О преподавании отечественного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 12:46, доклад

Краткое описание

Содержание статьи Буслаева. Риторика и пиитика.

Файлы: 1 файл

Буслаев.docx

— 17.55 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Реферат.

Ф.И. Буслаев.

« О преподавании отечественного языка» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Идт Яна

3 курс 2 группа. 

                                               Риторика и пиитика.

Федор Иванович Буслаев выделяет три типа учителей: 1. учителя, которые проходят схоластические (схоластика - знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом(сл. Ожегова) учебники строка в строку,

2. учителя, которые   на уроке используют свои философские  познания, 3. учителя, которые передают  ученикам факты по университетским  тетрадкам.

Далее он рассуждает об этих учителях:

  1. Говоря о первом типе учителя, автор задается вопросами : как соединить совесть учителя с тем, что он преподает, хотя в это не верит и считает отжившим, и как сэкономить время, делая полезную работу, но сохранить нужное из прежней риторики?  
  2. «Учителя эстетической, или философской, школы еще опрометчивее».  Зачем преподавать гимназистам то, чего еще нет в университетах?  Толкование и восхищение об  Аполлоне, Геркулесе или Венере наносят вред ученикам, так как передают им поддельное восхищение.
  3. «Едва ли не столько же ошибаются учителя историки, заменяющие философскую систему рассказами о жизни и содержании сочинений различных писателей  всех времен и народов».  Буслаев говорит, что учителю нужно быть скромнее в своих высказываниях. А если учитель пользуется мнением других людей, хотя никогда не читал произведений, о которых говорит,  то это выставляет его в не лучшем свете.  Автор говорит о том, что невозможно по - настоящему восхищаться словами писателя, если это перевод, так как все богатство нельзя передать с одного языка на другой в идеальном виде.
 

Ф.И. Буслаев  делает вывод, что учитель только тогда приносит пользу, когда он  заменяет теоретическую  часть – практической,  то есть «чтением образцовых писателей и письменными упражнениями».  

                                                    Чтение.

Буслаев Ф.И. говорит, что чтение есть основа теоретическому знанию и практическим упражнениям.

Автор говорит, что на русском языке немного  гениально написанного, что будет  не стыдно перед учителями древних  и новых языков.  Ученики на уроке греческой и римской  словесности читаю выдающиеся творения, а после на уроке русской словесности  учат бестолковые стишки. Учитель  же говорит о том, что то, что  они изучают так ничтожно, если сравнивать с произведениями, которые они изучают с учителями латинского или греческого языка. Автор задается вопросом :« …зачем убивать дорогое школьное время на пустяки?».

Буслаев размышляет о том, что читают дети на уроках – новейшую литературу, которая еще не занимал места в истории литературы.  Ученикам рано изучать новую литературу, пока они не изучат старю. С учениками нужно изучать образцовых писателей.

Говоря, о выучивании наизусть, автор ссылается на то, что он «против выучивания наизусть, а не знания наизусть». Автор склонен к тому, чтобы заучивать наизусть одной страницы французского или латинского языков, так как заучивание русских произведений убивает прекрасное в них.

Театральное чтение не входит в обязанности гимназии, так как мало учителей, которые  были бы хорошими чтецами.

Говоря о хрестоматии, видишь два пути: полезно или не полезно использовать хрестоматию. С одной стороны дети не будут  читать одно и тоже долгое время, но с другой стороны, хрестоматия не дает полного представления, так как даны не полные части. Первоначальная и историческая хрестоматия полезна. Первая нужна для низших классов, где дети находят основы грамматики и правописания. А историческая является сборником литературных памятников. Энциклопедические хрестоматии полезны тем, что в них содержатся отрывки из произведений, которые рано читать детям, но из которым ученики могут получить сведения. 

История литературы.

Все сведения, которые  набрали дети за годы обучения, должны быть собраны в систему, и эта  система будет являться повторением. Буслаев говорит о том, что  важно обращать внимание на церковнославянскую литературу, чтобы понимать Св. Писание и церковную службу.  Так же Буслаев размышляет: « Критическая оценка писателей должна развивать в учениках не одно чувство эстетическое, но и нравственное, а наша старина предлагает для того бесценные памятники».

« Главное дело в истории литературы – основательность, т.е. говорить ученикам по большей части  только о таких произведениях, которые  они прочли и изучили».  

Информация о работе О преподавании отечественного языка