Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 06:27, доклад
Пояснительная записка. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе  слова.
Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте.
Пояснительная записка. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе слова.
Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.
Педагог может использовать их как на занятиях, так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности каждого ребенка. Наборное полотно может быть мобильно, как например, в игре “Волшебные лучики”, может применяться на занятиях по обучению грамоте и на занятиях по математике. Тренажер для развития речевого дыхания может стать элементом экологического уголка.
“Раз ступенька, два ступенька” (для детей 5 – 7 лет)
Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
Дидактический материал (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.
Методика проведения: 1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
2 вариант. Педагог выставляет картинку 
в верхнее окошко и предлагает детям выполнить 
звуковой анализ слова.  
3 вариант. Дети самостоятельно выполняют 
звуковой анализ слова, по предлагаемой 
картинке педагогом. Затем обозначают 
каждый звук буквой.  
4 вариант. В верхнее окошечко выставляется 
сюжетная картинка. Педагог предлагает 
детям составить по ней предложение. Затем 
дети считают количество слов в нем и выставляют 
графическую схему предложения.
“По волнам звуков и букв” (для детей 6 – 7 лет)
Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.
Дидактический материал (оборудование): Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду “надувая паруса”), колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв.
Методика проведения: Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.
1 вариант: На занятиях по обучению грамоте, 
во время знакомства с очередной буквой, 
дети делают анализ ее звучания, дают характеристику 
звука определяя,  гласный или согласный 
и формируют из них “волны” для корабликов.  
2 вариант: Педагог называет звук, предлагает 
ребенку обозначит его буквой, найти нужный 
кораблик, объясняя свой выбор.
“Тренажер для развития речевого дыхания”
Цель. Развивать речевое дыхание, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Дидактический материал (оборудование). Пластмассовая основа (сушилка для белья), которая подвешивается на уровне роста ребенка и оформляется в соответствии со временем года. Зима – сугроб, снежинки. Лето – полянка, цветы, насекомые. Весна – кустик, листики, птички. Осень – тучка, желтые листики. Методика проведения: В зависимости от
 времени года педагог 
моделирует ситуацию (Зимняя вьюга 
закружила снежинки, бабочки полетели 
к цветочкам, ветерок сорвал 
желтые листочки, прилетели перелетные 
птицы и т. д.) Ребенок дует 
на легкие фигурки, 
Следует иметь в виду, 
что во всех играх, развивающих дыхание, 
как и при дыхательной 
“Волшебные лучики” (обучение грамоте)
Цель: Обучать слоговому чтению.
Дидактический материал (оборудование): Наборное полотно с изображением солнца, касса букв.
Методика проведения: 1 вариант. В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги.
2 вариант. В кармашки ставятся карточки 
со слогами. Дети читают слова.  
3 вариант. Дети 
самостоятельно подбирают буквы, слоги 
и прочитывают их.
“Волшебные лучики” (развитие элементарных математических представлений)
Цель. Учить решать арифметические действия на сложение и вычитание, сравнивать количество предметов и делать цифровую запись (больше, меньше, равно). Составлять и решать арифметические задачи.
Дидактический материал (оборудование). Наборное полотно с изображением солнца, карточки с цифрами и знаками: больше, меньше, равно.
Методика 
проведения.  1 вариант. В кармашки 
ставятся карточки с цифрами. Педагог 
предлагает детям сложить их в сумму, вычесть 
или сравнить.  
2 вариант. Дети 
самостоятельно выбирают цифры и знаки, 
заполняют карманчики. И придумывают арифметические 
задачи в соответствии с примерами.
Список использованной литературы.
Информация о работе Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте