Игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – систематизировать теоретический и практический опыт использования игры и игровых моментов на уроках английского языка.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач:
изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования;
изучение существующих в практике обучения иностранному языку видов и типов упражнений по разделу «Фонетика» с использованием различных игровых технологий;
классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка 5
1.1. Игровая технология как средство развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка 5
1.2. Типология учебной игры9
Глава 2. Методика практического использования игровых технологий
2.1. Цели и задачи фонетических упражнений в процессе обучения иностранному языку 14
2.2. Виды игровых занятий и упражнений на уроках в начальных классах по разделу «Фонетика» 15
2.2.1. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха 16
2.2.2. Игры и упражнения на развитие навыков звукопроизношения 17
2.2.3. Упражнения и игровые приемы в обучении транскрипции 19
2.2.4. Использование стихотворений, пословиц и поговорок, игр и упражнений, сопровождаемых песнями. Обучение интонации21
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 1 28
Приложение 2 29
Приложение 3 32
Приложение 4 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по методике преподавания иностр. яз.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Автономная  некоммерческая организация высшего профессионального образования академия

 

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»

 

 

 

Кафедра лингвистики 

и социально-гуманитарных дисциплин

специальность 031100.62

Теория и методика преподавания

 иностранных языков и культур

 

 

Курсовая работа

 

На тему: Игровые  технологии

в процессе преподавания иностранного языка

 

 

 

Выполнила студентка

5 курса 514 группы

очно - заочной формы  обучения Гаврилюк А. Н.

_______________________________

Научный руководитель:

Доцент кафедры лингвистики

и социально-гуманитарных дисциплин

Бокурадзе Марина Марковна

_______________________________

 

 

 

«Допускается к защите»    Работа защищена

_______________________    ________________________

«____»_________________20 ___ г.  «____»__________________20__г.

Оценка ____________________

 

Самара 

 

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1. Игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка

5

1.1. Игровая технология как средство развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка

5

1.2. Типология учебной  игры

9

Глава 2. Методика практического  использования игровых технологий

2.1. Цели и задачи  фонетических упражнений в процессе  обучения иностранному языку

14

2.2. Виды игровых занятий  и упражнений на уроках в начальных классах по разделу «Фонетика»

15

2.2.1. Игры и упражнения  на развитие фонематического  слуха

16

2.2.2. Игры и упражнения  на развитие навыков звукопроизношения

17

2.2.3. Упражнения и игровые  приемы в обучении транскрипции

19

2.2.4. Использование стихотворений, пословиц и поговорок, игр и упражнений, сопровождаемых песнями. Обучение интонации

21

Заключение

25

Список использованной литературы

26

Приложение 1

28

Приложение 2

29

Приложение 3

32

Приложение 4

33


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение познавательного интереса к изучению английского языка. 

В наши дни учителя  пересматривают арсенал воздействия  на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями,  игровых технологий.

Игра  является ведущей  формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Иногда именно в игре особенно чётко проявляются  его способности. Тема внедрения игровых технологий  в процессе преподавания иностранного языка в младших классах очень  актуальна на современном этапе в связи с учетом новых веяний в системе образования. Игровая деятельность на уроке  даёт  простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных ярких  идей и решений. Игра  наиболее приемлема для применения ее в младших классах, так как здесь  существуют неограниченные возможности для реализации творческого потенциала как преподавателя, так и учащихся.

Объектом  исследования данной работы являются игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка.

Предмет исследования – использование игр и игровых моментов на уроках иностранного (английского) языка в начальных классах при изучении фонетики.

Цель исследования – систематизировать теоретический и практический опыт использования игры и игровых моментов на уроках английского языка.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач:

  1. изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования;
  2. изучение существующих в практике обучения иностранному языку видов и типов упражнений по разделу «Фонетика» с использованием различных игровых технологий;
  3. классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации.

Для решения поставленных задач  использован комплекс теоретических методов исследования: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической и методической литературы; анализ учебно-методических пособий.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, четырех приложений.

 

ГЛАВА 1. Игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка

1.1. Игровая технология как средство развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка

По определению Г. К. Селевко, игровая технология - это  вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность: 

  1. дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; 
  2. воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности; 
  3. развивающие  –  развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности; 
  4. социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

В процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни.  С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие исследователи называют новое учебное и психическое состояние обучаемых игровым состоянием. Оно характеризуется повышенным уровнем мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и деятельности воображения. Игра объединяет играющих для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение совместной задачи. 

Целями игрового обучения школьников являются: 

1) развитие мышления  средствами иностранного языка; 

2) повышение мотивации  изучения предмета; 

3) обеспечение личностного  роста каждого участника игры, способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом. 

Организующим фактором игровой познавательной деятельности является проблемная ситуация, которая характеризуется творческим эмоциональным состоянием субъектов, выражающемся в анализе ситуаций, принятии решений. Эффективность данного этапа познавательной деятельности обучаемых предопределяется смысловой содержательностью, предметной значимостью, духовно-гуманитарной направленностью отобранного материала.

Речемыслительную деятельность обучаемых стимулируют, например, такие ситуации «Первая встреча с зарубежной семьёй, в которой я буду жить во время кратковременной учебы», «Знакомство с молодёжной средой Великобритании» и другие. 

Игровая ситуация является конструктивной основой игровой познавательной деятельности,  где деятельность обучающихся составляет важную часть структуры. Игровая познавательная деятельность как активная форма обучения и воспитания требует адекватной технологии, которая способствовала бы усилению мыслительной деятельности и рефлексии обучаемых. Игровая познавательная деятельность (игра) на занятиях носит характер конструирования новых знаний, поиска способов решения ситуаций.

Игровое обучение на иностранном  языке, как указывают О. А. Артемьева, М. Н. Макеева, строится на следующих методических принципах:

1) системно-деятельностный  подход к обучению иностранному  языку, который находит своё выражение в комплексной реализации коммуникативных, воспитательных, образовательных и развивающих целях обучения на основе

а) выделения коммуникативных  сфер деятельности обучаемого в реальной жизни и моделирования речевых ситуаций; 

б) в тщательном отборе на этой основе языкового и речевого материала; 

в) в поэтапном обеспечении  нарастающей коммуникативности  с ориентацией на воспроизведение основных черт реальной коммуникации; 

г) в комплексном развитии всех видов речевой деятельности в их тесной взаимосвязи и приоритетной роли коммуникативной деятельности; 
2) оптимальное сочетание различных видов работы на основе использования игровых методов обучения иностранным языкам;

3) конструирование творческих видов работ по принципу от простого к сложному: от драматизации, импровизации к разыгрыванию микроэтюдов, макроэтюдов.

Познавательная парадигма  состоит из двух функционально связанных видов познавательных и предметных действий: действий обучающихся как субъектов, направленных на самостоятельное добывание знаний в процессе игровой познавательной деятельности, и действий преподавателя как субъекта, направленных на обучение обучающихся видам и формам коммуникативной направленности. 

Представим структурную  модель игровой познавательной деятельности как систему познавательных действий при субъектно-субъектных отношениях игровой методики обучения:

 

Обучающиеся

Преподаватель в аспекте  педагогического руководства

1. Ознакомление с познавательной  задачей

1. Четкая постановка  учебных целей и разъяснение игровой задачи

Стимулирующе-мотивационный  компонент

2. Принятие на себя  должности по игре и функциональных  обязанностей

2. Назначение на роль-должность по игре. Сообщение правил - функциональных обязанностей

Оперативно-деятельностный компонент

3. Анализ конкретной  ситуации, осознание проблем   на фоне игрового поля

3. Построение обучения  как системы организации учебно-познавательных действий на фоне игрового поля методом моделирования

Контрольно-регулирующий компонент

4. Поиск путей и  способов решения познавательных  задач. Анализ исходных данных. Самоконтроль за правильностью выполнения

4. Контроль преподавателя  за ходом решения поставленных задач. Стимулирование познавательной активности и  интереса

5. Обмен информацией.  Суммирование данных о путях и способах решения познавательных задач. Саморегулирование своих действий

5. Коррекция; регулирование  учебно-познавательной (игровой) деятельности, внесение изменений в методы, формы и средства обучения; приближение их к оптимальным для данной ситуации. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации игровой познавательной деятельности. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм познавательной деятельности обучаемых

6. совместный выбор  оптимальных вариантов решения  проблемной (игровой) познавательной задачи. Постановка подзадач. Действия по выполнения решения

6. Стимулирование действий по выполнению решения. Выбор методов игровой познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами и возможностями обучаемых. Формирование познавательной самостоятельности

7. Подведение общего  итога игровой познавательной  деятельности. Оценка и самооценка деятельности самих игроков

7. Анализ результатов  игровой познавательной деятельности обучающихся. Оценка педагогом (в том числе и самооценка) познавательной деятельности играющих


 

Таким образом, игровая  технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, способствующими усилению мотивации, стимулирующими речевую деятельность, предопределенную содержательностью отобранного материала.

 

1.2. Типология учебной  игры

 

Анализ учебно-методической литературы по вопросам игрового обучения английскому языку показал, что игры группируются по цели использования (лексика, грамматика, перевод, страноведение), по функциональной значимости (речевые навыки и умения), по сюжетной линии (инструментальные игры, ролевые игры, деловые игры и так далее). Порою в пособиях заметно расхождение между содержанием игры и её авторской классификацией, что приводит к заключению, что игровые задания четче определяются по внутреннему организационному механизму.

Проведенный нами анализ научно-методической литературы об использовании игровых приемов в обучении, позволил нам сделать вывод по организационно-структурным принципам игровых заданий, которые можно разделить на две основные группы:

  1. Игры соревновательного характера, содержащие организационные установки и правила для достижения успеха, величина которого определяется по количественным критериям (кто больше, кто быстрее, кто правильнее, с наименьшим количеством ошибок выполнит задание), а также по качественным критериям (кто, точнее, кто оригинальнее, кто интереснее, кто разнообразнее и тому подобное построит речевое высказывание). Внутри этого типа игр можно выделить различные виды и подвиды в зависимости от обучающих целей задания, языкового наполнения, используемого реквизита, содержания и характера действий, что мы, однако, считаем вторичными признаками, учитываемыми лишь в частных группировках.

2. Задания, в которых «проигрываются» различные ситуации. К этой группе мы относим: моделирование – проигрывание от своего имени ситуаций бытового или условного характера. (В зарубежной методике в рамках моделирования различают социодраму - исследование какого-либо события, случая, и психодраму, имеющую психотерапевтическую направленность.); ролевое исполнение проблемной ситуации бытового или условного характера с заранее заданными параметрами речевых действий; драматизацию – действие по готовому сценарию познавательного характера предполагают формы естественной деятельности, основанной на мотивах инстинктивного поведения и рефлексивного усвоения языковых форм и правил. Игры второй группы требуют исполнения ситуаций в опоре на воображение, социальный и эмоциональный опыт, фоновые знания участников.

Прежде всего, необходимо дать классифицированное определение  данному типу игр.

Информация о работе Игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка