Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа
Игра является предметом исследования многих отраслей наук, имеющих дело с различными проявлениями человеческой деятельности. Так, педагогика признает игру ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец). Однако значимость игры не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С.Выготским было отмечено, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Он видел в игре «неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе сюжетно-ролевой игры………………………………………………...7
1.1.Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании младших школьников……………………………………………………………..7
1.2. Индивидуальный подход к ребенку с нарушением слуха как необходимое условие осуществления педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой…………………………………………………………………………...…16
2. Психолого-педагогический аспект проблемы изучения игровой деятельности младших школьников……………………………………………24
2.1. Характеристика игровой деятельности нормально развивающихся младших школьников……………………………………………………………24
2.2. Особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением слуха……….28
3. Реализация индивидуального подхода к детям с нарушением слуха младшего школьного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры………..35
3.1. Методические приемы руководства сюжетно-ролевыми играми младших школьников с нарушением слуха………………………………………………35
3.2. Реализация условий индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой……………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы……………………………………
Е.А.Аркин критиковал взгляды зарубежных исследователей, которые считали, что поскольку каждый ребенок неповторим, то и неповторимым должно быть воспитание каждого, «для двоих детей не может быть одной и той же педагогики». Такие взгляды, по мнению Е.А.Аркины, вредны, так как ведут к индивидуалистическому воспитанию. Ученый дал такую формулировку индивидуализации: «Индивидуализация заключается в умении применять общие законы развития и воспитания ребенка, полученные наукой и практикой, в конкретных условиях данного случая».
Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся педагоги Н.К.Крупская и А.С.Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Так, Н.К.Крупская развитие индивидуальных качеств ребенка рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития. «Дошкольное воспитание, - писала она, - направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность». Она высказала спорную на сегодняшний день мысль, что только при условии воспитания ребенка в коллективе могут полностью раскрыться его способности, индивидуальность. «Мы считаем, - писала Надежда Константиновна, - что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание».
Н.К.Крупская подчеркивала, что изучение и понимание ребенка – это тонкий психологический процесс и каждому педагогу нужно им овладеть.
Намечая пути изучения ребенка, она указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала. Большое значение она придавала играм, так как в игре выявляется умственное развитие, эстетическая направленность детей, их умение наблюдать, преодолевать трудности, проявляются чувства коллективизма, дружелюбие, выдержка.
Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «Есть целый ряд способностей, - писала она, - которые нужны для громадного числа профессий, например, зрительная память, глазомер, развитое чувство осязания, умение координировать свои движения…».
Подчеркивая необходимость развития способностей каждого ребенка, Н.К.Крупская порицала такие тенденции, когда малейшие проявления способностей начинают считать одаренностью и ставят ребенка в особые условия: «Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение. Надо заботиться, чтобы они получили всестороннее образование».
Таким образом, в высказываниях Н.К.Крупской по вопросу об индивидуальном подходе к детям подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитии с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.
А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетается, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и индивидуальном подходе к детям. «Хорошее в человеке, - писал он, - приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться». Поэтому у каждого ребенка прежде всего нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности, развивать жизнерадостность и оптимизм. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
Придавая большое значение индивидуальном подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод и прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанников. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь в том случае, если оно применяется не изолированно от общей системы воспитания.
Вопросы индивидуального подхода занимают большое место в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Сам термин воспитания В.А.Сухомлинский рассматривал именно с этих позиций. «Воспитание, - писал он, - это прежде всего человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания».
Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.
В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.
При этом важным средством развития личности он считал природу, художественное слово, музыку и рисование. Он показал, что от соприкосновения с прекрасным у ребенка появляется «первый росток доброго чувства», но самое важное в формировании личности – воспитание человечности в отношении к людям.
В.А.Сухомлинский создал оригинальную методику, положив в основу ее использование эмоциональных переживаний ребенка как необходимое условие развития его творческих способностей, он показал силу индивидуального подхода и красоту проявления индивидуальности.
Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других педагогов. Р.И.Жуковская говорит об индивидуальном подходе в игровой деятельности; А.П.Усова – в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В произведениях Е.А.Флёриной, Н.А.Ветлугиной, Н.П.Сакулиной рассматриваются методы и приемы индивидуального подхода к детям в развитии их творческих способностей и дарований.
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знания педагогом психологии. Так, психологи В.А.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, А.Г.Ковалев, Н.Д.Леонтьев, Д.В.Элькони и другие занимались и занимаются проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – это индивидуальность, т.е. неповторимое сочетание физических и психических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех других людей. Для формирования личности имеют большое значение особенности ВНД человека: активность, легкость приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенность поведения.
Проблема формирования личности включает учение о характере, основным условием воспитания которого является деятельность, так как в деятельности проявляется индивидуальность человека, его отношение к окружающим людям, выявляются его интересы, активность и способности.
Результаты исследований педагогов и психологов, а также обобщение практического опыта позволили определить теоретические основы проблемы индивидуального подхода. Была определена сущность индивидуального подхода, выражающаяся в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и изжитие недостатков. При умелом и своевременном индивидуальном подходе можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закрепились отрицательные стороны поведения и характера.
Осуществление индивидуального подхода возможно при определенных условиях.
1. Необходимым условием является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием дружного коллектива. Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитывать у него умение подчинять свои личные интересы общим. Работая со всем коллективом и с отдельными детьми должна рассматриваться как две стороны единого процесса. Влияние коллектива имеет особенно большое значение в преодолении отрицательных проявлений – эгоизма, своеволия, зазнайства.
2. Важным условием является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребенка, которая должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Уважать ребенка как личность – это значит проявлять деликатность в общении с ним, уметь разговаривать с ним, выслушивать, проявлять выдержку даже тогда, когда детская непослушность вызывает раздражение, уметь выбрать способ воздействия на ребенка.
3. Единство требований к ребенку как педагогов школы, так и родителей – одно из условий правильного осуществления индивидуального подхода. Нельзя разрешить многие вопросы воспитания, а также добиться положительных результатов в индивидуальном подходе, вне связи с семьей.
Индивидуальный подход к детям младшего школьного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе (поэтапно): 1) изучение проявлений ребенка; 2) установление причины формирования особенностей его характера и поведения; 3) определение соответствующих средств и методов, организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми; 4) анализ достигнутых результатов.
Таким образом, индивидуальный подход входит органической частью в педагогический процесс и заставляет педагога задумываться над вопросами вовлечения всех детей в активную деятельность, стимулирует проявление особой ответственности в овладении программным материалом всеми детьми. В индивидуальном подходе имеет необходимость каждый ребенок, потому что в каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое – это надо найти и дать ему применение. Надо беречь те драгоценные качества, которые имеют дети, помогать им закрепить и развивать их.
1.2. Индивидуальный подход к ребенку с нарушением слуха
как необходимое условие осуществления педагогического
руководства сюжетно-ролевой игрой
Именно в игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается его личность. Велико значение игры для нравственного воспитания детей, так как в игре у детей воспитываются такие нравственные качества, как скромность, коллективизм, честность, гуманность. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии», - писал выдающийся психолог Д.Б.Эльконин.
При этом очень важно правильное педагогическое руководство игрой, что дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, при которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Педагогическое руководство играми тесно связано с индивидуальным подходом к детям. Проблеме индивидуального подхода в процессе игры посвящены исследования Д.В.Менджерицкой, Р.И.Жуковской, Я.И.Ковальчук, А.И.Матусик, В.Я.Вороновой и других педагогов. В результате их исследований было принято заключение, что индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии им замысла и умении организовать игру, в способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки или атрибуты для игры, в выразительности выполнения той или иной роли, а также в настойчивости достижения ими поставленной цели.
Процесс руководства игрой детей со слуховой депривацией строится с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей и опирается на положение о поэтапном формировании игровой деятельности. Наряду с этим необходимо учитывать как общие, так и индивидуальные особенности психофизического развития детей с нарушенным слухом, что обуславливает своеобразие задач и содержания формирования игры на каждом из этапов и использование специфических методов и приемов обучения игровой деятельности.
Проблема индивидуального подхода к детям с нарушением слуха в сурдопедагогике в должной мере не изучена. Однако нельзя отрицать важности и необходимости индивидуального подхода к детям со слуховой депривацией. Они, как никакие другие дети, требует к себе особого внимания. Это связано с тем, что восприятие мира глухими и слабослышащими детьми осуществляется в условиях органического речевого общения, при минимальной познавательной роли речи.
Г.Л.Выгодской при изучении особенностей формирования сюжетно-ролевой игры глухих детей было подчеркнуто, что есть дети активные, а есть более застенчивые, медлительные, замкнутые. Поэтому эти личностные качества детей с нарушенным слухом необходимо учитывать при обучении и руководстве сюжетно-ролевой игрой.