала к ремесленникам, но была более состоятельной. Он был сыном скульптора. Его  активная философская деятельность разворачивалась в период с 450 по 400 гг. до н.э.

Сократ был первым афинским философом, прожившим всю жизнь в родном городе. Его мать была «повивальной бабкой». Будучи незнатного происхождения и не богатым, он никогда не стремился улучшить свое материальное положение. Сократ был женат на Ксантиппе и имел троих детей.

Отличительными чертами Сократа являлись: скромный и простой образ жизни; искренность; остроумие; добродушный юмор.

Однако афинские граждане ощущали некоторый дискомфорт, когда Сократ останавливал их на улице, рынке и  начинал в разговоре с ними задавать трудные вопросы. Сложилось мнение, что Сократ в своих беседах губит юношество и представляет собой опасность для общества. Судом присяжных Сократ был приговорен к смерти через принятие яда (цикуты).

В качестве главных добродетелей, Сократ выделил следующие: 1) Сдержанность – указывает на то, как укрощать страсти; 2) Мужество – указывает на то, как преодолеть опасности; 3) Справедливость – указывает на то, как соблюдать божественные и природные законы. Эти добродетели человек способен приобрести в процессе познания и самопознания.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний, создание гармоничного единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям. Сократ видел пути воспитания в: самоанализе, в самосовершенствовании.

Главным дидактическим достижением Сократа можно назвать – «МАЙЭВТИКУ» (повивальное искусство) – диалектический спор, подводящий к истине через систему продуманных наводящих вопросов.

По Сократу главной целью человека в жизни должно быть нравственное самосовершенствование.

Счастье, по Сократу – установление гармонии между личными и общественными интересами, устранение между ними противоречий.

Придавая огромное значение природным предрасположенностям, Сократ видел в качестве средства проявления и развития способностей человека – его САМОПОЗНАНИЯ.

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, он один из родоначальников СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКИ – как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – СОКРАТОВСКИЙ МЕТОД.

Главная задача наставника по Сократу – пробуждение мощных душевных сил воспитанника и в этом «повивальном искусстве» предназначение учителя.

Беседа Сократа была направлена на САМОЗАРОЖДЕНИЕ истины в сознании ученика, причем в этом поиске учитель и ученик должны находится в равном положении:

«Я знаю, только то, что я ничего не знаю»

Суть схемы беседы Сократа сводилась к тому, что сначала следовало, прежде всего, разрушить систему прежних ложных представлений и связанных с ними суждений в сознании ученика, привести его к выводу, что ОН НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ, а дальше построить новую систему представлений, возникающих в сознании ученика как нечто родное, близкое, возникающее из «собственного-Я». Развитие беседы проходило ИНДУКТИВНЫМ ПУТЕМ.

В ходе беседы использовалась так называемая сократова ирония – преднамеренное, слегка шутливое выдвижение на первый план своей скромности, видимая готовность уступить собеседнику при первом же его обоснованном доводе, что вызывало мощный эмоциональный отклик у слушателей. Но эта ирония не означала уступчивости.

Знание у Сократа триедино (представлено тремя блоками, составляющих единую сущность):

1.       ФАКТУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ (знание о том, что есть на самом деле);

2.       НОРМАТИВНОЕ ЗНАНИЕ (знание о том, как должно быть);

3.       ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ (знание, которого действительно придерживается человек).

В своем учении Сократ исповедовал АНТИИНДОКРИНАЦИОННЫЙ ПРИНЦИП – не признание мнения под влиянием внешних воздействий.

Как правило, люди добровольно не соглашаются на то, чтобы кто-то убеждал их и манипулировал ими на основе не совсем понятных им доводов.

Поэтому, естественно, что в Афинах Сократ встретил сопротивление, когда, пытаясь создать условия для свободного и открытого общения он прибегал к риторике.

Во время дискуссии Сократ указывал на противоречия, неясности, «разрушал» реальность, которой придерживался собеседник. Он показывал, что социальные и моральные представления собеседников е являются достаточно обоснованными и тем самым обнаруживались болезненные для них откровения.

Афинские правители полагали, что разрушение господствующих мнений опасно для государства, даже если они лишены всякой обоснованности – они необходимы для функционирования общества.

Можно говорить о том, что Сократ в своих рассуждениях использовал три тезиса:

1.       Знание есть благо;

2.       Правильное знание ведет к моральным, справедливым действиям;

3.       Моральные действия ведут к счастью.

После смерти Сократа многие его ученики разошлись по разным школам, но сохранением воспоминаний о Сократе мы обязаны двум его ученикам: Ксенофонту и Платону (Аристоклу).

Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа ПЛАТОН (427 - 347гг до н.э.). По своему происхождению Платон принадлежал к одному из наиболее богатых и знатных родов Афин. Время его детства происходило во время войны. Платон получил блестящее образование и рос в среде, где неприятие демократии переходила в ненависть.

Платон встретился с Сократом и стал его постоянным слушателем, когда ему было около 20 лет. Ему было 28 лет, когда развернулся процесс над Сократом. Обстоятельства этого процесса еще и еще раз укрепили Платона в его неприязни к демократии.

У Платона созревает мысль о том, что только полная реформа 1) государственного строя; 2) общественного строя; 3) дела воспитания могут укрепить положение общества.

Смерть Сократа заставила думать его ближайших последователей о собственной безопасности. Платон бежит в МЕГАРУ, а оттуда он предпринял свое первое путешествие – он отправляется в КИРЕНУ, где изучал математику, затем некоторое время жил в Египте, а в 395 году до н.э. возвращается в Афины.

К этому времени относится начало его педагогической деятельности. Это было свободное общение на основе критики софистики. В конце первого десятилетия IV века до н.э. Платон предпринял первое путешествие на Запад.

Платон мечтал побывать  в Сиракузах у местного тирана ДИОНИСИЯ для осуществления своих планов общественного переворота, но из этого ничего хорошего не вышло. Тиран сыграл злую шутку с заносчивым гостем из Афин. Он приказал продать его в рабство, но по счастливой случайности Платон был выкуплен, после чего он смог вернуться в Афины, где он полностью окунулся в педагогическую деятельность, основав учебное заведение – АКАДЕМИЮ.

В  эти годы он создает главную часть своего произведения – «ГОСУДАРСТВО». В этом труде представил модель идеального государства, которое у него представлено тремя социальными группами: 1) Философы; 2) Воины; 3) Ремесленники и земледельцы.

После смерти Дионисия в 367 году до н.э., воспользовшись приглашением ПИФАГОРИЙЦОВ, Платон вновь отправляется в Сиракузы для осуществления планов общественной реформы, но его ждет неудача.

Через пять лет он вновь предпринимает путешествие в Сиракузы, и вновь была неудача.

Конец своей жизни Платон проводит в академической среде, работая над проектом общественного переустройства и реформы системы воспитания под названием – «ЗАКОНЫ». На основе своих философских воззрений разработал теорию воспитания, в которой государство является доминирующим, главным фактором.

Платон предложил обширную программу воспитания, выделил связь между воспитанием и общественным укладом. Рассматривал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека.

Информация о работе История зарубежной педагогики