Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:18, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение использования игр на занятиях по математике, исследование процесса влияния игры на познавательную деятельность детей.
Задачи исследования:
• Изучить роль и место игр в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста;
• Рассмотреть игры на занятиях по математике;
• Выявить уровень умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент);
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ…………………………………………………………………...6
1.1 Роль и место игр в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2. Игры на занятиях по математике…………………………………………...8
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ………………………………………………13
2.1. Выявление уровня умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент)……………………….14
2.2. Повышение уровня умения применять полученные на занятиях математические знания в условиях дидактической игры (формирующий эксперимент)……………………………………………………………………..21
2.3. Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный эксперимент)……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Бирская
государственная социально-
Факультет педагогики детства
Кафедра
педагогики и методики дошкольного
и музыкального образования
Курсовая работа
по педагогике
На тему:
Игры
на занятиях по математике
Бирск, 2011-2012 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………………………3
ГЛАВА
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ
ПО МАТЕМАТИКЕ……………………………………………………
1.1 Роль
и место игр в воспитании и развитии
ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………
1.2. Игры
на занятиях по математике……………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ………………………………………………13
2.1. Выявление
уровня умения применять
2.2. Повышение
уровня умения применять
2.3. Проверка
эффективности проделанной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….29
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.
Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Это - актуальный вопрос на сегодняшний день.
Огромная
роль в развитии и воспитании ребенка
принадлежит игре - важнейшему виду
детской деятельности. Она является
эффективным средством
Дидактические
игры - одно из средств воспитания и
обучения детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра содержит в себе
большие возможности в учебном
и воспитательном процессе дошкольников.
Она может успешно
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. [9, с. 127]
Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий.
Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владением математическими знаниями и умениями.
Целью нашего исследования стало изучение использования игр на занятиях по математике, исследование процесса влияния игры на познавательную деятельность детей.
Задачи исследования:
Объект исследования – игры на занятиях по математике.
Предмет исследования – проблема использования игр и влияния игры на познавательную деятельность детей на занятиях по математике.
Гипотеза исследования. Игра имеет огромное значение в формировании элементарных математических представлений. Роль игр в познавательной деятельности детей будет значимой, если педагогическая работа по их использованию будет носить целенаправленный и планомерный характер.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы по проблеме использования игр на занятиях по математике А.И. Захарова, Соколовой Е. И. , Симоновой Л.П. , Мухиной В.С. , Морозовой И. , Метлиной Л.С. , Козловой С.А., Куликовой Т.А. , Бондаренко А.К. , Белкиной В.Н., Васильевой Н.Н., Елкиной Н.В. и др.
В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование; статистические методы обработки материалов.
База
исследования: ДОУ №6 «Солнышко» с.
Чекмагуш, дети старшего дошкольного возраста
(5-6 лет). Количество испытуемых 10 человек.
ГЛАВА
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА
ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ
1.1.
Роль и место игр
в воспитании и развитии
ребенка дошкольного
возраста
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. [2, с. 155]
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». [17, с. 32]
В
игре формируются все стороны
личности ребенка, происходят значительные
изменения в его психике, подготавливающие
переход к новой, более высокой
стадии развития. Этим объясняются
огромные воспитательные возможности
игры, которую психологи считают
ведущей деятельностью
В
дошкольном возрасте игра имеет важнейшее
значение в жизни маленького ребенка.
Потребность в игре у детей
сохраняется и занимает значительное
место и впервые годы их обучения
в школе. В играх нет реальной
обусловленности
В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны. [13, с. 211]
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” - Н.К. Крупская.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
С
помощью дидактических игр дети
учатся сравнивать и группировать предметы
как по внешним признакам, так и по их назначению,
решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность,
внимание, настойчивость, развиваются
познавательные способности.
1.2.
Игры на занятиях по
математике
Начальное обучение дошкольников математическим знаниям осуществляется на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получить число; измерять длину, ширину, высоту предметов; определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т.д.)
Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. [8, с. 54]