Индивидуальный подход к младшим школьникам с нарушением слуха в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Игра является предметом исследования многих отраслей наук, имеющих дело с различными проявлениями человеческой деятельности. Так, педагогика признает игру ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец). Однако значимость игры не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С.Выготским было отмечено, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Он видел в игре «неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе сюжетно-ролевой игры………………………………………………...7
1.1.Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании младших школьников……………………………………………………………..7
1.2. Индивидуальный подход к ребенку с нарушением слуха как необходимое условие осуществления педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой…………………………………………………………………………...…16
2. Психолого-педагогический аспект проблемы изучения игровой деятельности младших школьников……………………………………………24
2.1. Характеристика игровой деятельности нормально развивающихся младших школьников……………………………………………………………24
2.2. Особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением слуха……….28
3. Реализация индивидуального подхода к детям с нарушением слуха младшего школьного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры………..35
3.1. Методические приемы руководства сюжетно-ролевыми играми младших школьников с нарушением слуха………………………………………………35
3.2. Реализация условий индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой……………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Исправленная и дополненная курсовая.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

В библиотеке

- Здравствуйте.

- Здравствуйте, что вы хотите взять?

- Я хочу взять………………..

- Что-нибудь ещё хотите взять?

- Да, ещё хочу взять………….

- Какой ваш номер…………..?

- Мой номер…………………..

- Пожалуйста, возьмите……..

- Спасибо, до свидания.

- До свидания.

Учитель читает одну роль, дети предлагают свои варианты ответов второй роли. Предложенные варианты обсуждаются и записываются на доске. Подчеркивается возможность разных вариантов ответов.

5. Физкультминутка.

6. Чтение диалога.

Дети разбиваются на пары и читают диалог с самостоятельным дополнением фраз.

7. Различение фраз из диалога на слух.

Учитель даёт инструкцию: «Слушай не по порядку» и за экраном предъявляет фразы.

III Итог урока. Оценка деятельности детей.

Учитель выясняет у учащихся, чем они занимались на уроке, что узнали нового. Отмечаем активность детей, их успехи в восприятии звуков и речи, воспроизведении речевого материала. Выставляются оценки.

 

 

 

 

Фронтальный урок по развитию слухового

восприятия и обучению произношению (Урок 2)

 

Тема: «Времена года». Труднопроизносимые слова. Диалог                        «В библиотеке».

Задачи:

- развивать умение различать на слух фразы разговорно-обиходного характера;

- вырабатывать умение произносить слова со стечением согласных слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав;

- развивать умение вести диалог, соблюдая интонацию;

- формировать умение самостоятельно конструировать вопросительные реплики в структуре знакомого диалога.

Оборудование: ЗУА, таблички с речевым материалом, фигурки для диалога.

 

Содержание урока

 

I. Организационный момент.

1. Установка режима усиления.

Учитель предлагает детям надеть телефоны и установить регулятор громкости на соответствующий уровень. Затем предъявляет учащимся для восприятия несколько слов, чтобы убедиться, что дети хорошо воспринимают речь.

2. Перекличка учащихся.

Учитель предлагает учащимся для опознавания их имена, дети сообщают: «Я слышу».

3. Различение на слух плана урока:

Будем:              1. Отвечать на вопросы.

                            2. Учиться правильно говорить слова.

                            3. Конструировать вопросительные реплики.

                            4. Читать диалог по ролям.

                            5. Слушать.

Учитель предлагает детям на слух пункты плана вразбивку, учащиеся различают, какую строчку плана произнес учитель.

II. Основная часть.

1. Различение на слух материала по теме: «Времена года».

На доске записаны вопросы:

- Сколько времён года?

- Назови самое холодное время года.

- Какое самое тёплое время года?

- Назови «золотое» время года.

- В какое время года просыпается природа?

Учитель дает инструкцию: «Слушай не по порядку» и за экраном предъявляет вопросы.

2. Работа над труднопроизносимыми словами.

До свидания                                          тридцать

с____                                                                      р___и

ви                                                                      тр___и

с___ви                                                        тридцать

до свидания

Учитель предъявляет детям образец воспроизведения слов с использованием элементов фонетической ритмики, побуждает учащихся к воспроизведению по подражанию, после – индивидуально кем-либо из детей.

3. Конструирование вопросительных реплик.

Текст диалога с пропущенными вопросительными репликами размещен на доске:

В библиотеке

1 – Здравствуйте.

2 - ………………..?

1 – Я хочу взять книгу К.Чуковского «Айболит» и Русские народные сказки.

2 - ……………….?

1 – Да, ещё хочу взять журнал «Мурзилка».

2 - ……………….?

1 – Мой номер 36.

2 - ………………..

1 – Спасибо, до свидания.

2 - ……………………..

Учитель предлагает детям подумать, что можно сказать вместо пропусков. Первую роль читает учитель, вторую роль дети дополняют хором.

4. Чтение диалога по ролям.

Учащиеся разбиваются на пары и ведут диалог, самостоятельно конструируя вопросительные реплики, затем участники диалога меняются ролями.

5. Различение и опознавание фраз из диалога на слух.

Учитель дает инструкцию: «Слушай не по порядку» и за экраном предъявляет фразы.

III. Итог урока. Оценка деятельности детей.

Учитель выясняет у учащихся, чем они занимались на уроке, что узнали нового. Отмечаем активность детей, их успехи в восприятии звуков и речи, воспроизведении речевого материала. Выставляются оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового

восприятия и обучению произношению с Главинской Еленой .

 

Тема: Звук [р]. Автоматизация звука [р]. Диалог «В библиотеке».

Задачи:

- автоматизировать звук [р] во всех позициях в слогах, словах, фразах;

- вырабатывать умение воспроизводить слова со стечением согласных слитно, без призвуков, соблюдая нормы орфоэпии и словесное ударение;

- развивать умение различать на слух слова и словосочетание по теме занятия;

- развивать умение различать на слух слова и словосочетание по теме занятия;

- развивать умение воспринимать текст диалога на слух;

- вырабатывать навыки самоконтроля над произношением.

Оборудование: ЗУА, учебник, таблички с речевым материалом, разрезные слоги, предметные картинки, фигурки для диалога (девочки и библиотекаря), зеркало.

 

Содержание занятия

 

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука [р]:

а) чтение слогов:

ра                            ар                            ара

ро                            ор                            аро

ру                            ур                            ару

ры                            ыр                            ыру

б) повторение чистоговорки за педагогом:

Ра-ра, ра-ра, ра-ра,

Звук Р учить пора.

в) называние картинок:

Жираф, сыр, рак, карандаш, ведро, рыба.

 

г) различение слов:

жираф, сыр, рак, карандаш, ведро, рыба.

д) «Хлопни в ладоши». Педагог произносит слова. Услышав слово за звуком [р], ученик должен хлопнуть в ладоши.

Слова: лак, рак, лампа, радио, ракушка, ягода, хор, яма, ура.

е) чтение рассказа «Рая и Рома» по опорным предметным картинкам:

«Это Рая. Это Рома. У них игрушки. У Раи пирамида. У Ромы ракета. Рома и Рая играют».

ж) различение фраз на слух.

3. Работа над труднопроизносимыми словами.

а) воспроизведение слов.

Слова отрабатываются с использованием элементов фонетической ритмики. Образец дает педагог, ученик воспроизводит по подражанию:

 

до свидания                                    тридцать                                                                  

с___                                           т                                             

в’и                                                       тр’ ___и

с__в’и                                                        тридцать

до свидания

 

журнал

р___

на___

рна___

журнал

 

б) различение слов на слух: до свидания, тридцать, журнал.

4. Работа над диалогом.

а) слуховое восприятие диалога и воспроизведение услышанных речевых единиц.

 

В библиотеке.

- Здравствуйте.

- Здравствуйте, что Вы хотите взять?

- Я хочу взять сказки.

- Что-нибудь еще хотите взять?

- Да, еще хочу взять детский журнал.

- Какой ваш номер?

- Мой номер тридцать.

- Пожалуйста, возьмите.

- Спасибо.

- До свидания.

 

б) слухо-зрительное восприятие фраз из диалога и их воспроизведение (с использованием фигурок девочки и библиотекаря).

5. Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Карта групповой дифференциации

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

 

                             - мальчики

 

                             - девочки

                                          

                              - взаимная симпатия

                               - невзаимная симпатия

 

 

 

 

                                                                                                                                            Приложение 5

 

Таблица результатов эксперимента «Выбор в действии»

(«У кого больше»)

 

Имена учеников

№ п/п

1

2

3

4

5

Максим Б.

1

 

+

+

 

+

Максим Х.

2

 

 

+

+

+

Настя Б.

3

+

+

 

 

+

Лена Г.

4

+

+

 

 

+

Наташа Р.

5

+

 

+

+

 

Число полученных выборов

 

3

3

3

2

4

Число взаимных выборов

 

2

2

3

2

3

Информация о работе Индивидуальный подход к младшим школьникам с нарушением слуха в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой