Индивидуальный подход к младшим школьникам с нарушением слуха в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Игра является предметом исследования многих отраслей наук, имеющих дело с различными проявлениями человеческой деятельности. Так, педагогика признает игру ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец). Однако значимость игры не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С.Выготским было отмечено, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Он видел в игре «неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе сюжетно-ролевой игры………………………………………………...7
1.1.Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании младших школьников……………………………………………………………..7
1.2. Индивидуальный подход к ребенку с нарушением слуха как необходимое условие осуществления педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой…………………………………………………………………………...…16
2. Психолого-педагогический аспект проблемы изучения игровой деятельности младших школьников……………………………………………24
2.1. Характеристика игровой деятельности нормально развивающихся младших школьников……………………………………………………………24
2.2. Особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением слуха……….28
3. Реализация индивидуального подхода к детям с нарушением слуха младшего школьного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры………..35
3.1. Методические приемы руководства сюжетно-ролевыми играми младших школьников с нарушением слуха………………………………………………35
3.2. Реализация условий индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой……………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Исправленная и дополненная курсовая.doc

— 377.50 Кб (Скачать)


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

 

 

 

                                                                                                                Факультет специального

                                                                                                                образования

                                                                                                                Кафедра сурдопедагогики

 

 

Курсовая работа

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ РУКОВОДСВА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ.

 

 

 

 

                                          Студентка                      ______________    О.Н.Боровкова

                                          4 курс, 44 гр.

                                                                                                 

 

                               Научный руководитель ______________  С.Н.Феклистова

                                                                                   

 

Минск 2008

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Проблема индивидуального подхода к младшим школьникам в           процессе сюжетно-ролевой игры………………………………………………...7

1.1.Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании        младших школьников……………………………………………………………..7

1.2. Индивидуальный подход к ребенку с нарушением слуха как необходимое условие осуществления педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой…………………………………………………………………………...…16

2. Психолого-педагогический аспект проблемы изучения игровой деятельности младших школьников……………………………………………24

2.1. Характеристика игровой деятельности нормально развивающихся младших школьников……………………………………………………………24

2.2. Особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением слуха……….28

3. Реализация индивидуального подхода к детям с нарушением слуха младшего школьного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры………..35

3.1. Методические приемы руководства сюжетно-ролевыми играми младших школьников с нарушением слуха………………………………………………35

3.2. Реализация условий индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой……………………………….38

Заключение……………………………………………………………………….47

Список используемой литературы……………………………………………...49

Приложение………………………………………………………………………51

 

 

 

 

 

Введение

 

                                                                                                  В игре раскрывается перед детьми

мир, раскрываются творческие

способности личности. Игра – это

огромное светлое окно, через

                                                                                                  которое в духовный мир ребенка

                                                                                                  вливается живительный поток

                                                                                                  представлений, понятий об

                                                                                                  окружающем мире. Игра – это и

                                                                                                  искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

                            В.Л.Сухомлинский

 

Игра является предметом исследования многих отраслей наук, имеющих дело с различными проявлениями человеческой деятельности. Так, педагогика признает игру ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец). Однако значимость игры не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С.Выготским было отмечено, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Он видел в игре «неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».

Вопрос о значении игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих ученых, педагогов, психологов, в том числе и исследователей, занимающихся проблемами изучения особенностей детей с нарушением слуха. Игра является эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности.

 

Поэтому основной задачей педагога по отношению к младшим школьникам с нарушением слуха в связи с воспитанием их в игре является следующее: развивать и направлять игровую активность, целеустремленность ребенка, расширять круг знакомых ему игр, влиять на содержание игр, на выбор роли; помочь каждому войти в коллектив, установить хорошие отношения с товарищами; следить за поведением и чувствами ребенка в игре, вызвать положительные эмоции и переживания. Кроме того, педагогом может использоваться игра как коррекционное средство в общем и речевом развитии ребёнка со слуховой депривацией. Решение этих задач требует от педагога знания индивидуальных особенностей каждого учащегося, и, следовательно, осуществления индивидуального подхода к детям с нарушением слуха в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой.

Отсюда – сущность проблемы заключается в необходимости осуществления индивидуального подхода к младшим школьникам с нарушением в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет достаточно конкретно определить объект, предмет исследования, сформулировать его цель и задачи. 

Объект исследования – индивидуальный подход к младшим школьникам с нарушением слуха в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой.

Предмет исследования - индивидуальный подход к младшим школьникам с нарушением слуха в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой.

Цель – изучить возможности реализации индивидуального подхода к младшим школьникам с нарушением слуха в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой.

 

Задачи исследования:

- сравнительный анализ данных общей и специальной психолого-педагогической литературе по проблеме индивидуального подхода к детям  нормально развивающимся и детям с нарушением слуха в процессе обучения   и руководства сюжетно-ролевой игрой;

- выявление особенностей сюжетно-ролевых игр детей с нарушением слуха;

- изучение методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми детей с нарушением слуха;

- определение условий реализации индивидуального подхода к младшим школьникам с нарушением слуха в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой;

- проведение педагогического эксперимента по данному исследованию.

Методологической основой исследования послужило положение о выделении игры в качестве формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Д.Б. Эльконин), объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (М.И. Лысина), как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже), положение о необходимости осуществления индивидуального подхода в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой (Д.В. Менджерицкая, Ф.И. Жуковская, Я.И. Ковальчук и др.).

Методы исследования:

- сравнительный анализ психолого-педагогической литературы;

- наблюдение и анализ особенностей сюжетно-ролевых игр детей с нарушением слуха;

- проведение анкетирования с родителями экспериментального класса;

- констатирующий и формирующий эксперимент;

- проведение социометрического эксперимента;

- статистическая обработка данных;

- анализ продуктов практической деятельности;

- моделирование условий необходимых для проведения сюжетно-ролевых игр детей с нарушением слуха.

Практическая значимость:

- в разработке системы поэтапного выявления индивидуальных особенностей развития игровой деятельности младших школьников с нарушением слуха;

- в разработке рекомендаций педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушением слуха, при организации и руководстве сюжетно-ролевыми играми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблема индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе сюжетно-ролевой игры

 

1.1.Теоретические основы индивидуального

подхода в воспитании младших школьников.

 

Проблема индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания издавна привлекала внимание прогрессивных педагогов. Уже в педагогике рабовладельческой эпохи на необходимость учета индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания указывали Платон, Аристотель, Квинтилиан и др. Большой вклад в разработку вопроса индивидуального подхода внесли зарубежные и отечественные педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Интересные открытия и выводы по этому вопросу можно найти в учении великого чешского педагога Я.А.Коменского. В его педагогической системе четко обозначились такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, выявлять эти особенности надо путем систематических наблюдений.

Много оригинальных мыслей об изучении ребенка, о понимании его духовного мира и методах воздействия на него можно найти в педагогических трактах Жан Жака Руссо, в практической деятельности Генриха Песталоцци, в опытах общественного воспитания детей, проведенных Робертом Оуэном. И Песталоцци, и Р. Оуэн практически доказали важность индивидуального подхода в перевоспитании детей с дурными наклонностями, причем, что особенно важно, они подчеркивали силу воздействия на детей доброты, чуткости, участия воспитателя, уважения им личности ребенка, говорили о влиянии примера педагога.

Проблема индивидуального подхода получила развитие и в учении прогрессивных педагогов и общественных деятелей России. Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек, но в то же время высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя дать каких-то определенных рецептов и советов. Тем самым он подчеркнул творческий характер проблемы, предложив воспитателю самому выбирать из имеющегося арсенала педагогических средств те, кто наиболее помогут ему подойти к данному ребенку в данной ситуации.

Великий русский писатель Л. Н.Толстой в журнале «Ясная поляна» делится своими педагогическими размышлениями о своеобразии индивидуальных проявлениях его учеников. Со свойственным ему талантом писателя и педагога он подмечает каждый штрих в характере воспитанников. Тревожная любовь к детям лежит в основе индивидуального подхода в педагогическом учении Толстого.

Немалый вклад в развитие вопроса об индивидуальном подходе к детям внесли революционные демократы А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. Что особенно важно, они рассматривали вопрос об индивидуальности человека, о развитии его задатков, о воспитании стойкости в связи с воспитанием гражданина, патриота Родины. Чрезвычайно интересным является и то, что педагоги и общественные деятели дореволюционной России придавали значение разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, и это в свою очередь находило отражение в работе детских садов. Прежде всего, нужно назвать имя Е.Н.Водовозовой, ученицы и последовательницы К.Д.Ушинского. Она указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка для того, чтобы уметь всесторонне анализировать поступки детей, которые, по ее мнению, являются верным зеркалом их умственного кругозора и нравственности. Вместе с тем она, так же как и К.Д.Ушинский, предупреждала, что совершенно невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям без исключения, так как все дети по своим индивидуальным особенностям очень разные. Этим она подчеркнула важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку.

Теория индивидуального подхода к детям дошкольного возраста нашла свое отражение в работе первых отечественных детских садов, руководителями которых были А.С.Симонович, С.А. Люгебиль,
М.А. Кудрянова, М.Х.Свентицкая. Они стремились предоставить детям возможность проявить свои интересы и активность при выборе занятий и игр. Интересные мысли о возможности индивидуализации воспитания в детском саду высказал известный врач и педагог Е.А.Аркин. Он подчеркнул мысль о том, что принцип индивидуализации воспитания является обязательным для работы дошкольного учреждения. В системе дошкольного воспитания рядом с принципами индивидуализации существует принцип равности, который является одной из самых ценных особенностей общественного воспитания. В детском саду ребенок чувствует себя равным среди равных. И этот факт дает возможность детской индивидуальности проявить себя, как личность. Индивидуальность ребенка он понимал как «неповторимое своеобразие черт физической структуры, психики, поведения, творческого таланта, интересов и т.д., которое выделяет данную личность среди массы себе подобных, но не тождественных с нею». Е.А.Аркин останавливается на тех ошибках, которые имеют место в толковании индивидуализации. Одна из основных ошибок воспитания заключается в том, что внимание взрослых главным образом притягивают отклонения в развитии и неправильные формы поведения детей. Все меры воздействия направляются на их исправление, искоренение. Однако часто это оказывается безрезультатным, а иногда и отрицательным, так как поглощает внимание и силы воспитателя, прячет от его глаз сущность ребенка. Для Е.А.Аркина «сущность воспитательной работы – создание; воспитательный процесс – это процесс создания, а не исправление. Сущность ребенка как человеческой личности заключается в ее способностях, возможности и постоянном стремлении стать лучше, более совершенной».

Информация о работе Индивидуальный подход к младшим школьникам с нарушением слуха в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой