Использование наглядности при формировании грамматических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: является разработка и изучение уроков с использованием, наглядности при формировании грамматического навыка.
Объектом данного исследования: является использование наглядности на уроках иностранного языка.

Предмет исследования: использование наглядности при формировании грамматического навыка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...1-2
I Теоретические основы проблемы наглядности
История наглядности. ……………………………………………...3-4
Определение наглядности и её характеристика…………………..4-7
Различные классификации видов наглядности …………………..7-11
Принцип наглядности …………………………………….. …..11-12
Психологические особенности младшего школьного
возраста…………………………………………………………….12-13

II. Использование наглядности при формировании грамматических
навыков
2.1 Определение грамматического навыка и его характеристика…………………………………………………………… 13-15

2.2. Обучение грамматической стороне речи. Формирование навыка . 15-17

III Разработки уроков……………………………………………………..18-50

Заключение………………………………………………………………..51-52

Список литературы..………………………………………………………..53

Файлы: 1 файл

дипломная работа Обучение чтению использ.наглядн..docx

— 109.64 Кб (Скачать)

Психологическая особенность и ценность чувственно-наглядного  
преподнесения материала обучения состоят также в том, что он мобилизует психическую активность учащихся, а именно вызывает интерес к занятиям языком, переводит произвольное внимание в послепроизвольное, расширяет объем усваиваемого материала, снимает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс научения. 
Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий – натуральные и объёмно-образные.

 Натуральные наглядные  пособия представляют собой натуральные  объекты, подлинные предметы, специально  обработанные с целью использования  их в учебном процессе. К ним  относятся гербарии, препараты, коллекции  и т.д.  
 
Объёмно-образные наглядные пособия передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объёмного образа, являясь трёхмерным изображением объекта. К объёмно-образным пособиям относятся модели, макеты, муляжи и т.д.  
 
Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые.  
 
Образно-знаковые пособия – это те, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.  
 
Условно-знаковые пособия передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К ним относятся карты, схемы и т.п.  
Средства наглядности можно охарактеризовать следующим образом:  
                                                           
• натуральная наглядность обычно применяется при знакомстве слушателей с неизвестными предметами и явлениями, конкретизирует понятия, служит средством изучения внешних характеристик объекта;  
• образно-знаковая наглядность применяется в том случае, когда необходимо передать скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта, показать в пространственной форме его различные ненаблюдаемые характеристики и связи; выступает средством перехода от описания явления к пониманию его сущности;  
• объемно образная наглядность служит средством фиксации знаний для переработки и хранения, представляет информацию в сжатом виде;  
• условно-знаковая наглядность служит средством структурирования учебного материала.  

                                                                       8

Виды таблиц и их тематика.                                                              

Среди печатных пособий ведущую роль играют таблицы. В таблицах по  
иностранным языкам языковой материал сочетается с изобразительным. 
Таблицы не только обобщают, систематизируют грамматический материал,  
иллюстрируют словообразование или образование временных форм, но и  
облегчают использование конкретного материала в речи. 
В настоящее время в школах используются следующие таблицы: лексические  
таблицы по развитию речи на уроках иностранного языка, таблицы по  
грамматике иностранных языков для начального, среднего и старшего этапов обучения. 
Лексические таблицы выполняют следующие дидактические функции и служат  
для: презентации лексического материала, активизации его в речи  
учащихся; создания ситуаций, стимулирующих речевую деятельность  
учащихся; систематизации лексического материала. 
В лексических таблицах наряду с языковым материалом используется  
изобразительный ряд в виде рисунков, выполненных в юмористической форме.  
Рисунки выполняют комментирующие и стимулирующие функции.  
Сочетание языкового материала с изобразительным позволяет учителю  
выполнять различные виды заданий: ответы на вопросы учителя; 
составление вопросов к рисункам самими учащимися; 
составление собственных примеров по образцам, данным в таблице; составление небольших высказываний на уровне фразы и сверхфразового единства с опорой на языковой и изобразительный материал таблицы. 
Таблицы по грамматике иностранных языков выполняют следующие  
дидактические функции: служат своеобразной опорой для применения правил; способствуют выработке навыков употребления конкретного  
грамматического явления в речи; способствуют обобщению, систематизации изученного материала. 
Тематика таблиц по грамматике иностранных языков в основном  
соответствует программе. К примеру, таблицы по грамматике английского 
языка иллюстрируют наиболее характерные случаи употребления  
грамматических явлений в речи. В таблицах широко используют рисунки,  
которые иллюстрируют трудные случаи образования грамматической формы  
(например, образование вопросительной формы). 
Таблицы на сопоставление аналогичных или противопоставление  
взаимосмешиваемых форм позволяют обратить внимание учащихся на  
отличительные черты образования и употребления грамматического мате риала в речи и тем самым предупредить некоторые характерные для учащихся ошибки. 
                                                            

                                                              9

Чтобы сделать материал таблицы более наглядным, используется также цвет. Так, вспомогательные глаголы выделяют красным цветом, а знаменательные – синим. Кроме цвета эту же цель выполняют схемы.                                                        

Схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определенной осмыслительной активности, развивают мышление. 
Особенно удачно осуществляется систематизация языкового материала в  
таблицах по грамматике английского языка, где с помощью схем, символов,  
знаков поясняются наиболее сложные грамматические явления,  
синтаксический строй английского языка. 
Для обозначения основных синтаксических типов предложений в таблицах  
использованы геометрические фигуры, каждая из которых соответствует  
определенному члену предложения. Например, - обозначает подлежащее, -  
сказуемое, - глагольную связку. 
Символика в таблицах играет важную роль, так как способствует лучшему  
усвоению порядка слов в предложениях разного типа. 
При усвоении синтаксических структур целесообразен следующий порядок  
работы: от простого к сложному по определенной логической схеме, которая создает своеобразные ориентиры для связного высказывания (название предмета, его качества, действия и т.д.). 
Символы помогают разнообразить приемы работы на уроке, использовать  
упражнения с элементами игры. 
Работе с таблицей по грамматике предшествует устная отработка образца  
без опоры на печатный текст. Таблица используется для выявления  
какой-нибудь закономерности, а также для обобщения и систематизации  
языкового материала. 
Количество и характер вопросов зависят от сложности темы, содержания  
лексической или грамматической таблицы и уровня подготовки учащихся.  
Особое внимание следует уделить специфике табличной формы, расположению материала, условным обозначениям.

При работе с таблицей по грамматике целесообразно также использовать  
составление вопросов к изобразительному материалу таблицы, подбор  
собственных примеров, ответы на вопросы по содержанию рисунка,  
упражнения на подстановку, замену, дополнение и расширение образца.

В условиях кабинета иностранного языка грамматическую таблицу можно  
включить в экспозицию. Например, продуктивным является демонстрация  
таблицы глагола «To Be», рассчитанной на запоминания данного глагола.  
Такая таблица в этом случае служит справочным пособием и облегчает  
запоминание материала.

                                                            10                   

1.4.Принцип наглядности.

 
В процессе познания окружающей действительности, (то же и в процессе                                                             учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. 
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения: 
 
1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются. 
 
2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения. 
 
3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено. 
 
4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся. 
 
5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях. 
                                                        11

  
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.

 

1.5 Психологические  особенности младшего школьного  возраста 
 
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством жизни ребёнка – поступлением в школу. 
 
Образное мышление – основной вид мышления в этом возрасте. Ребёнок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своём воображении. 
 
Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных. 
 
Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное

мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.) 
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново. 
                                                       12

Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких сложных ситуаций требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять сложную картину - это значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей сопоставления их друг с другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте формально-логическое мышление. (16) 
 
Итак, в теоретической части было рассмотрено определение наглядности и её история, дана характеристика наглядности, приведены классификации наглядности, данные разными авторами, раскрыт дидактический принцип наглядности. Также были указаны психологические особенности младшего школьного возраста.

 

 

II глава Использование наглядности при формировании грамматических навыков 
 
2.1 Определение грамматического навыка и его характеристика 
 
Грамматический навык синтезирует действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня.  
Кратчайший путь к созданию навыков лежит через осознание операций, которые производятся с материалом языка, через совершенствование их путём тренировки и доведения до автоматизма. 
Тренировочные упражнения, целью которых является автоматизация какой-либо одной структуры, обычно не могут обеспечить выработку навыка, а лишь создают предпосылки для его формирования. Данную модель можно

 считать полностью автоматизированной только тогда, когда она свободно используется в коммуникативной деятельности наряду с другими моделями, в комбинации с ними, когда она не является объектом произвольного внимания говорящего. Автоматизированная модель должна быть включена в речевую деятельность, только тогда будет завершено формирование навыка. Навык можно считать полностью сформированным только тогда, когда интерференция преодолена.  
 
Важнейшим условием формирования грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на который распространяется грамматическое обобщение.

                                                            13

 Автоматизация навыка  требует многократного повторения  одного и того же действия  на изменяющемся лексическом  материале.  
 
 Формирование и совершенствование операций с грамматическим материалом, т.е. грамматических навыков, является самым важным и самым трудным аспектом обучения речи, а также это является целью обучения грамматике на начальном этапе обучения иностранных учащихся русскому языку.  
 
Грамматические навыки – это автоматизированные операции, производимые с грамматическим материалом языка в процессе речевой деятельности, когда сознание направлено на содержание высказывания.  
Грамматический навык синтезирует действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня. 
Грамматические навыки формируются на основе аналогии, в результате многократного повторения операций с отобранными речевыми образцами или моделями. Тренировочные упражнения основаны на подстановке тренируемых элементов в данную модель. В русском языке подстановка гораздо чаще, чем во многих других языках, связана с изменением форм слов, поэтому простой аналогии и основанного на этой аналогии воспроизведения совершенно недостаточно. Необходимо знание многочисленных правил, которым подчиняется словоизменение, и умение их применять. Правила совершенно необходимы для того, чтобы знать границы аналогии при подстановке, чтобы не смешивать формы слов.  
Стадии формирования навыка: 
 
1.       Восприятие типовой структуры. 
 
2.       Имитация. 
 
3.       Подстановка. 
 
4.       Трансформация.

Информация о работе Использование наглядности при формировании грамматических навыков