Игры на занятиях по математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало изучение использования игр на занятиях по математике, исследование процесса влияния игры на познавательную деятельность детей.
Задачи исследования:
• Изучить роль и место игр в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста;
• Рассмотреть игры на занятиях по математике;
• Выявить уровень умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент);

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ…………………………………………………………………...6
1.1 Роль и место игр в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2. Игры на занятиях по математике…………………………………………...8
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ………………………………………………13
2.1. Выявление уровня умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент)……………………….14
2.2. Повышение уровня умения применять полученные на занятиях математические знания в условиях дидактической игры (формирующий эксперимент)……………………………………………………………………..21
2.3. Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный эксперимент)……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

игры на зан-х.docx

— 92.32 Кб (Скачать)

    Основная  задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого  ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских  интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель  развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

    В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько  же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. [3, с. 69]

    Особое  внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).

    Игры  должны быть направлены на развитие логического  мышления, а именно на умение устанавливать  простейшие закономерности: порядок  чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые  упражнения на нахождение пропущенной  в ряду фигуры.

    Необходимым условием, обеспечивающим успех в  работе, является творческое отношение  воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и  вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том  же виде или с усложнением. [6, с.217]

    Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

    Роль  сюжетно-дидактической игры, помогающей дошкольникам овладеть элементарными  математическими знаниями и умениями, развить новые познавательные мотивы детей. [6, с. 236]

    Система сюжетно-дидактических игр должны быть выстроена с учетом последовательности и усложнения программных задач. Каждая игра должна быть основана на практическом применении счетно-измерительных действий, освоенных детьми на занятиях по математике, что обеспечивает тесную взаимосвязь двух основных видов деятельности – занятий и последующей игры.

    Воспитатель должен соблюдать принципы организации  сюжетно-дидактических игр, включающих счет и измерение, учитывать особенности  методики педагогического руководства  ими и творчески относиться к  процессу обучения началам математики детей дошкольного возраста.

    Наряду  с дидактическими в детских садах  бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь»  или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов; в  больницу, магазин, школу, завод. Этим сюжетно-ролевым, творческим, играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому советские психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых. [10, с. 21]

    Активность  ребёнка, направленная на познание, реализуется  в содержательной самостоятельной  игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.

    Взрослый  создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка  в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.

    Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль  и приобщающие его к умственному  труду. Например, игры из серии: "Логические кубики", "Уголки", "Составь  куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-хамелеон" и другие.

    Нельзя  обойтись и без дидактических  пособий. Они помогают ребёнку вычленить  анализируемый объект, увидеть его  во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и  отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.

    Играя и занимаясь с детьми, воспитатель  способствует развитию у них умений и способностей:

    - оперировать свойствами, отношениями  объектов, числами; выявлять простейшие  изменения и зависимости объектов  по форме, величине;

    - сравнивать, обобщать группы предметов,  соотносить, вычленять закономерности  чередования и следования, оперировать  в плане представлений, стремиться  к творчеству;

    - проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении  или выдвижении цели, в ходе  рассуждений, в выполнении и  достижении результата;

    - рассказывать о выполняемом или  выполненном действии, разговаривать  с взрослыми, сверстниками по  поводу содержания игрового (практического)  действия.

    Игры  по формированию математических представлений  условно делятся на следующие  группы:

  • Игры с цифрами и числами
  • Игры путешествие во времени
  • Игры на ориентирование в пространстве
  • Игры с геометрическими фигурами
  • Игры на логическое мышление

    К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет  детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. [11, с. 198]

    Вторая  группа математических игр (игры –  путешествие во времени) служит для  знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.

    В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления  детей постоянно расширяются  и закрепляются в процессе всех видов  деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться  в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место  по заданному условию. [7, с. 232]

    Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму  круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). 

    Выводы  по первой главе 

    Дидактическая игра как форма обучения детей  содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

    Дидактические игры - это не только средство интеллектуального  развития, средство развития познавательных психических процессов, но еще и  игровая форма обучения, которая  достаточно активно применяется  на начальных этапах обучения.

    В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные  дидактические игры. Необходимость  подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо, иметь их в  большом количестве. Обилие дидактических  игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и  правилами.

    Применение  дидактических игр повышает эффективность  педагогического процесса, кроме  того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения

    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ 

    Многие  родители полагают, что главное при  подготовке к школе – это познакомить  ребенка с цифрами и научить  его писать, считать, складывать и  вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих  систем (система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». [4, с.264]

    Формированию  у ребенка математических представлений  способствует использование разнообразных  дидактических игр. В игре ребенок  приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника  в целом.

    В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при  освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

    Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя  и родителей – развить у  ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой  и занимательной форме поможет  ребенку в дальнейшем быстрее  и легче усваивать школьную программу.

    Программа по математике для детей седьмого года жизни предусматривает дальнейшее изучение количественного и порядкового  счета, количественного состава  числа из единиц, закрепление знаний о связях и отношениях между числами  в пределах 10, знакомство с составом числа из 2-х меньших чисел в  пределах 10 и др.

    Нами  были определены задачи экспериментальной  части исследования:

    1.  Определить уровень умения детей подготовительной к школе группы самостоятельно применять математические знания в новых условиях.

    2.Разработать и апробировать методический материал по использованию дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей 6–7 лет.

    3. Определить эффективность разработанного методического материала.

    Эксперимент состоял из 3-х этапов:

    1.         Констатирующего;

    2.         Формирующего;

    3.         Контрольного.

    База  исследования: ДОУ №6 «Солнышко» с. Чекмагуш, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Количество испытуемых 10 человек. 

    2.1. Выявление уровня умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент) 

    Выбор детей данного возраста носил  не случайный характер, т.к. работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного  возраста является частью их общей  подготовки к школе. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые необходимы будущему школьнику. [14, с. 128]

    Поэтому самостоятельное применение математических знаний в новых условиях (игре), свидетельствует  о прочном усвоении детьми этого  возраста программного материала.

Информация о работе Игры на занятиях по математике