Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

      Гиперактивному  ребенку требуется постоянная психологическая  поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые  берется, однако чаще всего ему это  не удается. Поэтому родителям следует  продумывать все поручения, которые  они дают ребенку, и помнить: ребенок  будет делать только то, что ему  интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его  следует переключить на другой вид  деятельности.

     Необходимо  также позаботиться о рабочем  месте ребенка. Оно должно быть тихим  и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если  ребенок в чем-то неправ, родителям  не следует читать ему нотация, так  как длинная речь не будет до конца  выслушана и осознана. Лучше заранее  установить правила поведения и  систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

     Нельзя  принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”. Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет пинать кошку” или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

     Как правило, психологи спокойно относятся  к агрессии дошкольников, возникающей  в процессе их общения. Многие из них  считают, что родителям, если дело не идет к серьезной драке, вообще не стоит вмешиваться в ссоры  малолетних играющих детей.

     Дети, как и все другие люди, имеют  право на любое человеческое чувство, в том числе и на агрессию. Единственное, о чем все же стоит позаботиться, - уже в этом возрасте учить ребенка осознавать свои негативные чувства и эмоции и выражать их многими способами, то есть не только с помощью кулака, но и словами, жестами, молчанием, при помощи юмора. Как мы уже говорили, научить этому можно единственным способом: самим разнообразно и конструктивно реагировать на агрессию [31, с. 46-48].

     У чувствительных, со слабым типом нервной  системы детей может возникнуть еще одна форма защиты: самоагрессия. Выражается она в приступах самобичевания в случае неудачи: я плохая, я глупая, раз у меня ничего не получается. Некоторые дети могут даже бить себя по рукам или кусать. Это серьезный сигнал для родителей: скорее всего он означает, что ребенку тяжело тащить груз надежд, которые вы на него возложили. Так выражают свое крайнее неудовольствие чересчур загруженные дети, лишенные возможности даже играть сколько и когда хотят. Самоагрессия разрушительно действует на развивающуюся личность и в лучшем случае может положить начало серьезным комплексам неполноценности, а в худшем - стать причиной настоящего психического заболевания.

     Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы  преодоления агрессивности. Лишь поняв  причины агрессивного поведения  и сняв их, вы можете надеяться, что  агрессивность вашего ребенка будет  снята; Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать "портрет" его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась. Показать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелесные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести"; Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас. 
Пусть ребенок остается один в комнате и выскажет все, что накопилось в адрес того,  кто его раздражает; Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе; Дать ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что - то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти; Можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее; Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве.

     Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для  этого  следует:

     Обратить  особое внимание на игры ребенка. В  играх дети осуществляют свои мечты, фантазии  и страхи;

     Обсуждать с ребенком на кого он хочет быть похож, какие качества характера,  его  привлекают, а какие нет.

     Следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их "ярлыками", возможно он повторяет ваши действия. Быть готовым внимательно выслушивать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений. Поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает, научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.  
 

     Выводы  по главе 3 
 

     Поскольку игра является ведущим видом деятельности на данном этапе возрастного развития, то применение игр и игровых упражнений для осуществления коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) способствовало улучшению показателей по всем диагностическим методикам. На основе этого была создана система занятий направленных на коррекцию эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста.

     В разработанной и апробированной системе занятий по целенаправленной коррекции отклонений в эмоционально–поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ посредством игр и игровых упражнений были учтены все особенности поведенческой и эмоциональной сферы детей, принципы организации коррекционно-педагогической работы.

     При соблюдении родителями и педагогическими  работниками методических рекомендаций по взаимодействию с детьми с синдромом  дефицита внимания с гиперактивностью,  эффективность коррекционной работы значительно возрастает.

     Итак, разработанная и апробированная система коррекционных занятий  на основании результатов контрольного среза, заключающегося в сравнительном  анализе показателей по всем диагностическим  методикам до и после формирующего эксперимента, подтвердила свою эффективность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

     Эмоциональное состояние ребенка, его поведенческие  проблемы имеют особое значение в  коррекционно-развивающем процессе.

     При изучении в психолого-педагогической и специальной литературе особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной  сферы, мы пришли к выводу о том, что  такие симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью как: неустойчивость внимания, неспособность контролировать импульсивные проявления и гиперактивность,  очень резко проявляются в  старшем дошкольном возрасте, когда  перед детьми ставятся учебные задачи.

     Подобрав  диагностические методики изучения эмоциональной сферы, был проведен констатирующий эксперимент, который показал, что у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью существуют отклонения в эмоционально- поведенческой сфере в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

     В рамках исследования на этапе формирующего эксперимента была поставлена цель –  провести педагогическую коррекцию отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на специально организованных занятиях посредством игры и игровых упражнений.

     Далее был проведен контрольный срез, который  продемонстрировал улучшение показателей  у детей старшего дошкольного  возраста с СДВГ по диагностическим  методикам, что подтвердило эффективность  коррекционной работы по разработанной  системе.

     В рамках исследования была сформулирована гипотеза: уровень эмоционально-поведенческих  проблем старших дошкольников с СДВГ будет ниже в том случае, если будут соблюдены следующие условия:

     - целенаправленное формирование  у ребенка познавательной активности  включение его в разнообразные  виды деятельности;

     - конкретизация правил поведения  ребенка в соответствии с условиями  данного детского сада, семьи,  соблюдение единой системы требований  к выполнению этих правил;

     - немедленное разрешение со стороны  взрослых, конфликтов и разногласий,  даже незначительных;

     - соблюдение разработанных методических  педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;

     - проведение систематической коррекционной  работы на специально организованных  занятиях на преодоление отклонений  в эмоционально-поведенческой сфере  посредством игры и игровых  упражнений.

     В процессе проведения педагогического  эксперимента (констатирующего, формирующего, контрольного) при соблюдении вышеперечисленных условий, гипотеза подтвердилась.

     Таким образом, цель, поставленная перед исследованием была достигнута, решены все поставленные задачи, а также подтверждена гипотеза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

     1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 672 с.

     2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной.- М., 1998.-208 с.

     3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. М., 1996.- 170с.

     4. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М.: "Медицина", 1984, 3е изд. , -576стр.

     5. Барашнев Ю.И. Истоки и последствия минимальных мозговых дисфункций у новорожденных детей раннего возраста (полемические размышления). //Акушерство и гинекология 1994. 3:- 204 с.

     6. Бардиер Г.,  Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного  развития маленьких детей.- СПб.:Стройлеспечать, 1993.- 91 с.

     7. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. Введение в понимание детей через кинетические рисунки.-М.: Смысл, 2006 г. -146 с.

     8. Богданова, Г.Н. Анализ перинатальной заболеваемости и летальности по данным специализированного родильного отделения / Г.Н.Богданова // Педиатрия. — 1998.-153с.

     9.   Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.- 50 с.

     10. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.— 301с.

     11. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

     12. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии - М.: Эксмо-Пресс, 2002 – 640 с.

     13.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1984. Т. 5.- 432 с.

     14.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1984. Т. 6.- 397 с.

     15. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология. - 2003 г. - №6

          16. Змановская Е. В Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.

     17. Касатикова Е.В., Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок. -М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.- 208 с.

     18. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Мн.: Беларусь, 1988.- 204 с.

     19. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. -  М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.

     20. Лебедев Б.В., Фрейдков В.И. Минимальная церебральная дисфункция // Неврология детского возраста: болезни нервной системы новорожденных и детей раннего возраста, эпилепсия, опухоли травмы и сосудистые поражения / Под ред. Шанько Г. Г., Бондаренко Е. С., Фрейдкова В. И. и др.- Мн.: Высшая школа, 1990.

     21.   Лебединский В. В., Никольская  О. С. Эмоциональные нарушения  в детском возрасте и их  коррекция.- М.: Медицина, 1990.-190 с.

     22. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Речь, 2000.-190 с.

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн