Игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – систематизировать теоретический и практический опыт использования игры и игровых моментов на уроках английского языка.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач:
изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования;
изучение существующих в практике обучения иностранному языку видов и типов упражнений по разделу «Фонетика» с использованием различных игровых технологий;
классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка 5
1.1. Игровая технология как средство развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка 5
1.2. Типология учебной игры9
Глава 2. Методика практического использования игровых технологий
2.1. Цели и задачи фонетических упражнений в процессе обучения иностранному языку 14
2.2. Виды игровых занятий и упражнений на уроках в начальных классах по разделу «Фонетика» 15
2.2.1. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха 16
2.2.2. Игры и упражнения на развитие навыков звукопроизношения 17
2.2.3. Упражнения и игровые приемы в обучении транскрипции 19
2.2.4. Использование стихотворений, пословиц и поговорок, игр и упражнений, сопровождаемых песнями. Обучение интонации21
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 1 28
Приложение 2 29
Приложение 3 32
Приложение 4 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по методике преподавания иностр. яз.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Лингвистической обучающей игрой мы называем вид учебной деятельности, предназначенный стимулировать и поддерживать интерес учащихся к предмету, что позволяет им практиковаться в слушании или говорении в целях обучения языку в атмосфере радости и оживления.

Обучающая игра имеет 3 главные характеристики:

1) цель (выигрыш);

2) набор критериев  для определения победителей  и проигравших (соревнование);

3) правила, которые  управляют действиями игроков.  Обучающие цели таких игр заключаются  в развитии и закреплении навыков  устной (письменной) речи, на основе повторения, тренировки моделей, подлежащих овладению учащимися.

Подобные игры М.Ф. Стронин  определяет как «ситуативно-вариативное  упражнение, где создается возможность  для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия».

Отечественные и зарубежные специалисты рассматривают лингвистическую обучающую игру как языковое, речевое упражнение с элементами занимательности и эмоциональной заинтересованности. По форме – это соревнование с набором правил для достижения успеха, что составляет игровую, мотивационную суть задания, отличающую игру от обычного упражнения.

В учебной игре присутствует лингводидактическое игровое задание. Это способ повышения мотивации и создания занимательности в целях обучения языку и речи, который в форме соревнования предполагает выполнение учащимися комплекса речемыслительных действий на форме игровых. Ценность лингводидактической игры определяется, не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Существует несколько  групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Также С.Т. Занько выделяет несколько видов игр:

Организационно-деятельные игры, предусматривающие организацию  коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя (ОДИ) «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого. Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование  реальных механизмов и процессов.

Это форма воссоздания  предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной и т. д.), необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, формировании действенного образа той или иной реальной ситуации.

Познавательно-дидактические  игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Следует различать дидактические игры, построенные на внешней занимательности, и игры, требующие действий, которые входят в состав деятельности подлежащей усвоению.

Роль игры в создании языковой среды. Многие авторы учебников  и трудов по методике обсуждают образовательную ценность игр. Большинство языковых игр заставляют пользоваться языком вместо заучивания правильных форм. Игры могут рассматриваться как центральная, а не периферийная система в программе обучения иностранным языкам. Игры могут снизить волнение, делая введение материала более естественными. Они высокомотивационны.

Творческие сюжетно-ролевые  игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино». Учебная игра – упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игра – задание, содержащее учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся.

 

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:

- игровые технологии  значительно повышают мотивацию  к изучению иностранных языков;

- игра является средством  активизации познавательной деятельности  учащихся, способствующим ее актуализации;

- игра способствует  коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной деятельности учащихся.

В результате исследования нами определено несколько видов  игр, в частности, организационно-деятельностные, деловые, познавательно-дидактические, творческие сюжетно-ролевые игры.

 

ГЛАВА 2. Методика практического использования игровых технологий

2.1. Цели и задачи  фонетических упражнений в процессе  обучения иностранному языку

 

При обучении иностранному языку огромную роль играет обучение фонетике: от качества и чистоты  произношения во многом  зависят коммуникативные возможности человека. Произносительный навык включает в себя два основных навыка:

- фонематический слух, позволяющий четко и правильно  слышать звуки в речи и во время обучения, что является весьма важным фактором при работе с иностранным языком;

- четкая артикуляция, позволяющая  четко и правильно произносить звуки.

Благодаря владению этими навыками и формируется правильное произношение, или фонетика, которая, как уже было сказано, является одним из главных разделов изучения языка.

 Обучение фонетике в основном  проводится на практике, так как  обучать фонетике теоретически не эффективно, ведь очень сложно понять теорию произношения звука, не произнеся его вслух. Теоретически изучать фонетику можно с учениками старшего уровня, которые способны самостоятельно работать над своей речью. Для изучения и совершенствования произношения в младших классах используются различные фонетические игры и упражнения, сложность и насыщенность которых зависит от уровня знаний учащихся и их возрастных особенностей. Без использования фонетических упражнений возникает большая опасность выработки у учащихся неверных произносительных навыков.

Сами по себе фонетические упражнения – занятие скучное  и неинтересное, поэтому важно найти такие упражнения и способы их выполнения, чтобы они стали запоминающимися, интересными, способствовали бы формированию фонетических возможностей школьников, повышали мотивацию изучения английского языка в целом.

Основной целью использования  фонетических упражнений является  закрепление и совершенствование произносительных навыков изучаемого языка.

Задачи же этих упражнений весьма разнообразны, так как они призваны помочь не только достижению основной цели изучения фонетики, но и многих других целей, поставленных перед изучением предмета Английский язык.

 Поскольку изучение английского  языка процесс комплексный, то  к таким задачам относятся:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся, поскольку это одна из ведущих задач всего изучения английского языка;
  • поддержание у учащихся интереса к изучаемому предмету и создание положительной мотивации к обучению;
  • совершенствование навыков разговорной речи и аудирования при помощи развития правильного произношения и тренировки его посредством разговора;
  • создание психологической готовности к самостоятельной речевой деятельности;
  • возможность самореализации для каждого ученика;
  • создание условий для развития и самосовершенствования учеников;
  • развитие фонематического слуха и артикуляции;
  • воспитание интереса к стране изучаемого языка;
  • воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, внимания.

 

2.2. Виды игровых занятий  и упражнений на уроках в  начальных классах по разделу «Фонетика»

Прежде чем перейти  к описанию отдельных упражнений, приведем их классификацию. В нашей работе мы выделяем следующие подгруппы игр и  упражнений:

  • Игры и упражнения на развитие фонематического слуха (необходимые для правильного восприятия английской фонетики);
  • Игры и упражнения на развитие навыков звукопроизношения (одна из наиболее важных и трудных для учащихся частей фонетики);
  • Игровые приемы и упражнения в обучении транскрипции;
  • Игровые приемы и упражнения в обучении интонации;
  • Игровые приемы и упражнения для тренировки произносительных навыков.

Так как данное исследование обращено именно к теме фонетических игр и упражнений, то хотелось бы далее более четко и подробно рассмотреть фонетические упражнения и игры по предложенной классификации.

 

2.2.1. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха

 

Одним из видов фонетических упражнений являются упражнения на развитие фонематического слуха, наличие которого необходимо при изучении английского языка, так как в английском языке существуют фонемы, совершенно не имеющие соответствий в русском языке, а также фонемы хоть и сходные с русскими, но все же отличающиеся от них в той или иной степени. Например, звук [ð], который не имеет аналогии в русском языке, и для того, чтобы научиться произносить этот и подобные звуки правильно, нужно развивать фонематический слух.  Игры и упражнения помогают справиться с проблемой непохожести языков, в данной ситуации используются игры на развитие фонематического слуха (Приложение 1).

Также существует система  упражнений на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха:

1. Прослушайте в магнитной  записи слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.

2. Устно разделите  услышанное слово на звуки  и назовите их.

3. Определите количество  слогов в услышанных словах.

4. Определите на слух  принадлежность слов к родному или иностранному языку (подбираются слова со сходным звуковым составом)

5. Прослушайте слова  и назовите те, которые рифмуются.

6. Определите количество  слов в прослушанных предложениях.

7. Определите на слух  и запишите в орфографии последнее слово каждого предложения.

Использование таких  игр и упражнений помогают значительно  развивать фонематический слух и облегчают процесс усвоения английской фонетики.

 

2.2.2. Игры и упражнения  на развитие навыков звукопроизношения

 

После тренировки фонематического слуха (или параллельно с ней) используются игры и упражнения, обучающие и помогающие развитию навыка правильного произношения английских звуков (т.е. выработки произношения, отвечающего стандартам английской речи).  Одна из наиболее популярных таких игр - игра в сказочную страну, она рассчитана на учащихся младшей школы, которая была разработана Шолпо И.Л.. Каждый звук – это житель этой сказочной страны, который или произносит какие-либо звуки, либо занят какой-либо работой, производящей звуки, например: «Вот рано утром мистер Язычок просыпается и выпрыгивает из кровати. Как холодно в доме! Это потому, что за ночь камин совсем остыл. Мистер Язычок дрожит от холода. Находим бугорки за верхними зубами. Когда Язычок дрожит, то ударяется кончиком об эти бугорки: [d], [d], [d]! Но вдруг он слышит из ванной такие звуки: [t t-t t]! Это капает вода из крана, который он плохо закрыл вечером. Кончик язычка ударяется в бугорки за верхними зубами, как капли о дно раковины: [t], [t], [t]!». Ученики повторяют за учителем звуки, не давая себе отчета в том, что они тренируют произношение. Каждый урок к сказке прибавляются новые звуки-герои, новые приключения звуков. При этом соблюдаются условия, необходимые для того, чтобы дети не переставали получать удовольствие от рассказываемой им истории: с одной стороны основа сказки сохраняется, остаются неизменными условные моменты, за точностью воспроизведения которых ученики ревностно следят, напоминая, подсказывая, исправляя ошибки учителя; с другой стороны в сюжет каждый раз вносится что-то новое, поэтому сказка не надоедает, и продолжает вызывать активный интерес. Особый интерес представляют упражнения в обучении произношению звуков, которые не имеют аналогов в русском языке, например:   [ɵ].  Вот как можно представить этот звук при помощи игры: «Когда мы произносим этот звук, язык, как лягушка, хочет выпрыгнуть изо рта. Но ему не позволяют это сделать нижние зубы, за которые он зацепляется кончиком. Крепко упираем язык в нижние зубы…», - как правило, половина детей при этом неправильно ставит язык, так как у детей отсутствует моторная привычка. Но эту ошибку легко исправить: «Мистер Язычок высовывается из окна своего домика, чтобы посмотреть, какая на улице погода, и чуть не вываливается, но зацепляется за подоконник» Нижние зубы – это подоконник, а губы по ходу сказки обыгрываются как занавески. «Разве удержишься за занавеску? Если ты не зацепишься языком за нижние зубы-подоконник, то язычок выпадет из окна и ушибется».

Информация о работе Игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка