Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель исследования – систематизировать теоретический и практический опыт использования игры и игровых моментов на уроках английского языка.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач:
изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования;
изучение существующих в практике обучения иностранному языку видов и типов упражнений по разделу «Фонетика» с использованием различных игровых технологий;
классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации.
Введение 3
Глава 1. Игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка 5
1.1. Игровая технология как средство развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка 5
1.2. Типология учебной игры9
Глава 2. Методика практического использования игровых технологий
2.1. Цели и задачи фонетических упражнений в процессе обучения иностранному языку 14
2.2. Виды игровых занятий и упражнений на уроках в начальных классах по разделу «Фонетика» 15
2.2.1. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха 16
2.2.2. Игры и упражнения на развитие навыков звукопроизношения 17
2.2.3. Упражнения и игровые приемы в обучении транскрипции 19
2.2.4. Использование стихотворений, пословиц и поговорок, игр и упражнений, сопровождаемых песнями. Обучение интонации21
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 1 28
Приложение 2 29
Приложение 3 32
Приложение 4 33
Лингвистической обучающей игрой мы называем вид учебной деятельности, предназначенный стимулировать и поддерживать интерес учащихся к предмету, что позволяет им практиковаться в слушании или говорении в целях обучения языку в атмосфере радости и оживления.
Обучающая игра имеет 3 главные характеристики:
1) цель (выигрыш);
2) набор критериев для определения победителей и проигравших (соревнование);
3) правила, которые
управляют действиями игроков.
Обучающие цели таких игр
Подобные игры М.Ф. Стронин определяет как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия».
Отечественные и зарубежные
специалисты рассматривают
В учебной игре присутствует лингводидактическое игровое задание. Это способ повышения мотивации и создания занимательности в целях обучения языку и речи, который в форме соревнования предполагает выполнение учащимися комплекса речемыслительных действий на форме игровых. Ценность лингводидактической игры определяется, не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Также С.Т. Занько выделяет несколько видов игр:
Организационно-деятельные игры, предусматривающие организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя (ОДИ) «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого. Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.
Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов.
Это форма воссоздания
предметного и социального
Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Следует различать дидактические игры, построенные на внешней занимательности, и игры, требующие действий, которые входят в состав деятельности подлежащей усвоению.
Роль игры в создании языковой среды. Многие авторы учебников и трудов по методике обсуждают образовательную ценность игр. Большинство языковых игр заставляют пользоваться языком вместо заучивания правильных форм. Игры могут рассматриваться как центральная, а не периферийная система в программе обучения иностранным языкам. Игры могут снизить волнение, делая введение материала более естественными. Они высокомотивационны.
Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино». Учебная игра – упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игра – задание, содержащее учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:
- игровые технологии
значительно повышают
- игра является средством
активизации познавательной
- игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной деятельности учащихся.
В результате исследования нами определено несколько видов игр, в частности, организационно-деятельностные, деловые, познавательно-дидактические, творческие сюжетно-ролевые игры.
ГЛАВА 2. Методика практического использования игровых технологий
2.1. Цели и задачи
фонетических упражнений в
При обучении иностранному языку огромную роль играет обучение фонетике: от качества и чистоты произношения во многом зависят коммуникативные возможности человека. Произносительный навык включает в себя два основных навыка:
- фонематический слух, позволяющий четко и правильно слышать звуки в речи и во время обучения, что является весьма важным фактором при работе с иностранным языком;
- четкая артикуляция,
Благодаря владению этими навыками и формируется правильное произношение, или фонетика, которая, как уже было сказано, является одним из главных разделов изучения языка.
Обучение фонетике в основном проводится на практике, так как обучать фонетике теоретически не эффективно, ведь очень сложно понять теорию произношения звука, не произнеся его вслух. Теоретически изучать фонетику можно с учениками старшего уровня, которые способны самостоятельно работать над своей речью. Для изучения и совершенствования произношения в младших классах используются различные фонетические игры и упражнения, сложность и насыщенность которых зависит от уровня знаний учащихся и их возрастных особенностей. Без использования фонетических упражнений возникает большая опасность выработки у учащихся неверных произносительных навыков.
Сами по себе фонетические упражнения – занятие скучное и неинтересное, поэтому важно найти такие упражнения и способы их выполнения, чтобы они стали запоминающимися, интересными, способствовали бы формированию фонетических возможностей школьников, повышали мотивацию изучения английского языка в целом.
Основной целью использования фонетических упражнений является закрепление и совершенствование произносительных навыков изучаемого языка.
Задачи же этих упражнений весьма разнообразны, так как они призваны помочь не только достижению основной цели изучения фонетики, но и многих других целей, поставленных перед изучением предмета Английский язык.
Поскольку изучение
2.2. Виды игровых занятий и упражнений на уроках в начальных классах по разделу «Фонетика»
Прежде чем перейти к описанию отдельных упражнений, приведем их классификацию. В нашей работе мы выделяем следующие подгруппы игр и упражнений:
Так как данное исследование обращено именно к теме фонетических игр и упражнений, то хотелось бы далее более четко и подробно рассмотреть фонетические упражнения и игры по предложенной классификации.
2.2.1. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
Одним из видов фонетических упражнений являются упражнения на развитие фонематического слуха, наличие которого необходимо при изучении английского языка, так как в английском языке существуют фонемы, совершенно не имеющие соответствий в русском языке, а также фонемы хоть и сходные с русскими, но все же отличающиеся от них в той или иной степени. Например, звук [ð], который не имеет аналогии в русском языке, и для того, чтобы научиться произносить этот и подобные звуки правильно, нужно развивать фонематический слух. Игры и упражнения помогают справиться с проблемой непохожести языков, в данной ситуации используются игры на развитие фонематического слуха (Приложение 1).
Также существует система упражнений на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха:
1. Прослушайте в магнитной записи слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.
2. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.
3. Определите количество слогов в услышанных словах.
4. Определите на слух принадлежность слов к родному или иностранному языку (подбираются слова со сходным звуковым составом)
5. Прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются.
6. Определите количество
слов в прослушанных
7. Определите на слух и запишите в орфографии последнее слово каждого предложения.
Использование таких игр и упражнений помогают значительно развивать фонематический слух и облегчают процесс усвоения английской фонетики.
2.2.2. Игры и упражнения
на развитие навыков
После тренировки фонематического слуха (или параллельно с ней) используются игры и упражнения, обучающие и помогающие развитию навыка правильного произношения английских звуков (т.е. выработки произношения, отвечающего стандартам английской речи). Одна из наиболее популярных таких игр - игра в сказочную страну, она рассчитана на учащихся младшей школы, которая была разработана Шолпо И.Л.. Каждый звук – это житель этой сказочной страны, который или произносит какие-либо звуки, либо занят какой-либо работой, производящей звуки, например: «Вот рано утром мистер Язычок просыпается и выпрыгивает из кровати. Как холодно в доме! Это потому, что за ночь камин совсем остыл. Мистер Язычок дрожит от холода. Находим бугорки за верхними зубами. Когда Язычок дрожит, то ударяется кончиком об эти бугорки: [d], [d], [d]! Но вдруг он слышит из ванной такие звуки: [t t-t t]! Это капает вода из крана, который он плохо закрыл вечером. Кончик язычка ударяется в бугорки за верхними зубами, как капли о дно раковины: [t], [t], [t]!». Ученики повторяют за учителем звуки, не давая себе отчета в том, что они тренируют произношение. Каждый урок к сказке прибавляются новые звуки-герои, новые приключения звуков. При этом соблюдаются условия, необходимые для того, чтобы дети не переставали получать удовольствие от рассказываемой им истории: с одной стороны основа сказки сохраняется, остаются неизменными условные моменты, за точностью воспроизведения которых ученики ревностно следят, напоминая, подсказывая, исправляя ошибки учителя; с другой стороны в сюжет каждый раз вносится что-то новое, поэтому сказка не надоедает, и продолжает вызывать активный интерес. Особый интерес представляют упражнения в обучении произношению звуков, которые не имеют аналогов в русском языке, например: [ɵ]. Вот как можно представить этот звук при помощи игры: «Когда мы произносим этот звук, язык, как лягушка, хочет выпрыгнуть изо рта. Но ему не позволяют это сделать нижние зубы, за которые он зацепляется кончиком. Крепко упираем язык в нижние зубы…», - как правило, половина детей при этом неправильно ставит язык, так как у детей отсутствует моторная привычка. Но эту ошибку легко исправить: «Мистер Язычок высовывается из окна своего домика, чтобы посмотреть, какая на улице погода, и чуть не вываливается, но зацепляется за подоконник» Нижние зубы – это подоконник, а губы по ходу сказки обыгрываются как занавески. «Разве удержишься за занавеску? Если ты не зацепишься языком за нижние зубы-подоконник, то язычок выпадет из окна и ушибется».
Информация о работе Игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка