Использование наглядности при формировании грамматических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: является разработка и изучение уроков с использованием, наглядности при формировании грамматического навыка.
Объектом данного исследования: является использование наглядности на уроках иностранного языка.

Предмет исследования: использование наглядности при формировании грамматического навыка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...1-2
I Теоретические основы проблемы наглядности
История наглядности. ……………………………………………...3-4
Определение наглядности и её характеристика…………………..4-7
Различные классификации видов наглядности …………………..7-11
Принцип наглядности …………………………………….. …..11-12
Психологические особенности младшего школьного
возраста…………………………………………………………….12-13

II. Использование наглядности при формировании грамматических
навыков
2.1 Определение грамматического навыка и его характеристика…………………………………………………………… 13-15

2.2. Обучение грамматической стороне речи. Формирование навыка . 15-17

III Разработки уроков……………………………………………………..18-50

Заключение………………………………………………………………..51-52

Список литературы..………………………………………………………..53

Файлы: 1 файл

дипломная работа Обучение чтению использ.наглядн..docx

— 109.64 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 
 
Введение…………………………………………………………………...1-2 
I Теоретические основы проблемы наглядности

    1. История наглядности. ……………………………………………...3-4
    2. Определение наглядности и её характеристика…………………..4-7      
    3. Различные классификации видов наглядности …………………..7-11    
    4. Принцип наглядности     …………………………………….. …..11-12
    5. Психологические особенности младшего школьного  
            возраста…………………………………………………………….12-13

 

II. Использование наглядности при формировании грамматических  
      навыков

2.1 Определение грамматического навыка и его характеристика…………………………………………………………… 13-15 
 
2.2. Обучение грамматической стороне речи. Формирование навыка . 15-17         
 
III Разработки уроков……………………………………………………..18-50 
 
Заключение………………………………………………………………..51-52 
 
Список литературы..………………………………………………………..53 

Приложение…..……………………………………………………………..54 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   За последние несколько  лет в обществе значительно возросла роль английского языка,  как средства международного общения.

   Обучение иностранным языкам – процесс весьма специфический. При целевой установке – добиться практического овладения иностранными языками – главная задача заключается в формировании и дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

     Владение каким-либо  речевым материалом на уровне  умения достигается после формирования  и накопления соответствующих  навыков. Следовательно, сначала должен  быть предусмотрен этап работы, на котором формируются речевые  навыки, а затем – этап, на котором  развивается речевое умение.

      Для успешного  обучения важно знать не только  его сущность и внутреннюю  структуру, но и те исходные  положения или принципы, которыми  нужно руководствоваться. Умелая  реализация принципов в процессе  обучения служит важной предпосылкой  его дидактической эффективности. Одним из наиболее актуальных является принцип наглядного обучения.  Это объясняется многими причинами. 
      Существенно расширилась область наглядности, и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении иностранному языку носила исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение. Затем стали наглядно иллюстрировать грамматическую структуру языка, например, предъявляли учащимся выполненные в разных красках схематические изображения падежей или синтаксические структуры каких-либо предложений. При этом менялась и своеобразно театрализованная наглядность: на глазах у всего класса группа учеников представляла синтаксический строй предложения, причём один из участников такой наглядности, изображавший какой-либо член предложения, становился то на одно, то на другое место в предложении в зависимости от изменений его коммуникационного типа и синтаксического строя. 
Исходя из актуальности данной проблемы, определена тема данного исследования: использование наглядности при формировании грамматического навыка.

 Целью исследования: является разработка и изучение уроков с использованием, наглядности при формировании грамматического навыка.

 Объектом данного исследования: является использование наглядности на уроках иностранного языка. 
 
Предмет исследования: использование наглядности при формировании грамматического навыка. 
 

1

Задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «наглядность»;

2. раскрыть сущность дидактического принципа наглядности;

3. рассмотреть особенности формирования грамматического навыка;

  1. раскрыть основные психологические особенности младшего школьного возраста;

 

  1. познакомиться с опытом учителей по данному вопросу.

 

  1. Разработать уроки с применением наглядности

 

  1. Научиться применять наглядность на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            2

I Глава. Теоретические  основы проблемы наглядности.

    1. 1.  История наглядности

 
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности дал Ян Амос Коменский в XVII веке, хоть он и не употреблял термина «наглядность». Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашёл средство, облегчающее ребёнку изучение книжного материала. «Мир чувственно-воспринимаемых вещей в картинках» - само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка – вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления. 
 
Обучение возникло за много тысяч лет до Коменского и нельзя думать, что ребёнок, когда его учили без наглядных пособий, не мог представить в жизни то, о чём ему говорил наставник, взрослый, учитель. Наоборот, на ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затруднений, чтобы представить и понять то, чему их учили. Методы обучения были адекватны характеру познавательной и практической деятельности ребёнка и взрослого. 
 
С появлением письменности и книг обучение стало более сложным. Возникает противоречие между личным опытом ребёнка и общественным опытом, отражаемом в книгах.  
 
Опыт ребёнка ограничен, дети не всегда могут понять, о чём говорится в книгах. Ребёнку для понимания книги необходимо соотнести её содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удаётся, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрёжки.  
 
Книга усложняет познавательную деятельность ребёнка, она требует развитых форм и операций мышления: обобщения и абстрагирования, дедукции и индукции, анализа и синтеза. Возникают сложные соотношения чувственного и рационального при изучении нового материала.  
Е.Н.Медынский пишет: «Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического её обоснования, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко и правильно, не только как зрительную, но как привлечение всех органов чувств к лучшему, наиболее ясному, основательному и прочному усвоению вещей и явлений. Ян Амос Коменский предлагает «золотое правило» обучения: «Всё, что только

3

возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанием – путём осязания». Если какие-то предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами…» 
Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала. Наглядность означает чувственное познание, которое является источником знаний. Поэтому, чем больше наглядностей, тем больше опоры на чувственное познание, тем, следовательно, лучше развивается разум.

Развивая идеи Я.А.Коменского о наглядности в обучении, И.Г.Песталоцци переоценивал наглядность, ошибочно считая её абсолютной основой всякого познания.(3) 
 
Константин Дмитриевич Ушинский подчёркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих «формами, звуками, красками, ощущениями». Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформулированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. 
 
Ушинский видит, что главное в обучении – умело организовать мыслительную деятельность учащихся. Наглядные пособия – одно из средств умственного развития, они занимают определённое место в обучении и не определяют всего хода учения.(17) 

1.2 Определение  наглядности и её характеристика 
 
Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе. 
В учебном процессе формирования и развитие иноязычных навыков и умений  
осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Вместе с тем говорение занимает одно из ведущих мест на уроке иностранного языка. Говорение напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию умений и навыков устной речи, начиная от простейших умений и навыков до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений. 
                                                           

                                                           4

Лексические и грамматические единицы языка являются исходным и  
необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется  
говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных  
компонентов содержания обучения иностранным языкам. 
Средства обучения – необходимое условие успешного изучения того или  
иного предмета. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания. 
Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся  
овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение,  
слушание, чтение, письмо). Вот почему наглядные средства обучения  
способны обеспечить мотивационно - побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом. 
 
С.П.Баранов в своём учебнике «Принципы обучения» (3) говорит о том, что наглядность в современной теории и практике обучения можно понимать двояко. Либо подразумевать под наглядностью процесс чувственного отражения в обучении, либо говорить об изучении учебного материала на основе наглядных пособий. 
 
В первом случае, употребляя термин «наглядность», можно представлять обучение как с наглядными пособиями, так и без них. Можно говорить, например, о так называемой словесной наглядности.  
 
Во втором случае нужно обязательно подразумевать в обучении использование наглядных пособий. Если на уроке не употребляются средства наглядности, то можно говорить о неиспользованных возможностях формирования чувственных образов на основе наглядных пособий.

Наглядные пособия являются средством для достижения целей обучения. Они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся . (3) 
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный  
показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы  
изучаемого явления, в данном случае языка - позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. (10) 
Наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, повозможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса. (14) 
                                                                   5

Наглядность можно определить как специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в его понимании, усвоении, использовании.(16) 
Наглядности при обучении иностранным языкам присущи следующие  
характеристики: 
1) она служит исходным моментом, источником и основой приобретения  
знаний; 
2) является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение  
учебного материала и его закрепление в памяти; 
3) образует фундамент развития творческого воображения и мышления; 
4) является критерием достоверности приобретаемых знаний; 
5) содержит подсказки для раскрытия законов языка при его чувственно-наглядном восприятии; 
6) служит средством развития языковой наблюдательности у учащихся и  
увеличения объема их знаний в процессе сопоставления родного и  
иностранных языков; 
7) оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные  
органы ощущений и впечатлительность; 
8) соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще; 
9) способствует научению устной и письменной речи в соответствии с  
типичными моделями речевых поступков вербальных значений; 
10) имеет в обучении не только материальное, но и формальное значение; 
11) обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления,  
образа памяти и образа творческого воображения; 
12) развивает образную речь, которая вызывает у учащихся активность их  
творческого воображения, наглядные образы которого могут  
репрезентировать законы языка; 
13) существуют два пути создания наглядных представлений: 
a) через ощущение – восприятия; 
b) с помощью художественной речи;

14) мышечно-двигательная  наглядность осуществляется в  виде двигательных формул, содержащих  зрительные, двигательные и слуховые  элементы; 
15) наглядность при обучении иностранного языка включает, кроме обычной, языковую и вербально-поступочную. 
Область применения наглядности при обучении иностранного языка никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении иностранного языка, все время расширяясь и углубляясь. Особенно интенсивно и продуктивно наглядность применяется при обучении звуковому составу и лексике иностранного языка. Но она крайне желательна, давая хорошие результаты, и при обучении синтаксису и стилистическим особенностям иностранного языка. 
                                                                  6

Условия применения наглядности в обучении противоречивы. Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе. Вводя слова иностранного языка, нельзя внести в школу все те предметы, которые называются этими словами. 
Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих учеников. «Иные люди много знают, - говорил М. И.  
Калинин. – Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

                                                         6

1.3.Различные классификации видов наглядности. 
 
В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к языку наглядности. 
Начав заниматься психологией обучения иностранным языкам, ученые ввели  
понятия языковой наглядности. Этим именем назвали такую специально  
обработанную подачу устной или письменной речи, в результате которой  
через чувственно-наглядную выразительность речи начинали просвечивать те законы языка, но которым данная речь построена. В языковую наглядность входят всевозможные виды показа устной и письменной речи: 
 
1. Коммуникативно-речевая наглядность, - наглядная демонстрация  
коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и  
письменной). 
2. Демонстрация языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем,  
слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме. 
3. Лингвистическая схемная наглядность (схемы, таблицы и т. д.) 
II неязыковая наглядность. 
 
К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления  
экстралингвистических факторов окружающей действительности:  
естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы,  
кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают  
 
1)слуховую;  
2)зрительную;  
3)двигательно-моторную. 
В практике обучения иностранному языку имеет место комбинирование  
различных видов наглядности. В зависимости от цели использования наглядности можно говорить о следующих её функциях: 
1) презентация языкового материала (в связной речи или в изолированном  
виде); 
2) уточнение знания языкового явления; 
3) создание условий для естественного использования языка как средства  
обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи. 
III ситуативно-модельная наглядность, т.е. наглядность речевых поступков. 
Под наглядностью речевых поступков имеется в виду такая репрезентация течение повседневной жизни на изучаемом языке, которая приводила бы к конкретизации правил языка в актах вербальной коммуникации и тем самым способствовала бы не только изучению речи на изучаемом языке, которая приводила бы не только изучению речи на изучаемом языке, но и усвоению системы его правил.                               7                                                                                                  

Информация о работе Использование наглядности при формировании грамматических навыков