Использование наглядности при формировании грамматических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: является разработка и изучение уроков с использованием, наглядности при формировании грамматического навыка.
Объектом данного исследования: является использование наглядности на уроках иностранного языка.

Предмет исследования: использование наглядности при формировании грамматического навыка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...1-2
I Теоретические основы проблемы наглядности
История наглядности. ……………………………………………...3-4
Определение наглядности и её характеристика…………………..4-7
Различные классификации видов наглядности …………………..7-11
Принцип наглядности …………………………………….. …..11-12
Психологические особенности младшего школьного
возраста…………………………………………………………….12-13

II. Использование наглядности при формировании грамматических
навыков
2.1 Определение грамматического навыка и его характеристика…………………………………………………………… 13-15

2.2. Обучение грамматической стороне речи. Формирование навыка . 15-17

III Разработки уроков……………………………………………………..18-50

Заключение………………………………………………………………..51-52

Список литературы..………………………………………………………..53

Файлы: 1 файл

дипломная работа Обучение чтению использ.наглядн..docx

— 109.64 Кб (Скачать)

 

5.       Репродукция. 
 
6.       Комбинирование. 
 

 

 

 

                                                           14

Навык должен иметь следующие качества: 
 
1.      Правильность выполнения. 
 
2.      Бессознательность (автоматизированность) – выражение мысли при сосредоточении внимания на содержании. 
 
3.      Темп выполнения. 
 
4.      Прочность операции. 
 
5.      Способность к переносу, гибкость (расширение лексического материала не должно разрушать навык). 
 
 
2.2 Обучение   грамматической стороне речи. Формирование навыка 
 
В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.  
  I)характеристика грамматического навыка. Грамматический навык- синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого- синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи. В грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:  
1) выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);  
2) оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определённым временным параметром;  
3) оценка правильности и адекватности этих действий 
II) виды навыков. Грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации ( говорение, чтение, аудирование, письмо). Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки.

                                                             15

 Морфологические и  синтаксические речевые навыки  письменной речи носят более  аналитический (дискурсивный) характер  благодаря специфике письменного  вида речи.                            

 Здесь становится возможным  возвращаться к уже написанному, исправлять и изменять уже созданный текст. Рецептивные грамматические навыки- это автоматизированные действия по указанию и расшифровке грамматической информации в письменном или звучащем тексте. Поскольку восприятие и понимание устного или письменного текста происходит как при активном, так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки делятся на рецетивно- активные и рецептивно-пассивные навыки чтения и аудирования.  
Определяя роль языковых навыков в формировании речевых, можно отметить, что первые создают операционно-ориентировочную основу для владения речевыми грамматическими действиями; они положительно влияют на формирование речевого грамматического автоматизма, хотя совсем не гарантируют его создание.  
III) формирование грамматических навыков. Функционирование грамматической стороны говорения происходит следующим образом:

  •  
    говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу. Выбор, происходит подсознательно. Когда нужно что-то пообещать собеседнику, то человек в зависимости от ситуации и отношений с собеседником скажем: « Я сделаю это» или « Хорошо, я обещаю тебе» и т.п. Это произойдёт только в том случае , если форма глагола будущего времени усваивалась вместе с функцией « обещание» и , следовательно, маркирована ею в сознании человека. Это и есть функциональная сторона навыка, или операция выбора;
  •  
    говорящий оформляет речевые единицы, которыми заполняется модель. Для выяснения методического значения нужно обратиться к примеру. Если человек просит о чём-то, а его собеседник хочет ответить отказом, то это может быть выражено различным образом: «Мне не хотелось бы этого делать», или «Я не буду это делать» и т.п. Видимо, структуры в сознании связаны с определёнными коммуникативными задачами: для каждой задачи - функциональное гнездо структур. То, что говорящий выбирает какую-то определённую структуру, зависит уже от конкретных условий: собеседника, отношений с ним, настроения, культуры и т.п.

                                                                    

 

                                                               16

Выбор структуры можно назвать функциональной стороной навыка. Но есть ещё и формальная сторона- оформление. От неё зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость речи. Эта сторона (оформление ) теснейшим образом связана с обоими поднавыками лексического навыка- вызовом слова и сочетанием, более того, оформление структуры основано на них, зависит от их уровня. Вот почему формировать грамматический навык можно лишь на основе тех лексических единиц, которыми учащийся владеет достаточно свободно.  
Операция оформления должна произойти согласно нормам языка и в определённых временных параметрах. Может показаться, что соотнесённость с ситуацией присуща только операции выбора. Но это не так: она присуща и операции оформления, правда, опосредованно, через то, что лингвисты называют грамматическим значением. Фразой « В городе много строят» можно выразить и подтверждение, и отрицание мысли собеседника ( т.е. совершенно противоположные речевые функции), но в обоих случаях использование в ней неопределённо-личного местоимения означает выдвижение на передний план самого действия, а не его производителя. Выбор модели зависит и от того, насколько усвоено говорящим его грамматическое значение ( в данном случае- неопределённость действующего лица). А оно теснейшим образом связано с оформлением данной модели, ибо форма и её значение едины и неразрывны. Говоря иначе, грамматическое значение, с одной стороны, связано с оформлением модели, с другой – с ситуацией, от чего зависит выбор. Понимание и признание этого влекут за собой отказ от последовательного формирования сначала операции оформления ( в языковых и им подобных упражнениях), а затем операции выбора ( в речевых упражнениях), ибо в этом случае оформление вынуждено отрывать от ситуативности и поэтому не вырабатывается механизм ситуативного слежения за оформлением высказывания. Названный механизм вырабатывается только в том случае, если форма и функция усваиваются параллельно, при ведущей роли функции, как это имеет место в условно- речевых упражнениях. Обе операции - выбор и оформление - синтезированы в грамматическом навыке в единое действие, обладающее качествами речевого навыка как такового.  
Вывод: во второй главе было раскрыто определение грамматического навыка, стадии его формирования и его качества. Также была определена проблема обучения грамматическим навыкам. 

 

 

 

 

 

                                                      17

 

III Практическая  часть. 
 
Для анализа характера использования наглядности при формировании грамматического навыка были выбраны два учебника английского языка для начальной школы: «Enjoy English - 3» Биболетовой М.З. и «English» для 4 класса Верещагиной И.Н. 
 
Проведённый анализ показал, что в учебнике «Enjoy English» весь новый грамматический материал приводится в рубрике «Grammar discoveries». Наряду с объяснением назначения, основных случаев употребления и формообразования нового грамматического явления, как правило, проводятся параллели с аналогичными по смыслу и назначению грамматическими явлениями родного языка. 
 
Для осознания грамматических явлений в составе речевых образцов используются грамматические модели, состоящие из геометрических фигур, которые наглядно демонстрируют структурные особенности английского языка и создают хорошую зрительную опору для их запоминания. Для этой же цели предназначены и грамматические таблицы, размещенные в тексте уроков и в грамматическом справочнике в конце учебника.Также в учебнике и рабочей тетради широко представлены подстановочные таблицы. 
В учебнике «English» новый грамматический материал приводится в синих рамочках почти на каждом уроке. Правила представлены в виде таблиц с положительными, отрицательными вариантами и вопросительными формами.В конце каждой части учебника есть англо-русский словарь с указанием слов, которые в лексический минимум, необходимый для данного года обучения.Также в обеих частях учебника есть список необходимых неправильных глаголов.В конце второй части помещён грамматический справочник (Reference Grammar), содержащий новый для соответствующего года обучения грамматический материал. Анализ двух учебников английского языка для начальной школы показал, что в обоих учебниках при введении нового грамматического материала доминирует лингвистическая схемная наглядность, т.е. таблицы и схемы. Такая наглядность имеет функцию презентации нового материала. Можно сказать, что подобного представления наглядного материала для формирования грамматического навыка не достаточно. Лично я, хотела бы предложить авторам использовать больше наглядность речевых поступков, которая приводила бы к к конкретизации правил языка и тем самым способствовала бы не только изучению речи на изучаемом языке, но к усвоению системы его правил. 

 

 

 

 

                                                           18

Unit:3

Lesson: 7

Class:4

УМК: М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева  «Enjoy English»

Форма урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Предметные результаты:

в чтении:

- умения правильно читать  и понимать лексические единицы  по теме, выбирать требуемую информацию.

в говорении:

- умение вести мини-диалог  с учителем и диалог-расспрос  с собеседником по ситуации  “At the Table”; умение отвечать на вопросы по теме; умение составлять короткие высказывания по теме урока; использовать в речи поряковые числительные, структуру “would like to”.

- умение рассказывать  о своем любимом времени года, о дне рождения, о подарках;

в аудировании:

-развитие умения и  навыка воспринимать на слух  англоязычную речь с опорой  на иллюстрацию, извлекать запрашиваемую  информацию из услышанного;

в письме:

-формирование умения  делать подписи к рисункам, правильно  оформлять поздравительную открытку;

Метапредметные результаты:

результатами изучения темы является формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

 

20

Личностные УУД: принятие своей роли ученика, формирование положительного отношения к процессу познания, мотива учебной деятельности, личностного смысла учения,  развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, самостоятельности;  

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять контроль и оценку своей деятельности ее коррекцию.

Познавательные УУД: умение структурировать свои знания по теме, ориентироваться в системе своих знаний; успешно осуществлять использование речевых средств, опираясь  на учебную ситуацию и личный опыт; умение действовать по схеме, заданному плану, выстраивать стратегию для дальнейшего выполнения соответствующих действий;

Коммуникативные УУД: умение строить речевые высказывания; умение  слушать аудиозапись, учителя, класс и собеседника и правильно реагировать на предлагаемые фразы;  вступать в мини-диалог с учителем и диалог по заданной ситуации с собеседником.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация, раздаточный материал, материалы для игры. 

Используемые технологии: коммуникативно-ориентированного обучения, проектная технология, технология личностно-ориентированного обучения, игрового обучения, проблемное обучение;

Используемые методы: словесный, иллюстративно-наглядный, частично-поисковый, деятельностный.

Ход урока

Организационный этап

(подготовка учащихся  к работе на уроке; мотивация  на успех учебной деятельности, создание благоприятной атмосферы  на занятии).

Учитель задает вопросы и настраивает учащихся на работу. 

Good morning, boys and girls! How are you?

What day of the week is it today?  What date is it today?

What season is it now? Do you like winter?

21

What can you do in winter?

When is your birthday?

Введение в ситуацию урока, определение темы урока, постановка цели и способов ее достижения.

Now, children, listen to Jim’s song. (Звучит песенка Millie). What holiday has he got?  Определение темы урока.

What is the theme of our lesson? - Happy birthday, Jim!

Постановка задач: Now let’s get ready for a birthday party. 

What can we do in the lesson?

  • Learn the words
  • Speak English
  • Listen to the dialogue
  • Make the dialogue
  • Read, write, draw, sing a song.

 

 ( задачи и способы выполнения задач) учащиеся называют сами. Что нам нужно сделать, чтобы подготовиться к вечеринке?

Фонетическая зарядка.  

You have got letters from Jim. Let’s read the letters. (ученики читают приглашение от Джима), отвечают на вопросы.

Актуализация знакомой лексики.

Учитель задает вопрос: What can we do at the party? Open your envelopes and choose. Учащиеся вскрывают конверты, выбирают соответствующие надписи и прикрепляют их на доску 

We саn …

Знакомство с новой лексикой (упр. 1 с. 71)

So, let’s go to Jim’s party! We must give him presents. What presents can we give to Jim?

Введение в презентации, фонетическая отработка и закрепление.

22

Организовать в парах взаимоконтроль усвоения лексики с помощью презентации.

Далее проверка:

Complete the crossword.  

What present would you like to get?  

What present would Jim like to get? Let’s play! (ученики играют в игру The magic box, выбирают подарок для Джима).         

Аудирование текста (аудиозапись к упр. 1 урок 40)

Miss Chatter and her pupils want to give a present to Jim.

Open your books (ex.1 lesson40)Look at the pictures and guess

what  Miss Chatter and her children want to give to Jim?

Ученики высказывают свои предположения.  

Now listen to the tape and check out if you were right.

A computer game.

Do you like to play computer games?

Динамическая пауза

Диалогическая речь.

А теперь представьте, что вы на Дне рождения Джима. Вас  пригласили за стол. Какие фразы вы можете там услышать? (Вспоминают выражения). Я раздам вам   карточки со схемами , а вы попробуйте разыграть разговор  « За столом».

Проектная деятельность.

So, we can go to the party now.

But where is our postcard? We have no cards for Jim.

Работа в группах по созданию мини-проектов.

23

Let`s make nice cards for Jim.

Работа в группах по созданию мини-проектов. (дети работают в группах по 3 проектам-поздравительная открытка, пожелания Джиму; каждой группе выдаются заготовки-выражения, слова, картинки, клей и листы бумаги, ножницы). Используется музыкальный фон.

Защита проектов.

Каждая группа у доски зачитывает свой проект.

Eg.  -Happy birthday to you, Jim.

-We wish you… to get good marks…

-You can…ride a bike, read a book…

Подведение итогов урока.

Домашнее задание с. 46 у. 2 или 3  – на выбор (рабочая тетрадь); учебник у. 4 с. 72 читать.

Информация о работе Использование наглядности при формировании грамматических навыков