Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа
Игра является предметом исследования многих отраслей наук, имеющих дело с различными проявлениями человеческой деятельности. Так, педагогика признает игру ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец). Однако значимость игры не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С.Выготским было отмечено, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Он видел в игре «неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе сюжетно-ролевой игры………………………………………………...7
1.1.Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании младших школьников……………………………………………………………..7
1.2. Индивидуальный подход к ребенку с нарушением слуха как необходимое условие осуществления педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой…………………………………………………………………………...…16
2. Психолого-педагогический аспект проблемы изучения игровой деятельности младших школьников……………………………………………24
2.1. Характеристика игровой деятельности нормально развивающихся младших школьников……………………………………………………………24
2.2. Особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением слуха……….28
3. Реализация индивидуального подхода к детям с нарушением слуха младшего школьного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры………..35
3.1. Методические приемы руководства сюжетно-ролевыми играми младших школьников с нарушением слуха………………………………………………35
3.2. Реализация условий индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой……………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы……………………………………
4. С целью определить статус ребенка в коллективе, найти причину отсутствия симпатии со стороны сверстников в процессе игровой деятельности, нами было проведено социометрическое исследование, экспериментальная процедура которого заключалась в следующем. Нами был проведен эксперимент «У кого больше?». Заранее нами были приготовлены переводные картинки – по три на каждого ребенка. На оборотной стороне картинки ставился номер, присвоенный каждому ученику в опытах. Эксперимент начинался вступительной беседой экспериментатора с классом.
- Ребята, сегодня мы с вами поиграем в интересную игру. Но вы должны уметь хранить тайну и соблюдать порядок. А теперь пусть каждый положит на парту свой дневник, и можете выйти.
Помощник экспериментатора (воспитатель) вывел детей в другое помещение. Ребята по одному входили в класс, а после эксперимента уходили в третье помещение. Таким образом, ученики, которые уже участвовали в эксперименте, не встречались с теми, кто ожидал своей очереди: до прихода в класс к экспериментатору ребенок не знал, в чем заключается игра. Так была исключена возможность сговора и обеспечена строгая индивидуальность эксперимента.
Экспериментатор обращалась к ребенку, который вошел в класс:
- Вот тебе три картинки. Положи их по одной тем ученикам класса, с кем ты хочешь играть. Выигрывает тот, у кого будет больше всего картинок. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Соответственно, ребенок называл троих детей, с которыми он хотел бы играть. Нами зафиксированы в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей контрольного класса (см.Приложение 5). В таблице вертикально располагались имена детей класса (сначала мальчиков, затем девочек), «присваиваются» им номера по порядку. По горизонтали сверху таблицы наносились порядковые номера детей. Клетки на пересечении одинаковых номеров заштриховывались. Принцип социоматрицы заключается в том, чтобы проставить в клетки метки, показывающие, кого выбрал ребенок. Когда в таблицу были занесены все данные, осуществлялся подсчет выборов, полученных каждым учеником и записывался в соответствующую графу матрицы. Далее нами подсчитывались взаимные выборы детей. Если среди тех, кто выбрал исследуемого ученика, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводились в таблице кружком, подсчитывались и записывались.
Математически обработав результаты исследования, проводимого в контрольном классе, нами были определены по соответствующим формулам коэффициент взаимности (КВ), коэффициент удовлетворенности (КУ), индекс изолированности (ИИ) учеников класса (см.Приложение 6). Представив данные математической обработки в виде таблицы (см.Приложение 7 ), можно сделать вывод о том, что для контрольного класса характерны сверхвысокий КВ, что свидетельствует о сплоченности, привязанности детей друг к другу, высокий КУ (все ученики удовлетворены взаимоотношениями, сложившимися в коллективе; низкий ИИ (в классе отсутствуют изолированные дети).
Результатом описанного эксперимента, проводимого в контрольном классе, были представлены графически в виде карты групповой дифференциации (социограммы), представляющей собой 4 концентрические окружности, разделенные пополам вертикальной линией (справа номера мальчиков, слева – девочек) (см.Приложение 8).
Размещение учеников соответствует числу полученных ими выборов: в I окружности – дети, получившие наибольшее число выборов, во II окружности – те, кто получил меньше выборов, и так соответственно заполняются все 2 оставшиеся окружности, соединив линиями выбора условные номерные знаки, выделяются характер связей, особенности половых дифференциаций, взаимность и невзаимность. В контрольном классе обнаруживаются обобщенность девочек и мальчиков, наличие взаимностей в выборе учеников. Таким образом, на основании данных, полученных при изучении индивидуальных особенностей каждого учащегося, нами были составлены индивидуальные характеристики на каждого ребенка экспериментального класса (см.Приложение 9).
На 3 этапе нами была проведена работа, направленная на актуализацию знаний и представлений о различных видах профессий, их значимости, о многообразии орудий труда. Данная работа включала в себя:
- беседы с детьми о профессиях;
- проведение экскурсий (в библиотеку, в магазин, на почту, в медкабинет);
- рассматривание иллюстраций «Профессии» (см.Приложение 21);
- организация выставки детских рисунков на тему «Моя будущая профессия» (см.Приложение 22);
- разгадывание кроссворда «Нужные профессии» (см.Приложение 10);
- составление описательных рассказов по плану и схеме (см.Приложение 12);
- проведение игр («Кому что нужно?», «Найди лишнее») и игровых заданий на тему профессий (см.Приложение 13).
На 4 этапе нами было осуществлено планирование сюжетно-ролевых игр «Библиотека» и «Зоопарк», включающее подготовку к игре. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Библиотека» включала в себя:
подготовка к экскурсии в школьную библиотеку;
проведение экскурсии в школьную библиотеку;
изготовление игровых атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Библиотека» на уроках ППО, во вторую половину дня (конструирование из бумаги блокнота, книги; изготовление читательских карточек);
участие в акции «Книжная мастерская» (подклеивание страниц, переплета книг);
оформление «Уголка книги» в классном кабинете;
проведение фронтальных уроков по развитию слухового восприятия и обучению произношения (тема: «Диалог «Библиотека») (см.Приложение 14).
проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношения с Главинской Еленой (тема: «Диалог «Библиотека») (см.Приложение 15);
Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк» включала в себя:
посещение Гродненского зоопарка;
рисование на тему «Что я видел в зоопарке» (см.Приложение 23);
рассматривание иллюстраций животных зоопарка;
разгадывание кроссворда «В зоопарке» (см.Приложение 11);
изготовление игровых атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк» на уроках ППО, в самостоятельной деятельности (из бумаги, бросового материала).
На 5 этапе нами было осуществлено руководство сюжетно-ролевыми играми «Библиотека» и «Зоопарк» с учетом индивидуальных особенностей каждого из учеников экспериментального класса, результаты проведения которых представлены в виде конспектов игр (см.Приложение 16).
Вывод
Системное изучение индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста является необходимым условием для анализа их поведения и проявления тех или иных качеств в процессе игровой деятельности, на основании которого разрабатываются методы и приемы индивидуального подхода при руководстве сюжетно-ролевой игрой.
Заключение
В нашем исследовании были рассмотрены некоторые стороны трудного и сложного процесса познания мира ребенка младшего школьного возраста с нарушением слуха в игровой деятельности, показаны поиски путей, которые могут помочь развитию их игровых интересов, обогащению содержания игр, созданию игровых группировок, а также использование творческой игры как важного средства воспитания.
В заключении следует еще раз подчеркнуть, что индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка с нарушением слуха при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный процесс, направленный на достижение определенной цели, процесс продуманный и четко организованный.
Нами было проведено научное исследование с целью изучить, выявить и охарактеризовать индивидуальные особенности развития игровой деятельности младшего школьника с нарушением слуха. Однако при проведении данного исследования в специальной школе для детей с нарушением слуха мы столкнулись с трудностями, которые усложнили решение поставленных нами задач. Так, в экспериментальном классе детская творческая игра недооценивалась и в должной мере не использовалась. Во вторую половину дня наблюдалось ограничение свободного времени, которое необходимо использовать для игр (почти всё время занимали подготовка и проверка выполненного домашнего задания). Также в экспериментальном классе отсутствовало нужное количество игровых атрибутов к сюжетно-ролевым играм, не была создана игровая ситуация. И как следствием всего этого явился не самый высокий уровень развития игровой деятельности детей, неумение детей распределять роли, бедное содержание игр.
Таким образом, как результат проведенного исследования можно считать разработанные нами рекомендации педагогам, работающим с младшими школьниками с нарушением слуха:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
По нашему мнению выполнение воспитателем этих требований раскроет перед ним особый мир детской игры, а само руководство станет тем условием, которое будет содействовать формированию нравственных, личностных качеств каждого ребенка с нарушением слуха.
Список использованных источников
1. Вайнер М.Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры// Начальная школа.- 2004.- № 1.- С.9- 14
2. Вертинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися.- Мн.: Нар. асвета, 1983.- 143 с.
3. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М.: Просвещение, 1975.
4. Выгодская Г.Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей// Психология и педагогика игры дошкольников/ Под. ред. А.В.Запорожца и А.П.Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – с.172-205.
5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1975.
6. Злотич Т.А. Современные проблемы руководства игровой деятельностью дошкольников.// Творчы патэнцыял гульнi. Матэрыялы Респ. нав.-практ. канф., 20-21 снежня 1995./ БДПУ, Адказн. за выпуск М.М.Ярмалiнская – Мiнск, 1995. – с.54-55.
7. Игра дошкольника/ под ред. Новоселовой М.Н. – М.: Просвещение, 1989
8. Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада./ под ред. Корыто В.К., Кулачковского Е.Е. – Киев: Радяньска школа, 1980.
9. Князева Л.Т. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду. – Пермь: ПТИ, 1984.
10. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Просвещение, 1981.
11. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре/ под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
12. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Книга для учителя.- Мн.: Нар. асвета, 1989.- 176 с.
13. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. – М.: Академический проект, 2001. – 160 с.
14. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой// Дошкольное воспитание. – 1983. - ;12, - с.17-20.
15. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приёмы // Начальная школа.- 2006.-№12.-С.81-87
16. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания тетей// Дошкольное воспитание. – 1983. - №10. – с.38-43.
17. Обухова Т.И., Феклистова С.Н. Методика обучения игре детей дошкольного возраста с нарушением слуха: Учеб.-методич. пособие. – Мн.: БГПУ им. М.Танка. – 69 с.
18. Рау Н.А. Дошкольное воспитание глухонемых, М.: Просвещение, 1947. – с.39-41
19. Рогачёва О.В. Характеристика компонентов досуговой деятельности младшего школьника// Веснiк Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта культуры i мастацтвау.- 2006.- № 6.- С.94- 97
20. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/ под ред. Васильевий М.А. – М.: Просвещение, 1989.
21. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 655 с.
22. Сюжетно-ролевые игры дошкольников/ Н.А.Бойченко, Г.И.Григоренко, Е.И.Коваленко, Е.И.Щербакова. – Киев: Радяньска школа, 1982.
23. Феклистова С.Н. Формирование сюжетно-отобразительной игры у детей с нарушением слуха: Моногр./ С.Н.Феклистова. – Мн.: Бестпринт, 2005. – 46 с.
24. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей// Дошкольное воспитание – 1966. - №3. – с.56-60.
Приложения
Приложение 1
Список учеников экспериментального класса