Игры на занятиях по математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало изучение использования игр на занятиях по математике, исследование процесса влияния игры на познавательную деятельность детей.
Задачи исследования:
• Изучить роль и место игр в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста;
• Рассмотреть игры на занятиях по математике;
• Выявить уровень умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент);

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ…………………………………………………………………...6
1.1 Роль и место игр в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2. Игры на занятиях по математике…………………………………………...8
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ………………………………………………13
2.1. Выявление уровня умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент)……………………….14
2.2. Повышение уровня умения применять полученные на занятиях математические знания в условиях дидактической игры (формирующий эксперимент)……………………………………………………………………..21
2.3. Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный эксперимент)……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

игры на зан-х.docx

— 92.32 Кб (Скачать)

    Для участия в нашем исследовании были отобраны 10 детей подготовительной к школе группы, равные по уровню развития. Констатирующий этап исследования проводился в спокойной, привычной для детей обстановке.

    Для определения уровня умения детей  самостоятельно применять усвоенные  на занятиях математические знания в  новых условиях воспитанникам были предложены 6 заданий, которые в целом  составили дидактическую игру «Цирк». [19, с. 143]

    Цирк.

    Цель  игры: Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.

    Игровые действия. Выполнение роли зрителя, правильное решение задач, четкие ответы на вопросы  ведущего.

    Правила игры. По сигналу ведущего подбирать  соответствующую числовую карточку, выполнять задания точно и  быстро.

    Материал. У каждого ребенка – конверт, в котором находятся числовые карточки.

    Ход игры. Все дети выполняют роль зрителей, воспитатель – ведущий.

    Ведущий. Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк?

    Получив дружное согласие, ведущий обращает общее внимание на кассу, и предлагает всем купить билеты. Дети быстро выстраиваются  друг за другом, покупают билеты и с  интересом их рассматривают (на билетах  красным карандашом написан номер  ряда, а синим – номер места). Все зрители проходят в красиво  оформленный зал – это цирк. Оживленно разговаривают о предстоящем  представлении и высказывают  предложения об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит звонок, и зрители  начинают определять по билету свое место  в зале.

    Задание I – порядковый счет.

    Ведущий. Все вы купили билеты, на которых  красным карандашом указан номер  ряда, а синим – номер места. Каждый из вас должен найти свой ряд и место в зале.

    Когда все рассаживаются, контролер (воспитатель) проходит между рядами и проверяет  билеты, т. е. выясняет, правильно ли дети нашли свои места. Ведущий спрашивает каждого ребенка: «На котором  месте ты сидишь? Как ты считал? Почему ты думаешь, что сел на седьмое  место?» Тем, кто правильно нашел  ряд и место, вручает фишки.

    Появляется  Петрушка.

    П е т р у ш к а. Здравствуйте, друзья дорогие: и маленькие, и большие! Не один я к вам пришел, а гостей с собой привел. Не простых гостей – дрессированных зверей. Кого– я не скажу, а загадку расскажу:

    С хозяином дружит,

    Дом сторожит.

    Спит  под крылечком,

    Хвост колечком.

    Кто это?. Правильно. Это собака. Ее зовут Жучка. Вы видели разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня вы познакомитесь с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны. Собачка может ошибиться. Когда Жучке зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте. Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите ответ. Приготовились!

    Из-за ширмы появляется собачка. Жучка  здоровается с детьми, дети дружно и громко ей отвечают. Жучка решает задачи, дети контролируют.

    Задание 2 – количественный счет до 10.

    Петрушка. Жучка, дети хотят узнать, умеешь ли ты считать. Ну-ка, Жучка, сосчитай, сколько  здесь кубиков. (На лесенке стоят 7 кубиков. Жучка лает 6 раз.)

    Петрушка. Правильно Жучка сосчитала? Дети отвечают сколько кубиков Жучка не досчитала.

    П е т р у ш к а. Жучка, посчитай еще раз. (Жучка опять лает 6 раз.)

    Петрушка. Покажите, дети, Жучке, сколько здесь  кубиков? (Дети должны показатькарточку, на которой нарисовано 7 кружков.)

    Петрушка. А сколько Жучка насчитала  кубиков? Покажите карточку. (Дети показывают.)

    Петрушка. Молодцы! Хорошо умеете считать:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Можно все пересчитать,

    Сосчитать, измерить, взвесить.

    Сколько в комнате углов? (Ответ детей.)

    Сколько ног у воробьев? (Ответ детей.)

    Сколько пальцев на руках? (Ответ детей.)

    Сколько пальцев на ногах? (Ответ детей.)

    Сколько в садике скамеек? (Лает Жучка.)

    Сколько в пятачке копеек? (Ответ детей.)

    Задание 3 – сравнение рядом стоящих  чисел в пределах 10.

    Петрушка. Сейчас я буду называть числа, а вы вместе с Жучкой определите какое  число больше: 7 или б? Покажите карточку. Какое число меньше: 7 или 6? Покажите карточку. (Дети должны показать вначале карточку, где 7 кружков, а затем – где 6. Жучка ошибается, показывает наоборот.) Жучка, постарайся правильно считать, я тебе сейчас другое задание дам. (Петрушка расставляет 4 елочки. Жучка лает 4 раза. Дети радостно хлопают в ладоши.) Дети, скажите Жучке, какое число больше числа 4 на I. (Дети должны называть число 5 и показать соответствующую карточку.) Какое число меньше числа 4 на 1? (Дети должны назвать число 3 и показать соответствующую карточку.)

    Задание 4 – определение независимости  числа предметов от их величины.

    Из-за ширмы появляются 7 больших гусей  и 8 маленьких гусят, а за ними лиса. Гуси, спасаясь от лисицы, прячутся на первой ступеньке лесенки, а гусята забираются на вторую ступеньку.

    Петрушка. Спрятались гуси с гусятами от лисы. Очень хорошо. А кого больше, гусей  или гусят? (Дети должны ответить, что  гусят, а Жучка показывает лапой  на гусей.) Кто же прав, дети или Жучка? Как узнать?

    Дети. Петрушка, ты посчитай.

    Петрушка. Хорошо, я посчитаю, но и вы считайте, сколько гусей. А потом покажете карточку, на которой столько же кружков, (Дети считают и показывают карточку, за ними показывает карточку и Жучка.) А сколько гусят? (Дети должны пересчитать гусят и поднять  соответствующую карточку, где 8 кружков.) Сейчас будет трудный вопрос. Все  внимательно слушайте. И ты, Жучка, слушай, кого больше (меньше): 7 больших  гусей или 8 маленьких гусят? Покажите карточку.! А теперь скажите, какое число больше (меньше): 7 или 8? (Дети должны показать соответствующие карточки).

    Задание 5 – запоминание связей между  числами и предметами.

    Жучка что-то шепчет Петрушке на ухо.

    П е т р у ш к а. Дети, Жучка говорит, что к вам в гости едут 7 зайчиков и 5 рыжих лисиц. Они хотят посмотреть сказку «Репка». Вы их видели?

    Дети  отвечают.

    П е т р у ш к а. Их нужно встретить. Пойду встречать. Ой, я забыл, сколько и кто едет в гости? Напомните мне пожалуйста.

    Задание 6 – состав числа из единиц в пределах 10.

    Проводится  показ сказки «Репка» (настольный театр).

    П е т р у ш к а. Кто тянул репку? Сколько всего собралось персонажей, чтобы вытянуть репку? По скольку их было? На котором месте внучка? Жучка? Мышка? Как считали?

    Эту игру мы проводили с детьми только группы детей, участвующих в эксперименте, что дало нам возможность выявить  успехи и самостоятельность каждого  ребенка.

    Выполнение  ребенком заданий оценивалось в  баллах:

    0          баллов – ребенок не выполнил  задание;

    1          балл – ребенок выполнил задание  не полностью. (Нп., ответил не на все вопросы задания, а частично).

    2          балла – ребенок выполнил задание  полностью.

    В этой интересной и острой ситуации дети должны были максимально мобилизоваться, стремиться самостоятельно решить задачу и показать свои успехи в счете. В  данной игровой ситуации у детей  наиболее полно обнаружился уровень  умений применять полученные на занятиях математические знания.

    Для выявления уровня умений каждого  ребенка мы составили таблицу, в  которую поместили результаты ответов  детей на каждое задание игры. 

    Таблица 1. Результаты задания по уровням

Имя ребенка Общее кол-во баллов Уровень
1 Эдгар 5 с
2 Полина 5 с
3 Айгуль 6 с
4 Ильгиз 5 с
5 Инна 4 н
6 Ринат 2 н
7 Юля 4 н
8 Лейсан 3 н
9 Артем 3 н
10 Руслан 3 н
 

    Оценка  результатов задания по уровням.

    Низкий – 0–4 баллов;

    Средний – 5–9 баллов;

    Высокий – 10–12 баллов.

    Исходя  из результатов таблицы мы видим, что детей ответивших правильно на все вопросы всех заданий нет (0%);

    частично  выполнивших задания – 9 детей  или 100% из них:

    §   3 детей (33,3%) со средним уровнем умений

    §   6 детей (67,7%) с низким уровнем умений.

    Особенно  тяжело дались детям ответы на вопросы 3 и 4 задания. Дети при ответе на вопросы  этих заданий вели себя растеряно, путались в своих ответах Эдгар, Полина, Айгуль, не смогли вовремя ответить какое число больше и какое меньше 4 на 1, поэтому ответ на этот вопрос ими не был засчитан.

    При ответе на вопрос 4 задания 6 детей ответили, что больше больших гусей, а меньше маленьких гусят. Это говорит  о том, что с этими детьми мало ведется работа по определению независимости  числа предметов от их величины. Причем эта работа не должна ограничивать только занятиями по математике, но и осуществляться и в свободной  игровой деятельности детей.

    По  результатам заданий мы составили  диаграмму (Рис. 1, 2) из которой видно какие задания вызвали затруднения у детей. 

    Рис. 1. Результаты качества выполнения заданий констатирующего этапа эксперимента

                           

                                    

      Рис. 2. Результаты качества выполнения заданий констатирующего этапа эксперимента

                           

    Исходя  из результатов констатирующего  этапа эксперимента мы наметили для себя дальнейшую работу по повышению уровня умения самостоятельно применять полученные на занятиях математические знания в условиях дидактической игры. 

    2.2. Повышение уровня умения применять полученные на занятиях математические знания в условиях дидактической игры (формирующий эксперимент) 

    Для повышения уровня нами была разработана  система по использованию дидактических  игр для умения применять на практике полученные на занятиях математические знания.

Информация о работе Игры на занятиях по математике