Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

     Особенностью  отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно  приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает  состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.

     В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его  выраженное индивидуальное и возрастно-половое  своеобразие. Отклоняющееся поведение, прежде всего, отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным "изнутри". Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.

     Индивидуальные  различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Например, форма девиации и степень  ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения  личности. Они могут варьировать  от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.

     Другая  важная индивидуальная особенность  касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение - как нежелательное  чуждое для себя, как временно удовлетворяющее  или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу.

     Исходя  из всего сказанного выше, можно  дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся  от наиболее важных социальных норм, причиняющее  реальный ущерб обществу или самой  личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

     Данное  определение носит скорее описательный характер и прежде всего, ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. Это определение может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегося поведения в конкретном случае, планирование педагогического коррекционного воздействия, оценка динамики поведения личности и эффективности работы с ней. Кроме того, оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других поведенческих феноменов.

     Поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены, границы отклоняющегося поведения  зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к  изменению норм, а следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы. Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение - это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью.

     Дети  старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания (СДВГ) часто страдают поведенческими и эмоциональными проблемами. Ребенок отстает в эмоциональном развитии и медленно взрослеет. Это проявляется вспыльчивостью, раздражительностью, несдержанностью, импульсивностью.  Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в группе во время  занятия выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встает со своего места; перебивает других, вмешивается в разговор или работу находящихся рядом детей или взрослых; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги). Настроение таких детей быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерна заниженная самооценка, низкий уровень произвольной регуляции, а также повышенный уровень тревожности. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная  напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства.

     Также у детей с СДВГ нарушены отношения  со сверстниками и взрослыми. В психологическом  развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют  на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки  сдержать их приводят к действиям  по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет  выполнить обещание, но не сдерживает его [11, С. 230- 236].

     Поведение таких детей отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным  действиям оказывается более сильным мотивом, чем любые правила. Знание правил не выступает у них значимым мотивом собственных действий. Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие подвержены депрессивным состояниям, легко расстраиваются из-за неудач.

     Спокойная обстановка, наставления взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции  средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального  фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное – разрушено.   

     Также  СДВГ (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциальной психопатии. СДВГ способствует развитию алкоголизма и наркомании, которые затушевывают его симптоматику и затрудняют диагностику [24, С. 23-25].

     Таким образом, следует помнить, что даже при всем желании гиперактивный ребенок не в состоянии выполнить правил поведения, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени.  Следует помнить, что,  предъявляя ребенку игровое задание или действие, требующее напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. 
 

   
    1. Игры и  игровые упражнения в коррекционно-педагогической  работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
 
 

     Для коррекции отклонений в поведении старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно использовать различные средства, одним из них могут быть игровые упражнения. Считается, что они являются мощным средством развития и психологического воздействия в работе с детьми данной категории.              Игра — вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Задача коррекционной  работы — доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт через непосредственное практическое участие.

     Игровые упражнения – это эффективный  метод коррекции эмоциональных  и поведенческих расстройств  у детей, в основу которого положен  свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Игровые  упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации. Основными задачами игровых упражнений в работе с детьми с  синдромом дефицита внимания с гиперактивностью старшего дошкольного возраста являются: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

     Основная  цель применения игровых упражнений - помочь детям с  синдромом дефицита внимания с гиперактивностью старшего дошкольного возраста выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, являющейся одним из сильных развивающих средств, для детей с СДВГ, так как является ведущим видом деятельности для них. Проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

     Специалисты, такие как Захаров А.И.,  Овчарова Р.В., Эйдемиллер Э., работающие с проблемными детьми уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Игра может дать ключ для того чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку с СДВГ узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее. Игра представляет собой особую деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте. Что проблема игры привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов, искусствоведов. Представители всех научных отраслей сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

     В психоаналитической литературе (Фрейд А., Клейн М., Хаг-Гельмут Г.) игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения. Игра является для ребенка средством  выражения чувств, исследования отношений самореализации. Она представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение.

     Форма проведения игровых упражнений (индивидуальная или групповая) обуславливается  характером эмоциональных проблем  ребенка. Игра оказывает сильное  влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между  участниками группы, помогает снимать  напряженность, повышает самооценку, позволяет  поверить в себя в различных ситуациях  общения, снимая опасность социально  значимых последствий.

     При любой форме центром психологической  работы являются каждый ребенок и  его индивидуальные психологические  особенности.

     Так как игра является ведущим видом  деятельности детей рассматриваемой  возрастной категории, то эффективней  всего осуществлять коррекционную  работу посредством игры и игровых  упражнений. Игра и игровые упражнения являются эффективным методом коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации. 
 
 
 

     Выводы  по главе 1 
 

     В настоящее время единое мнение о  факторах, ведущих к возникновению  СДВГ, отсутствует. На современном этапе  выделяют три основные группы факторов, детерминирующих развитие СДВГ: раннее повреждение ЦНС связанное с  негативными влияниями на развивающийся  мозг различных форм патологии течения  беременности и родов, генетические факторы и внешние социальные факторы. Значимость каждого из названных  факторов риска изучена еще не достаточно и требует уточнения.

     Проявления  СДВГ распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статиколокомоторной недостаточности и социальная дезадаптация.

     Именно  сейчас большую значимость приобретает  проблема раннего дошкольного выявления  синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска его  медико-психолого-педагогическая коррекция, охватывающая мультиморбидность проблем  у детей, что позволяет составить  благоприятный прогноз лечения  и организовать коррекционное воздействие  исходя из позиций мультимодального подхода.  Основными эмоционально поведенческими проблемами у детей с СДВГ являются: импульсивность, быстрая смена настроения, недостаточность самоконтроля, агрессивные вспышки и подверженность депрессивным состояниям. 
 
 
 

ГЛАВА 2.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ 

2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп 
 

     Эмоциональная сфера и поведение детей –  это именно то, на что чаще всего жалуются родители, педагоги при обращении к психологу. Действительно, нарушения поведения причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке постоянных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит постоянные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается». Нередко  к нему применяют моральные и физические наказания. Начиная со старшего дошкольного возраста и на всем протяжении младшего школьного возраста у ребенка, формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Берна Э., механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, и обнаруживает, «что некоторые ситуации встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение, какое поведение и эмоциональные реакции он будет культивировать» [17, С. 73-82]. Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного детского сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению данных правил.  Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн