Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:18, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение использования игр на занятиях по математике, исследование процесса влияния игры на познавательную деятельность детей.
Задачи исследования:
• Изучить роль и место игр в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста;
• Рассмотреть игры на занятиях по математике;
• Выявить уровень умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент);
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ…………………………………………………………………...6
1.1 Роль и место игр в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2. Игры на занятиях по математике…………………………………………...8
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ………………………………………………13
2.1. Выявление уровня умения применять усвоенные знания в условиях дидактической игры (констатирующий эксперимент)……………………….14
2.2. Повышение уровня умения применять полученные на занятиях математические знания в условиях дидактической игры (формирующий эксперимент)……………………………………………………………………..21
2.3. Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный эксперимент)……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….34
Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:
1. Определить уровень умения детей подготовительной к школе группы самостоятельно применять математические знания в новых условиях.
2.Разработать и апробировать методический материал по использованию дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей 6–7 лет.
3. Определить эффективность разработанного методического материала.
Эксперимент состоял из 3-х этапов:
1. Констатирующего;
2. Формирующего;
3. Контрольного.
Исходя
из анализа опытно-
1.Систематически давать детям возможность использовать свои знания на практике;
2.Способствовать самореализации детей в различных видах игровой деятельности;
3.
Развивать познавательную деятельность
детей, через нетрадиционный подход к
использованию дидактических игр в педагогической
деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования в рамках настоящей работы позволили сформулировать ряд обобщений и выводов.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор психического развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия и повседневная деятельность детей должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и педагог.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
При
использовании дидактических
Логические
игры математического содержания воспитывают
у детей познавательный интерес,
способность к творческому
Занимательные
задачи способствуют развитию у ребенка
умения быстро воспринимать познавательные
задачи и находить для них верные
решения. Дети начинают понимать, что
для правильного решения
Анализ
теоретических положений и
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали считать предметы на расстоянии, взором, вслух произнося числительные и пользуясь указательным жестом. Дети стали более активными, самостоятельными и внимательными к действиям счета, стали рассуждать, доказывать. Некоторые заметно расширили свои знания, за счет общения в игре с другими детьми, они не только стали решать задачи без всякой наглядной опоры, но и самостоятельно придумывать новые игры со счетными действиями, привлекая к ним и других детей.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане повышения роль дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.
Исходя
из анализа опытно-
Исходя
из анализа опытно-
1.Систематически давать детям возможность использовать свои знания на практике;
2.Способствовать самореализации детей в различных видах игровой деятельности;
3.
Развивать познавательную деятельность
детей, через нетрадиционный подход к
использованию дидактических игр в педагогической
деятельности.
Список
используемой литературы
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
Цель: Учить детей самостоятельно
составлять группы предметов
и расставлять их на карточке,
отвечать на вопрос «Сколько?»
словом много, упражнять
Ход. Воспитатель кладет на стол прозрачный полиэтиленовый мешочек, где лежат игрушечные грибочки (15-16 штук), и предлагает детям: «Таня, возьми из мешочка 1 гриб. Бери правой рукой. Кирилл, возьми 1 гриб. И ты, Ира». (Воспитатель передвигает мешочек, и каждый ребенок берет 1 гриб.) После того как все дети возьмут по 1 грибу, педагог привлекает внимание к грибам, которые остались в 1 мешочке: «Сколько их в мешочке? У тебя, Ира, у тебя, Таня, сколько грибов?»
Затем он подводит итог: «У каждого 1 гриб, а в мешочке много грибов».
После
этого воспитатель ставит на стол
корзиночку и просит всех положить
в нее свой гриб, спрашивая: «Сколько
грибов положила Юля? Сколько положила
Катя? Правильно, каждая положила по 1 грибу.
Сколько грибов в корзиночке, сколько
в мешочке? Да, в корзиночке много
грибов и в мешочке много грибов».
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «УТОЧКИ».
Цель: Дети должны учиться создавать группы предметов из разного количества игрушек.
Ход занятия. Детям дают по 5-6 уточек. Воспитатель говорит: «Вот сколько уточек. Покажите, где у вас правая рука, где левая». Он предлагает расставить уточек перед собой в ряд и напоминает: «Берем правой рукой и ставим уточку слева. Берем еще уточку и ставим рядом. Сколько уточек стоит? Покажите, где много уточек. А уточка справа повернулась и ушла. Остановилась недалеко и смотрит. У всех уточка остановилась справа. (Воспитатель следит за выполнением своих указаний.) Посмотрите все, сколько уточек слева. Покажите каждую. Правильно, слева стоит много уточек! Взгляните, сколько уточек стоит справа. Правильно, 1 уточка. Покажите, где много уточек. (Воспитатель продолжает рассказ, передвигая уточек и предлагая детям делать то же.) Еще 1 уточка там, где их много. Одна повернулась и пошла к своей подружке, встала рядом. Еще 1 пошла за нею! Еще 1 встала рядом. Сколько осталось слева уточек? Слева 1 уточка, а справа много уточек».
Если
дети не сразу понимают слова слева - справа,
воспитатель говорит и показывает: «Слева,
где левая рука (1 уточка); справа, где правая
рука (много уточек)».
ЗАНЯТИЕ «КУБИКИ».
Цель. Учить детей различать группы
по количеству игрушек,
Ход занятия. Каждому ребенку дается коробка с 6 кубиками (например, 4 желтых и 2 красных). У педагога такой же набор.
Воспитатель. Какого цвета кубики?
Дети. В коробке лежат желтые и красные кубики.
Воспитатель. Достанем красные кубики и поставим их на стол. А где желтые кубики и сколько их?
Дети. Желтые кубики лежат в коробке. Их много.
Воспитатель. Покажите каждый кубик.
Дети вынимают по одному желтые кубики и вновь кладут в коробку.
Воспитатель. Сколько кубиков лежит на столе? Покажите их.
Дети. На столе 2 красных кубика. (Показывают, делают вывод: на столе мало кубиков, а в коробке их много.)
Воспитатель. Достаньте из коробки желтые кубики и положите их на стол. Поставьте красный кубик на красный, а желтые -- друг за другом. Получилась машина. Поехали!