Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:18, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение использования игр на занятиях по математике, исследование процесса влияния игры на познавательную деятельность детей.
Задачи исследования:
• Изучить роль и место игр в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста;
• Рассмотреть игры на занятиях по математике;
• Выявить уровень умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент);
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ…………………………………………………………………...6
1.1 Роль и место игр в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2. Игры на занятиях по математике…………………………………………...8
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ………………………………………………13
2.1. Выявление уровня умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент)……………………….14
2.2. Повышение уровня умения применять полученные на занятиях математические знания в условиях дидактической игры (формирующий эксперимент)……………………………………………………………………..21
2.3. Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный эксперимент)……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….34
Для различения количественного счета детям были предложены игры «Зоопарк»; «Бензозаправочная станция». В последствии на основе этих игр дети самостоятельно организовывали игры «Аэропорт», «Магазин». [5, с. 78]
Педагоги поощряли детскую инициативу, поддерживали радостную атмосферу, старались создать интересную перспективу игры на следующий день. Дети предлагали поиграть в «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», «УТОЧКИ» (Приложение 1) и другие игры, которые предоставляют огромные возможности применить и закрепить полученные на занятиях по математике знания и умения.
В
содержании математических знаний и
умений входит измерение. Введение в
программу измерения
Многие
профессии взрослых, которые доступны
пониманию детей (например, швея, столяр,
доярка, продавец и др.), основаны на
измерении. Оно является необходимым
средством выполнения различных
трудовых процессов. Детям было предложено
воспроизвести в сюжетно-
Выполняя разные роли в игре «Мебельная мастерская», дети измеряют протяженности, следя за точностью работы. Удовлетворяется желание всех детей осуществлять процесс измерения, не ожидая очереди для работы в мастерской. [15, с.278] Дошкольники выбирают роли в соответствии со своими, интересами. Измерение включается и в другие игры. Так, жильцам одной квартиры привозят мебель, и, прежде чем ее расставить, мальчики измеряют длину простенка и ширину шкафа (игра «Новоселье»). Диспетчеры устанавливают маршруты поездов и теплоходов, следят за временем их отправления, измеряют расстояние от одной станции до другой (игра «Транспорт»). Кто-то из ребят предложил построить жилой район. Так началась игра «Строительство». И вот уже появились первые высотные дома. Строитель Алеша комментировал результаты своего труда строками из стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?».
Бетонщики в это время сооружали новую дорогу. Двое мальчиков – Андрей и Толик – решили провести разделительную линию и расставили дорожные знаки. С помощью условных мерок (линеек) они начали измерять длину и ширину дороги. Это привлекло внимание еще троих детей. Все дружно трудились, и вскоре на дороге появилась разделительная линия белого цвета, дорожные знаки для пешеходов и транспорта.
Одновременно с дополнительным введением в самостоятельную деятельность детей дидактических игр продолжались занятия по формированию элементарных математических представлений.
В
обстановке группы была создана атмосфера,
которая побуждала детей
В уголке группы были размещены различные игры-лото: «Что похоже на данную фигуру?»; «Найди на один меньше».
Было подготовлено и сделано выступление на педагогическом совете ДОУ на тему: «Познавательная деятельность детей в ДОУ».
Заключительным
этапов формирующего эксперимента было
проведение математического досуга
с участием детей всей подготовительной
группы.
2.3.
Проверка эффективности
проделанной работы
на формирующем этапе
эксперимента (контрольный
эксперимент)
Для
определения эффективности
Задание 1.
Перед каждым ребенком положили 2 листа бумаги. На одном с нарисованы в ряд кружочки, на другом изображены семена.
Экспериментатор:
Это болотце с кочками, по которым будут скакать лягушки. Лягушонок (он перед вами) должен прискакать на седьмую кочку и остаться на ней. Подумайте, как надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку.
Экспериментатор: Подвиньте листочки, на которых нарисованы семена. Самые первые ростки появились из четвертого и шестого семени. Нарисуйте на этих семенах ростки.
Задание 2 – установление связей и отношений между числами натурального ряда.
Экспериментатор. Сейчас поиграем в игру «Угадай числа». Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите, какое число больше (меньше) названного на 1 (называются числа 5, 6, 7). Итак:
какое число стоит до 7? после 7? (Дети показывают карточки с цифрами в и 8.) угадайте, какое число больше 5 и меньше 7. (Дети показывают цифру 6.) угадайте, какое число больше 7 и меньше 9. (Дети показывают цифру И.)
Задание 3 – состав числа из двух меньших.
На воротах, сделанных из фанеры, прикрепляется карточка с цифрой. У каждого ребенка имеется 1 карточка с одной из цифр от 1 до 9. В ворота может пройти та пара, у которой в сумме на карточках получается число, какое обозначено цифрой на воротах. Цифры меняются, и соответственно им ребенку каждый раз нужно найти себе в пару другого игрока с цифрой, которая вместе с его карточкой составит сумму, равную указанной на воротах. Каждая пара получает по 2 фишки.
Задание 4 – сохранение дискретных количеств.
Экспериментатор. Все вы, дети, любите играть в шашки. Но сегодня вы будете играть не так, как в настоящей игре. У каждого на столе 2 ряда черных и белых шашек (шашек одинаковое количество, расположены они параллельно). Каких шашек больше (меньше) или их поровну? Если шашек поровну, вы должны поднять квадрат красного цвета, если не поровну, то зеленого цвета. (Дети поднимают красные квадраты.)
Экспериментатор.
А теперь поставьте черные шашки
в столбик. Каких шашек больше
(меньше) или их поровну? (Тем детям,
которые поднимают красные
Задание 5 – счет единиц по мерке, равной нескольким частям, которые физически не объединяются.
Экспериментатор. Дети, вы любите кашу? Чтобы сварить вам на ужин вкусную кашу, повару нужна крупа. Но весы на кухне сломались, и он не смог узнать, сколько взять крупы. Помогите ему: у нас есть полиэтиленовые пакеты, в каждый пакет нужно насыпать по 2 больших бокала крупы.
Задание 6 зависимость числа от величины мерки при неизменной величине объекта измерения.
У всех детей имеются одинаковые по длине ленты, но для их измерения воспитанники получают разные мерки.
Экспериментатор. Сколько раз уложилась мерка по длине ленты? Почему получились разные числа? (Дети объясняют.)
Ответы детей оценивались по бальной системе
0 баллов – ребенок не выполнил задание;
1
балл – ребенок выполнил
2
балла – ребенок выполнил
Наибольшее количество баллов, которое мог бы набрать ребенок по результатам 6 заданий 12 баллов.
Результаты выполнения заданий в контрольном эксперименте приведены в Приложении 11.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 10–12 баллов;
Средний уровень – 5–9 баллов;
Низкий уровень – 0–4 балла.
Сравнивая
результаты констатирующего и контрольного
этапов эксперимента (Таблица 1) видно,
что у большинства детей
Таблица
2. Динамика повышения уровня умения применять
полученные математические знаний
№ | Имя ребенка | Констатирующий
эксперимент Общее кол-во баллов |
Уровень |
Контрольный эксперимент Общее кол-во баллов |
Уровень |
Прирост (в баллах) |
1 | Эдгар | 5 | с | 8 | с | 3 |
2 | Полина | 5 | с | 9 | с | 4 |
3 | Айгуль | 6 | с | 10 | в | 4 |
4 | Ильгиз | 5 | с | 8 | с | 3 |
5 | Инна | 4 | н | 7 | с | 3 |
6 | Ринат | 2 | н | 8 | с | 6 |
7 | Юля | 4 | н | 5 | с | 1 |
8 | Лейсан | 3 | н | 6 | с | 3 |
9 | Артем | 3 | н | 4 | н | 1 |
10 | Руслан | 3 | н | 7 | с | 4 |
Как видно из таблицы 3 детей (34%) остались на том же уровне, 1 ребенок (11%) повысил свой уровень до высокого, 4 ребенка (44%) повысили свой уровень до среднего и 1 реб-к (11%) остался на том же уровне (низком).
Наиболее
наглядно это можно увидеть на
сравнительной диаграмме (Рис/ 2).
Рис. 3.Сравнительная диаграмма динамики повышения уровней умений по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Анализ ответов детей на задания контрольного эксперимента свидетельствует о том, что большинство детей овладели программным материалом по математике и они могут применять эти знания при решении задач, сформулированных в ходе игры по-новому.
Большинство детей легко понимали смысл практических заданий, дети логично действовали и доказывали правильность своего ответа, ребята старались свободно ориентироваться в сложных зависимостях существующих между объектами измерения, мерами и числами., но к сожалению, это не удалось сделать Лейсану, Ильгизу.
Эдгар на вопросы задания № 2, сильно нервничал, путался в карточках и поэтому не смог дать правильного ответа.
Артем проходя через ворота вместе с Русланом (задание 3) не смог показать второе правильное число из которого должна получиться сумма 8 (Артем показал число 3, а Руслан 6).
Большинство детей (5 человек) легко справились с 4 заданием, а у 4 детей это задание вызвало небольшое затруднение. Так, Инна не смогла определить количество шашек на столе, девочка сказала, что белых шашек больше чем черных (Правильный ответ поровну).
С 5 заданием справились всего 3 детей. 6 детей не смогли использовать условную мерку: дети пересыпали в пакет маленькие чашки, вместо того, чтобы 2 маленькие чашки высыпать в один бокал.
Результаты
контрольного эксперимента свидетельствуют
о эффективности проделанной нами работы
на формирующем этапе эксперимента. Необходимо
отметить то, что по окончании нашего исследования
работа по использованию дидактических
игр в самостоятельной познавательной
деятельности детей педагогами ДОУ должна
продолжаться, так как не все дети умеют
самостоятельно применять полученные
на занятиях по математике знания в новых
условиях.
Выводы
по второй главе