Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

     Цель  данного исследования – изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром  дефицита внимания с гиперактивностью и нормой развития.

     В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

     1)   проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме;

  1. подобрать диагностические методики исследования эмоционально-поведенческой сферы  детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нормой развития;
  2. выявить особенности эмоционально-поведенческой сферы  старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;
  3. проанализировать полученные результаты.

     Для изучения особенностей эмоционально - поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью были использованы такие методы, как эксперимент, наблюдение и анкетирование

    Опытно-экспериментальной  базой исследования является ДОУ № 27 комбинированного вида и ДОУ № 89 комбинированного вида (Ленинского округа) г. Мурманска. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, 8 нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста. На момент обследования возраст детей составлял от 6 до 6,5 лет. Большинство дошкольников имели полные семьи. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посещали коррекционную группу второй год. Дошкольники с нормой  развития посещали  подготовительную группу. Так же в исследовании принимали участие 8 родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и 8 родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей, 4 педагогических работника данных дошкольных образовательных учреждений. Общее число респондентов – 36 человек.

     Таким образом, для проведения диагностического исследования была определена группа испытуемых, состоящая из старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нормой развития примерно одного возраста, которые посещают детский сад приблизительно равное количество времени.  
 

2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента 
 

     При осуществлении констатирующего  эксперимента по исследованию особенностей эмоционально–поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью были использованы три методики.

     Методика  №1. «Оценка импульсивности у дошкольников» (авторы Алворд М. и Бейкер П.) .

     Цель: выявление уровня импульсивности у  детей дошкольного возраста.

     Данная  методика представляет собой анкету в виде таблицы. Инструкция по проведению данной методики представлена в приложении (см. Приложение 1, С. 74).

     По  результатам проведения эксперимента всех детей можно разделить по трем уровням, в зависимости от  набранных баллов, которые отражены в таблице №1. 

     Таблица 1

     Уровни  импульсивности

    Баллы Уровни
    15-20 баллов высокий  уровень  импульсивности
    7-14 баллов средний уровень  импульсивности
    1-6 баллов низкий уровень  импульсивности

 

     Таким образом, по данной методике можно сделать  вывод об уровне импульсивности у  детей дошкольного возраста.

     Методика  №2. «Ребенок глазами взрослого» (автор Романов А. А.).

     Цель: выявить уровень проявления ситуационно - личностных реакций агрессивности детей.

     Данная  методика представляет собой опросник для родителей. Инструкция   по проведению методики №2 представлена в приложении (см. Приложение 2, С. 76).

     Оценка  уровня  выраженности ситуационно–личностных реакций агрессивности у старших дошкольников в соответствии с критериями, которые отражены в таблице №2. 

                                                                                                               Таблица 2

     Критерии  оценки родителями выраженности ситуационно–личностных реакций агрессивности у ребенка

     Выраженность  ситуационно –  личностных реакций  агрессивности ребенка Баллы  
 
      
     нет проявлений агрессивности 0 баллов
     проявления агрессивности  наблюдаются иногда 1 балл
     часто проявляется  агрессивность 2 балла
     почти всегда проявляется  агрессия 3 балла
     непрерывно проявляется  агрессия 4 балла

 

     Впоследствии  набранные баллы суммируются, и  определяется уровень проявления признаков агрессивности ребенка и степень оказания ему помощи. Оценка выявляет уровни, которые представлены в таблице №3.

                                                                                               

        Таблица 3

         Уровни проявления признаков агрессивности

     
Уровни  проявления признаков  агрессивности Баллы Уровень проявления агрессивности  ребенка и степень  оказания ему помощи
I уровень «низкий» 0-67 баллов Нет опасности закрепления агрессивных реакций, ребенок сам овладевает собственной агрессивностью
II уровень «ниже среднего» 67-134 баллов Есть опасность  закрепления агрессивных реакций, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением
III уровень «средний» 134 - 201 балла Ребенку требуется  значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении  агрессивностью
IV уровень  «высокий» 201-268 баллов Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает  влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь

 

     Таким образом, по данной методике можно сделать  вывод об уровне проявления признаков  агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

     Методика  №3. «Систематизированное наблюдение за ребенком» (авторская интерпретация системы наблюдения по Алворду М. и Бейкеру П.).

     Цель: выявление отклоняющегося поведения ребенка посредством наблюдения по разработанным признакам.

     Данное  наблюдение условно разделено на три основных блока, в которых  сгруппированы признаки гиперактивного поведения. Инструкция по проведению методики представлена в приложении (см. Приложение 3, С. 82).

     Признаки  гиперактивного поведения занесены в таблицу №4.

                                                                                                        

                                                                                                         Таблица 4

     Признаки  гиперактивного поведения

№ п/п                                                        Критерии
Блок 1. Дефицит активного  внимания
1 Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2 Не слушает, когда к нему обращаются.
3 С большим энтузиазмом  берется за задание, не заканчивая его.
4 Испытывает  трудности в организации.
5 Часто теряет вещи.
6 Избегает скучных  и требующих умственных усилий заданий.
7 Часто бывает забывчив.
Блок 2. Двигательная расторможенность
8 Постоянно ерзает.
9 Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается  в кресле, бегает).
10 Спит намного  меньше, чем другие дети.
11 Очень говорлив.
Блок 3. Импульсивность
12 Начинает отвечать, не дослушав вопрос.
13 Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
14 Плохо сосредоточивает  внимание.
15 Не может  дождаться вознаграждения (если между  действиями и вознаграждением есть пауза).
16 При выполнении заданий ведет себя по-разному  и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но на одних уроках он успешен, на других - нет).

 

     Узнать, является ли поведение ребенка гиперактивным, можно по количеству выявленных признаков. Показатели отклонений в поведении отражены в таблице №5. 

                                                                                                         Таблица 5

     Показатели  отклонений в поведении

Количество  выявленных признаков Показатели
0 –  5 норма поведения
6 –  16 отклоняющееся поведение 

 

     Исходя  из данной методики можно сделать вывод о наличии отклоняющегося поведения у детей старшего дошкольного возраста.

    Таким образом, данные методики позволят выявить  уровень отклонений в эмоционально-поведенческой сфере старших дошкольников.   
 

2.3.. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента 
 

     Дети  старшего дошкольного возраста часто  страдают поведенческими и эмоциональными проблемами. Это касается, как детей с нормой развития, так и детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние. [38, С. 40-47]. 

     Подобное  поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие  и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным, а впоследствии - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие подвержены депрессивным состояниям, легко расстраиваются из-за неудач.

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн